Классификация политических режимов

Подходы к определению содержания категории политического режи­ма можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправле­нии власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от сте­пени социальной свободы индивида и характера взаимоотно­шений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократиче­ский. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических це­лей и интересов просто невозможно.

Различают следующие основания для классификации политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.

В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.

Роберт Даль (род. 1915) с помощью двух критериев — конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление — выделяет четыре идеаль­ных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемо­нию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наи­более жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независи­мо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.

Некоторые авторы относят к отдельным группам военные, однопар­тийные, либерализирующиеся, квазидемократические, переходные режи­мы. Сэмюэл Хантингтон (род. 1927) обозначил четыре типа недемокра­тических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура и расовая олигархия. Таким образом, в зависимости от задач политологического ана­лиза можно выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наиболь­шее распространение получила типология политических режимов, предло­женная американским ученым Хуаном Линцем (род. 1926), который выде­лил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четы­рем главным характеристикам: по степени политической мобилизации* граждан, уровню плюрализма, степеням идеологи­зации и конституционности власти лидера либо пра­вящей группы.

Как видно, на рисунке Линца начертаны четыре оси: 1) мобилизация; 2) плюрализм; 3) идеологиза­ция; 4) конституционность власти.

С одной стороны оси 1 располагаются режимы, которым жизненно необходима мобилизация масс в свою поддержку (тоталитарные), с другой — режимы, которые не стремятся вовлечь граждан в политику.

Ось 2 демонстрирует зависимость типа режима от развития политического плюрализма, начиная с монизма (гр. monos — один), т.е. концентрации власти и управления мнениями у единственного ак­тора, через ограниченный плюрализм.

Ось 3 показывает тип политического режима в соответствии с возрас­танием роли идеологии.

Конституционность власти лидера/правящей группы или партии/ элиты означает наличие определенных ограничений на применение власт­ных полномочий независимо от того, закреплены ли они формально-пра­вовым способом или нет. Принципы ограничения политической власти могут быть отражены в конституции, уставе, идеологии, традициях, обы­чаях, религии и т.д.

Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов

Характеристика Демократический Авторитарный Тоталитарный Посттоталитарный Султанистский
Политическийплюрализм Ответственный плюра­лизм Ограниченный, безответ­ственный плюрализм; может быть слабаяоппозиция Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) Нет (партия все еще формально монополизи­рует власть) Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка
Социальный и экономическийплюрализм Да Может быть Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция частосоздает «вторую культу­ру», «параллельное общество» или теневую экономику) Существует, но могут быть непредсказуемыедеспотические вмеша­тельства
Идеология Приверженностьгражданским принципам и правилам конкуренции;уважение прав меньшин­ства, законности и ценности личности Нет четко разработанной руководящей идеологии Наличие руководящей инаправляющей идеоло­гии, описывающейдостижимую в будущем утопию Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются привер­женность и вера граждан;смещение акцента с идеологии на прагмати­ческий консенсус Манипуляция символами;прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии
Мобилизация Низкая мобилизация, припонимании ценностивысокого уровня участия; терпимость к мирной,соблюдающей правила оппозиции Нет политической мобилизации, кромеисключительных случаев Экстенсивная мобилиза­ция в большое числосозданных режимоморганизаций; мобилиза­ция основана наэнтузиазме Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация вгосорганизации поддер­живает необходимыеконформизм и покорность Низкий уровень;периодически бываютмобилизации для насилия над группами, указанны­ми султаном
Лидерство Лидеры меняютсяпериодически по итогам свободных выборов; власть их ограниченаконституционно Власть лидера (малой группы правителей) огра­ничена вполне предсказу­емыми, но плохоопределенными нормами Неопределенные границы, большая непредсказуемостьлидерства, часто харизма­тического; рекрутирова­ние на высшие посты зависит от приверженно­сти и успешной карьеры в парторганизации Высшие лидеры практи­чески не бываютхаризматиками; ихрекрутируют из офици­альной партии, адеятельность в основномограничивается парт-структурами, процедура­ми и механизмами «внутренней демократии» Лидерство сильно персонифицировано;отсутствуют рациональ­но-легальные ограничи­тели; покорность лидеру базируется на страхе илиожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечива­ющих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция

Наши рекомендации