Появление первобытного человека на территории Украины

Появление первобытного человека на территории Украины

Каменный век

· Палеолит , или давний каменный век , длился от 1 млн до 10 тыс. лет назад. Его разделяют на

1. ранний (1 млн - 150 тыс.),

2. средний (150 тыс. - 40-35 тыс.)

3. поздний (40 тыс. - 10 тыс.) - эпоха появления и существования человека современного типа

· Мезолит , или средний каменный век , на территории Украины длился от 10 тыс. лет до 7 тыс. лет назад

· Неолит , новый каменный век , - от 7 тыс. до 5 тыс. лет назад

Медно-бронзовый век

· Энеолит, медно-каменный - 4 - 3 тыс. до н.э. Бронзовый - от начала 2 до начала 1 тыс. до н.э.

3. Железный век (ранний) - начало I тыс. до н.э. (9 век до н.э. - 4 век н.э.)

Заселение Украины человеком произошло около 1,5 млн. лет назад. Изучив археологические памятники, выделяют несколько значительных периодов развития первобытного строя: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), медно-бронзовый век, железный век. Некоторые исследователи после каменного века вмещают переходный возраст — меднокаменный энеолит.
Палеолит длился от появления первого человека в нашей стране (около 1,5 миллиона лет назад) до 8-10 тыс. лет до н. э. Первых человеческих существ ученые назвали Homo habilis — человек умелый, потому что люди той эпохи научились обрабатывать камни и делать из него орудия труда каменные рубила, скребки, резцы и др. В результате этого развилась рука, человек начал передвигаться на двух конечностях. Отсюда и второе название — Ноmо erectus — человек прямостоящий. Основными занятиями человека были собирательство и охота.

Первобытное человеческое стадо

Социальной формой существования выступало стадо, поскольку лишь коллективная жизнь давала возможность выжить в сложных климатических и природных условиях. Первобытное человеческое стадо - условное название первоначального человеческого коллектива. Эпоха первобытного человеческого стада охватывает нижний и отчасти средний палеолит. Жили люди того времени в пещерах или хижинах из дерева и костей мамонта. От животного стада его отличало то, что члены стада помогали друг другу, сооружали жилье, где скрывались от холодов и непогоды, воспитывали детей и передавали им жизненный опыт. Их хозяйство было основано на сочетании охоты и собирательства. Характерными орудиями труда были ручные рубила, грубые рубящие орудия, остроконечники и др. Брачные отношения первоначально были беспорядочными – промискуитет. Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены.

Родовой строй на территории Украины: матриархат, патриархат.

Около 30 тыс. лет до н. э. сформировались родовые общины. Род — большой коллектив родственников, совместно жили, работали, вели хозяйство, имели общее имущество. Продукты охоты, рыболовства и собирательства поровну распределялись между всеми членами рода. Несколько родов объединялись в племена. Во времена родового строя у первобытных людей возникают религиозные верования, искусство.

Сначала ведущее место в родовой общине занимала женщина. Этот период называют матриархатом. В это время женщина играла важную роль в хозяйстве. В первобытной родовой общине сложились свои внутренние жесткие законы. Личность отдельного человека и даже его жизнь целиком принадлежала роду. Уход из рода отдельного человека был невозможен, так как обрекал его на голодную смерть. Матриархат продолжался до времени распространения металла.
Упадок родового строя совпало с началом эпохи патриархальной родовой общины.

Важнейшие черты патриархата:

ü распадение родов и выделения отдельных семей;

ü утверждение моногамного брака;

ü родословную и наследие по мужской линии;

ü дальнейшее расслоение общества по имущественному признаку и по степени влияния на решение общественных и семейных дел.

Переход к патриархату связан с интенсивным развитием рыболовства и ремесел. Появляется колесный транспорт, усиливает развитие кочевого скотоводства.

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления.Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений.Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

Эпоха мезолита

Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.

Эпоха неолита

Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, чтокультура перестает быть единой и однородной:она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной. Поэтому неолит Египта отличается от неолита Двуречья или Индии. Наряду с дальнейшим усложнением религиипоявляется мифология. Первые мифы представляли собой ритуальные обряды с плясками, в которых разыгрывались сцены из жизни далеких тотемистических предков данного племени или рода, которые изображались в виде полулюдей- полуживотных. Описания и объяснения этих обрядов передавались из поколения в поколение, постепенно обособлялись от самих обрядов и превращались в мифы в собственном смысле слова — сказания о жизни тотемистических предков.

Вместе с возникновением веры в демонов и духов, примерами которых выступа,!и ломовые, водяные, лешие, русачки, эльфы, наяды и т.п., начинают создаватьсярелигиозные мифы, повествующие о похождениях и деяниях этих божеств.

7. Киммерийцы- первый народ на территории Северного Причерноморья и Крыма….

Киммерийцы — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э.

С одной стороны киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами. История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообществавыделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территорииУкраина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера.Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историкV в. до н.э. Геродот.

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках.Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии сдревнеиранской - «подвижный конный отряд».

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - этодревнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая -киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранськоистепной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев вСеверном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем теченииДнестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, всвязи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводилив основном лошадей, на которых учились издиты верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен,которые возглавлял царь-вождь. У них было большое войско. Оно состояло из подвижныхотрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, лукамии стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии,Урарту и Ассирии.

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железныеи стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лисостеповикамы иликавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел,украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивымибыли у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до нашихдней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степениспособствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседнихплемен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по матеріалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечниковдля стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотыеи бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Сарматы и готы в Крыму.

В Тавриду готы проникли в половине III века. Готы, играли значительную роль в истории Тавриды. Сарматы в Крыму III в.до н.э.-III в.н.э..В связи со скифо-херсонесскими войнами в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются сарматы. Сарматы учавствовали в политических событиях, происходивших в Крыму. В Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

Готы, народ восточно-германской отрасли, играли значительную роль в истории Тавриды. Прародина их на нижнем течении рек Вислы и Прегеля. Под влиянием какого-то толчка готы во 2-й половине II века в большом количестве двинулись на юг под предводительством своего короля Филимера, пересекли болотистую долину реки Припяти, раздробив здесь славянские племена, и к началу III века проникли в Черноморские области. Быстро заняли они громадное пространство Черноморья от Дона до Дуная, сорганизовались в государства и тотчас же столкнулись с тогдашним культурным миром и с великой Римской империей – почти одновременно и в Придунавии, и Приднепровии и, что нам особенно сейчас интересно, в Тавриде.

В Тавриду готы проникли в половине III века. При археологических исследованиях могильников по берегу Черного моря, от Феодосии до Херсонеса (особенно в окрестностях Гурзуфа), были находимы в большом количестве, так называемые, деформированные черепа, которые одни относят к готам, другие к аланам. Здесь они быстро и почти беспрепятственно обосновались. События в культурных центрах Тавриды благоприятствовали им: на Боспоре шли смуты из-за престола, а Херсонес, привыкший за последние 200 лет жить под охраной Рима, в качестве области римской провинции Мезии, не оказал никакого противодействия.Вся Таврида в руках готов. Скифы (таврические) с этого времени, как политическая единица, больше не существуют; они постепенно теряют свои национальные черты и сливаются с готами и другими народами.

В первый свой период владычества готы пользуются морскими силами Боспора и Херсонеса и разоряют, начиная с Кавказских, берега Черного моря. После первой удачи перебрасываются на Малоазиатский берег и опустошают такие города, как Трапезун (257 г.), Халкедон, Никомидию, Никею, Киос, Апамею, Прусу и др., затем на западном берегу Черного моря – города Истрос, Томи, Анхиол и др., наконец, они прорываются чрез Пропонтиду и Эгейское море в Средиземное море, опустошая острова Родос, Крит, Кипр и др.

Завоеватели Тавриды столкнулись с культурой прежних эллинских колоний, подпали под ее влияние, но в это время в Тавриде, как и во всем греко-римском мире, происходил великий переворот в жизни – от языческой античности к христианству. Последнее захватило и готов и быстро распространилось между ними. Походы их в Малую Азию привели к непосредственному столкновению с христианами. Часто среди пленников были последователи Христа, и они в своем унижении покорили победителей своему Богу. Христианство среди крымских готов усвоено было по восточному обряду, и связи их с христианским востоком продолжаются до последних дней их истории.

Этногенез восточных славян

Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известный памятник славянской протоцивилизации — Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную будущие белорусский, русский и украинский народы, западную поляки, чехи, словаки и др. и южную болгары, сербы, хорваты и др..

Во II в. н.э. в Северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V-VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.

Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества.

Образование крупных славянских общностей: Куявии, Славии, Артании.

Арта — так называли три племенных центра Древней Руси древние арабские, персидские и среднеазиатские географы IX-X вв

Куявия занимала земли между Днепром и Южным Бугом, от Кривого Рога на юге, до реки Припять на севере. Её столица находилась в 50 км к юго-западу от современного Киева, у истока реки Стуга, притока Днепра, рядом с городом Фастов. Новая религия разрушала и предавали забвению всё, что относилось к язычеству и тому времени. В частности Куявия или Киявия — по сути и было древней Киевской Русью

Славия располагалась от Тюрингии до истока Южного Буга. Её столица находилась в районе Судетских гор.

Артания располагалась от реки Кубань до Дмитровской гряды и от Днепра до Волги. Столица Артании — Хурдаб Арта — находилась в 12 км к северо-востоку от города Старый Оскол, Белгородской области. Сейчас здесь находятся удивительные и загадочные камни, геологические и природные памятники, заказники и заповедники. Правителей хоронили в усыпальницах вблизи Донского Белогорья.

На границе старой и новой эры происходили великие переселения народов. Славяне осели на пространстве от Волги до Карпат и от Кубани до Дмитровской гряды Московской области. В VI веке ими были созданы четыре многонациональные славянские государства: Артания, Куявия, Славия и Славяно-Русское. Артания располагалась от реки Кубань до Дмитровской гряды и от Днепра до Волги. Столица Артании – Хурдаб (Арта) – находилась в 12 км к северо-востоку от города Старый Оскол, Белгородской области.
Арабские и персидские авторы сообщали, что Артания находилась между Хазарией и Великой Булгарией. Из Королевских скандинавских саг (об Инглингах) и Младшей Эдды, нам известно, что «старшая раса богов» - ваны – жили в нижнем течении Танаиса (Таниксвиля). Это современная правобережная часть Дона Ростовской области. Их столица находилась в 20 км юго-западнее г. Краснодона. Они постоянно соперничали с «молодой расой богов» – асами, которые располагались к востоку от них, между Доном и Волгой (Волгоградская—Пензенская области). При нашествии гуннов многие ваны ушли на север, а асы позже вошли в состав Артании, как княжество. Артания состояла из ряда княжеств, включая и Тмутараканское на Кубани, (со столицей в районе города Белая Глина).
Ещё до образования Артании значительная часть русов из верхнего Поволжья стала мигрировать вдоль Волги до Кавказа и Персии, а также через Мордовию и Украину на Балканы, по пути оседая в Приднепровье. Арабские источники сообщали, что русы резко отличаются от славян и варягов по территории их проживания с разными соседями, по одежде, жилищам, роду занятий, культовым обычаям, погребениям. У славян были князья, а у русов – ханы. Русы – купцы и воины. Они совершали разбойные нападения на соседние народы: славян, Приднепровье, Причерноморье, Каспий, Византию, Арабский Халифат. Африку и вплоть до Испании.
В последнее историческое время усердно пытаются поставить равенство между славянами и русами, считая славян русскими. Это ведёт к забвению славян, как предали забвению этрусков, скифов, кривичей и ряд других народов. Рюриковичи предали забвению истинную историю славян, руссов и других древних народов, преподнося её в искажённом свете.
Куявия занимала земли между Днепром и Южным Бугом, от Кривого Рога на юге, до реки Припять на севере. Её столица находилась в 50 км к юго-западу от современного Киева, у истока реки Стуга, притока Днепра, (рядом с городом Фастов). Новая религия разрушала и предавали забвению всё, что относилось к язычеству и тому времени.
Славия располагалась от Тюрингии до истока Южного Буга. Её столица находилась в районе Судетских гор.

Правление Ярослава Мудрого

возникла серьезная угроза единства Киевской Руси. Против него открыто выступил сын Святополк, а второй сын — Ярослав отказался, сидя в Новгороде, платить Киеву дань. Владимир готовился к походу на Новгород, но 1015 г. умер.

Между сыновьями Владимира Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом, Мстиславом и Святополком началась кровавая борьба за единоличную власть в государстве. В ней вышли победителями Ярослав и Мстислав.

По соглашению 1026 братья поделили Русь на отдельные владения вдоль Днепра: Ярослав стал княжить в Киеве, а Мстислав — на Левобережье с центром в Чернигове. Братья совместными усилиями выгнали поляков из Червенской Руси, вновь присоединив ее к Киевской Руси. Этот поход состоялся 1031 А 1036 г., после смерти Мстислава, Ярослав стал править единолично. Ярослав прилагал много усилий для укрепления единства и централизации государства. Он продолжал строительство защитных сооружений против кочевников, крепостей вокруг Киева. 1036 печенегам был нанесен окончательное поражение, после чего они прекратили свои набеги на Русь.

При Ярославе, которого прозвали Мудрым, Русь достигла зенита своего развития. Появились новые города, ставшие центрами торговли и ремесла, увеличилось земельная собственность бояр и дружинников. Рос и международный авторитет Киевского государства, свидетельством чего были династические браки дочерей Ярослава с влиятельными обладателями Европы: они стали венгерском, норвежском и французском королевами. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а его сестра стала женой польского короля.

Важнейшим актом государства времен Ярослава было составление в единый сборник законов государства — Русскую Правду, которую потом дополнили статьями и положениями сыновья Ярослава. Русская Правда закрепила те общественные отношения, сложившиеся в Киевском государстве в то время. ее статьи закрепляли неравенство людей разных слоев населения. Крупнейшими правами, разумеется, пользовался князь. Часть штрафов, накладывались на преступников, шли в его пользу. Денежные наказания были различными в зависимости от социального положения пострадавших. Русская Правда охраняла частную собственность и ее владельца.

При Ярославе много внимания уделялось культурному развитию государства: было открыто школы, библиотеки, началось летописание и переписывание книг монахами. При монастырях основана первая больнице.

Именно тогда усилилось и значение Киевской митрополии: высшую церковную должность — митрополита — начал занимать уже не грек, как раньше, а рус. Им стал Илларион.

15 июля 1015 года в Берестово умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами.

35 лет правления Ярослава Мудрого стали временем расцвета Киевской Руси.
Ярослав распространил власть на западное побережье Чудского озера, где был сооружен город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). Восстановилась власть киевского князя над ятвягами на Немане. После завершения междоусобной борьбы князь способствовал возрождению сельского хозяйства, ремесла, торговли. Перестраивал Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Новгород.

Больше сделано князем Ярославом для укрепления юго-восточных границ. Как и его отец, Ярослав строил города-крепости на Руси, решительно боролся с кочевниками. Успехи внешней политики Ярослава основывались не на применении вооруженных сил, а на дипломатической деятельности, опиравшаяся на династические родственные связи

Во время правления Ярослава Мудрого в городе насчитывалось около четырехсот церквей, 8 рынков и более пятидесяти тысяч жителей.
Население Киева быстро росло. Кроме княжеской семьи, бояр, дружинников, в нем селились ремесленники, купцы, ростовщики. В период расцвета город имел до 8 тыс. дворов и около 50 тыс. человек населения. По размерам, бурный жизни и богатством Киев достиг уровня крупнейших столиц Европы - Лондона и Парижа. Его даже стали называть соперником Константинополя.

Киев превратился в одно из крупнейших и красивейших городов в средневековой Европе - «мать городов русских», прекрасную столицу Руси. На месте разгрома печенегов князь начал городскую застройку. Он окружил новую часть города большим валом и высокой деревянной стеной. В отличие от старой части - «города Владимира», юная получила название «города Ярослава». Главные южные ворота, над которыми высилась церковь с золотой баней, получили название Золотых. В центре «города Ярослава» в 1037 г. построен митрополичий Софийский собор, сохранившийся и поныне. Укреплялись городские укрепления. Ремесленно-торговый Подол обнесли верхним и нижним валом. В Киеве накапливались богатства. Он стал выдающимся административным и торговым центром. Его связи охватили многие страны Европы и Азии.

В русскую историю Ярослав вошёл под именем Мудрого. Именно при нём было основано первое народное училище и составлен первый свод письменных законов - «Русская правда» или же «Правда Ярослава».

«русская правда»-первый правовой кодекс всей страны

«Русская правда» - сборник, или свод, русских законов, который складывался на протяжении нескольких поколений. Древнейшую часть создана во времена Ярослава Мудрого; отдельную часть составляют статьи, заключенные Ярославовым сыновьями, - «Устав Ярославичей». К «Русской правды» вошли статьи и более поздних времен. Сборник был действующим на землях Украины, Беларуси, Литвы, России на протяжении нескольких веков, став основой для развития законодательства и судопроизводства.

Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде (согласно «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.

Любечский съезд русских князей принял решение:

1. о порядке замещения киевского стола
2. о порядке взимания полюдья
3. о порядке наследования князьями своих вотчин
4. о порядке взимания процентов ростовщиками

Любечский съезд и его последствия
К концу XI столетия процесс формирования городов-государств вступит в заключительную фазу, что приведет не только к ослаблению зависимости Чернигова и Переяславля от Киева, но и поставит под угрозу самое существование федерации. Чернигов и Переяславль окажутся в противоречивой ситуации. Стремлением к ликвидации остатков зависимости от Киева, они разрушали и сложившуюся политическую систему, на которой зиждились и возглавляемые ими федерации, как составные части сложного союза земель. Сепаратистские устремления второй и третьей по значению господствующих общин грозили спровоцировать распад и собственных федераций; т.е. – выход из-под их власти подчиненных волостей, юридически закрепленных «завещанием» Ярослава.

Галицкое княжество

Галицкое княжество — русское княжество на юго-западной окраине Руси, существовавшее в XII веке.

Территория изначально относилась к Волынскому княжеству. После утверждения на этих землях потомков старшего Ярославича, Владимира, и его сына Ростислава 1085, по которому получила своё название первая галицкая династия, были образованы Перемышльское Перемышль, Звенигород и Теребовльское Теребовль, Галич княжества. Первым галицким князем был сын Василька Теребовльского Иван Василькович с 1124.

По смерти Ивана 1140 Владимир Володаревич переехал из Перемышля в Галич, княжества объединились в Звенигороде до 1144 года княжил Иван Ростиславич Берладник, что считается моментом основания Галицкого княжества.

В период правления Владимира Володаревича до 1153 киевские князья Всеволод Ольгович и Изяслав Мстиславич предприняли несколько походов на Галич, добились частных успехов, но не смогли удержать княжество под своей властью. К концу 1150-х годов соотношение сил кардинально изменилось, и когда киевский князь Изяслав Давыдович поддержал претензии Ивана Берладника на галицкий престол, галицкий князь Ярослав Осмомысл, по выражению автора Слова о полку Игореве, отворил ворота Киеву, послав помощь волынскому князю Мстиславу Изяславичу, и тот привёл на киевское княжение своего дядю Ростислава Мстиславича Смоленского в 1159 году. Возвращение Изяслава на киевский престол вызвало новый аналогичный поход и привело к его гибели.

Галицкие князья состояли в династических связях с мощнейшими князьями Руси. Ярослав Осмомысл был женат на дочери Юрия Долгорукого, а Владимир Ярославич — на дочериСвятослава Черниговского. Галичане как и черниговцы были одними из немногих, кто не участвовал во взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 году. В 1173 году галицкие войска способствовали приведению на киевское княжение Ярослава Изяславича Волынского.

К 1173 году относится конфликт Ярослава Осмомысла с галицким боярством, в ходе которого князь был арестован, его любовница Настасья сожжена, а их сын Олег Ярославич изгнан. Смерть Ярослава 1187 и его завещание в пользу незаконнорожденного Олега повлекли за собой борьбу за власть, в которой участвовали венгры, поляки, император Фридрих I Барбаросса, волынский князь Роман Мстиславич, тесть Владимира Ярославича Святослав и дядя Владимира Всеволод Большое Гнездо. В ходе этой борьбы погиб сын Ивана Берладника Ростислав Иванович, приглашённый галицкими боярами. Утверждившийся на галицком престоле в 1189 году Владимир Ярославич признал своего дядю Всеволода своим покровителем.

Со смертью Владимира в 1199 году пресеклась династия галицких Ростиславичей, хотя сыновья Владимира в 1218 году упоминались в Венгрии и, возможно[1], являлись претендентами на галицкий престол. На галицкое княжение пришёл Роман Волынский на дочери которого был женат старший из Владимировичей, Василько, что считается моментом объединения двух княжеств и основания Галицко-Волынского княжества с 1254 года — королевство.

После гибели Романа 1205 его вдове и сторонникам не удалось сохранить престол за его несовершеннолетними сыновьями, но спустя десятилетие они укрепились на Волыни, в то время как за Галич продолжалась борьба между ведущими русскими княжескими союзами и венграми. В течение 1230-х годов Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче, в 1245 году онодержал окончательную победу над своими внутриполитическими противниками.

Особенностью политической жизни Галицкого княжества был значительное влияние на управление княжеством местных бояр. В отличие от бояр других земель, где они в основном происходили из княжеской дружины, галицкое боярство развилось прежде всего с местной родоплеменной знати. Свои имения они получили не от киевского князя, а путем захвата общинных земель. Придя сюда, первые Рюриковичи встретили сопротивление местной знати, что видела в них чужаков и любыми средствами отстаивала свои интересы, часто опираясь на Польшу и Венгрию.

Галицкое княжество — русское княжество на юго-западной окраине Руси, существовавшее в XII веке.

Территория изначально относилась к Волынскому княжеству. После утверждения на этих землях потомков старшего Ярославича, Владимира, и его сына Ростислава (1085), по которому получила своё название первая галицкая династия, были образованы Перемышльское (Перемышль, Звенигород) и Теребовльское (Теребовль, Галич) княжества. Первым галицким князем был сын Василька Теребовльского Иван Василькович (с 1124).

По смерти Ивана (1140) Владимир Володаревич переехал из Перемышля в Галич, княжества объединились (в Звенигороде до 1144 года княжил Иван РостиславичБерладник), что считается моментом основания Галицкого княжества.

В период правления Владимира Володаревича (до 1153) киевские князья Всеволод Ольгович и Изяслав Мстиславич предприняли несколько походов на Галич, добились частных успехов, но не смогли удержать княжество под своей властью. К концу 1150-х годов соотношение сил кардинально изменилось, и когда киевский князь Изяслав Давыдович поддержал претензии Ивана Берладника на галицкий престол, галицкий князь Ярослав Осмомысл, по выражению автора «Слова о полку Игореве», «отворил ворота Киеву», послав помощь волынскому князю Мстиславу Изяславичу, и тот привёл на киевское княжение своего дядю Ростислава Мстиславича Смоленского в 1159 году. Возвращение Изяслава на киевский престол вызвало новый аналогичный поход и привело к его гибели.

Галицкие князья состояли в династических связях с влиятельнейшими князьями Руси. Ярослав Осмомысл был женат на дочери Юрия Долгорукого, а Владимир Ярославич — на дочери Святослава Черниговского. Галичане (как и черниговцы) были одними из немногих, кто не участвовал во взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 году. В 1173 году галицкие войска способствовали приведению на киевское княжение Ярослава Изяславича Волынского.

К 1173 году относится конфликт Ярослава Осмомысла с галицким боярством, в ходе которого князь был схвачен, его любовница Настасья сожжена, а их сын Олег Ярославич изгнан. Смерть Ярослава (1187) и его завещание в пользу незаконнорожденного Олега повлекли за собой борьбу за власть, в которой участвовали венгры, поляки, император Фридрих I Барбаросса, волынский князь Роман Мстиславич, тесть Владимира Ярославича Святослав и дядя Владимира Всеволод Большое Гнездо. В ходе этой борьбы погиб сын Ивана Берладника Ростислав Иванович, приглашённый галицкими боярами. Утвердившийся на галицком престоле в 1189 году Владимир Ярославич признал своего дядю Всеволода своим покровителем.

Волынское княжество

Волынское княжество или Владимиро-Волынское княжество — русское княжество в северной части Юго-Западной Руси, существовавшее с X по XII век. Столицей был город Владимир-Волынский. В XII веке в состав княжества входили такие города, как Кременец, Луцк, Бужск, Дорогобуж, Берестье, Белз, Червен, Шумск, Пересопница.

Первым волынским князем был Всеволод, сын Владимира Святославича Святого. В конце XI века в Перемышле и Теребовле утвердилась старшая линия потомства Ярослава МудрогоПервая галицкая династия. В 1154 году Волынское княжество обособилось от киевских князей под властью старшей линии потомства Владимира Мономаха[1], основателем династии былИзяслав Мстиславич. Его сыновья Мстислав и Ярослав княжили соответственно во Владимире-Волынском и Луцке. Центры уделов сыновей Мстислава находились также в Белзе, Червне и Берестье, Ярослава — в Пересопнице, Дорогобуже и Шумске.

В 1199 году князь Роман Волынский сын Мстислава Изяславича был приглашён на престол Галицкого княжества и объединил его со своим, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество. В течение десятилетия после гибели Романа 1205 его сыновьям удалось укрепиться на Волыни, которую они объединили в своих руках после смерти своего двоюродного дяди, последнего сына Ярослава Изяславича Мстислава Немого 1227 и изгнания своего двоюродного брата Александра Белзского 1230. Опираясь в борьбе против венгров ичерниговских Ольговичей на ресурсы Волынского княжества, Даниилу Романовичу удалось окончательно утвердиться в Галиче в 1239 году.

После смерти сына Василька Романовича бездетным 1288 Волынь отошла во владение потомков Даниила. С 1320 года Волынь находилась в зависимости от Великого княжества Литовского. Любарт Гедиминович, женатый первым браком на дочери Андрея Юрьевича, на протяжении многих лет княжил на Волыни. В результате войны за галицко-волынское наследство1340-1392 произошёл раздел во<

Наши рекомендации