Племена периода трипольской культуры
В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен трипольской культуры, получившей название от с. Триполье на Киевщине, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники. Племена трипольской культуры расселялись с Южного Побужья и Поднестровья до Днепра еще в начале III тысячелетия до н. з., заняв часть территории неолитических племен на правобережье Днепра..Поселения трипольской культуры размещались на лессово-черноземных плато и состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, иногда несколькими кругами с площадью посредине. Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и, вероятно, пахотным земледелием (с применением тягловой силы — быка) развивалось скотоводство. Определенную роль в хозяйстве продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.Высокого совершенства достигли трипольцы в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью. Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеология трипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков, обожествлением сил природы.
Порядок трипольского общества был близок к военной демократии(возникли военные отряды). Трипольское общество было конфедерацией племенных союзов, и в основе общественного устройства лежали матриархальные, а впоследствии патриархальные отношения. Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, животноводство; в сфере общественных отношений - переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений и элементов частной собственности; в сфере быта - построение больших глиняных построек, образование протогородов с населением почти 15-20 тыс. жителей; в духовной сфере - доминирование символов плодородия, материализации их в символы благополучия (женские статуэтки, изображения солнца, луны, воды и др.)
Культура и вера первобытных людей
Религия — вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов. Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозные верования появились в среднем палеолите 150-35 тыс. лет назад у неандертальцев. Не каждый человек знал, как говорить с духами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания. их звали, когда болел человек или умирал скот. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ — Способ поклонения богам.
Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты — Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство — Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.
Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.
Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления.Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений.Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.
Эпоха мезолита
Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша.
Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.
Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, чтокультура перестает быть единой и однородной:она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии. Наряду с дальнейшим усложнением религиипоявляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.
Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаватьсярелигиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.
7. Киммерийцы- первый народ на территории Северного Причерноморья и Крыма….
Киммерийцы — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э.
С одной стороны киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами. История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам.
В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообществавыделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территорииУкраина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера.Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историкV в. до н.э. Геродот.
Упоминания о них находим также в ассирийских источниках.Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии сдревнеиранской - «подвижный конный отряд».
Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - этодревнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая -киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранськоистепной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.
Археологи находят вещественные памятники киммерийцев вСеверном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем теченииДнестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.
Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, всвязи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводилив основном лошадей, на которых учились издиты верхом.
Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен,которые возглавлял царь-вождь. У них было большое войско. Оно состояло из подвижныхотрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, лукамии стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии,Урарту и Ассирии.
Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железныеи стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лисостеповикамы иликавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел,украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства.
Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивымибыли у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до нашихдней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.
Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степениспособствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседнихплемен и народов.
Религиозные представления киммерийцев известны по матеріалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечниковдля стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотыеи бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.