Гос. Механизм в период сословно-предствительной монархии.
Монарх. Укрепление власти монарха, которая находит своё выражение в новой титулатуре- в 1547 году Иван 4 провозглашается царём. Он создал теорию о 2 сортах государей. 1 сорт- монарх «по божескому соизволению», 2 – выборный. Себя он относил к 1. Ивана грозного можно считать абсолютным монархом – неограниченная монархия, независимость не только от внешних сил, но и от внутренних (самодержецом- внешняя независимость государства прежде всего от татар).
Боярская дума- старый орган. Иван 4 делал попытки подмять боярское правительство. В состав думы включены окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. При Иване 4 состав думы бал полностью обновлён. Дума играет большую роль, она не имела какой- то сбой компетенции, она занималась теми вопросами, что и царь. Значение боярской думы особо возрастает во времена междуцарствия. Она становилась главным органом. Но во 2 половине 17 века дума стала терять своё значение, т.к. в это время Россия врастает в абсолютизм.
Земские соборы представляют собой новый орган. В них участвовали бояре, духовенство, дворянство (купцы и посадское население). В 1550 году был принят царский судебник. Собор 1556 года решал важные вопросы, прежде всего и ливонской войне. Собор 1613 года положил начало династии Романовых. Земские соборы в конце 17 века состояли из 3 основных частей: боярская дума, освещённый собор (собор высшего духовенства), собрание представителей разных чинов, т.е. дворянства, купечества. Созывались земские соборы обычно царём или временно заменяющий его властью( боярской думой, патриархом).земские соборы собирались когда нужно было проводить какие-либо важные гос мероприятия, на которые у царя не хватало собственных сил и средств, т.е. юридической обязанности созывать соборы у царей не было, но нужда заставляла делать это. Определённой компетенции они не имели, круг их прав и полномочий не был формально определён, всё это вытекало из потребностей момента. Царь при вступлении на престол должен был быть избран собором (Василий Шуйский, Борис Годунов, Алексей Михайлович).
Органы управления. В центральном управлении дворцово-вотчинная система заменяется новой приказной системой. Её ведение обусловлено обострением классовой и внутри классовой борьбы, в том числе требованиями дворянства и купечества, рвавшихся к власти. Приказы создавались по мере надобности. В силу безплановости создания приказов чёткого разграничения компетенции между ними не было. Приказная система носила на себе отпечаток дворцово-вотчинной системы, т.к. постепенно вырастало из него. Были и приказы, совмещавшие общегосударственные функции с удовлетворением личных потребностей царя. В середине 17 века стала проводиться упорядочение приказной системы6 несколько приказов отдавались под управление одного лица, приказы сливались, был учрежден тайный приказ, сконцентрировавший контроль над всем управлением.
Местные органы! На местах остро ощущалась социально напряжение. В 16 веке отмечается процесс вытеснение черносошных крестьян с их земель монастырями и дворянами- помещиками, и стремление превратить их в крепостных. Урезаются права посадского низа. Ухудшаются положения низших слоёв господствующего класса. Городовые приказчики были представителями центра на местах, они существенно отличались от кормленщиков тем, что формировались из местных дворян, заинтересованных в борьбе с восстающими крестьянами. Городовые приказчики- сбор посошного ополчения, т.е. вспомогательного войска из крестьян, призываемого пропорционально налогообложения. Такое ополчение использовали и для строительства крепостей, городов и т.д. вскоре добавилась функция- обеспечивать войско. Стоящие на подвластные городчику территории. Таким образом, хотя городовой приказчик был военно- административной фигурой, тем не менее он ведал и более широким кругом дел в сфере местного управления. В 16 веке городовые приказчики занимались вопросами финансового управления, а также надзором за великокняжеским земельным фондом. Их деятельность постепенно теснила наместников и волостелей, и способствовала переходу местного управления в руки создаваемых губных органов, заменивших систему кормления. Первоначально в функции губных изб входила борьба с «лихими людьми», в последствии их компетенции всё больше расширялись. Под губой понималась определённая территориальная единица- округ. Возглавляли такие органы губные головы( из детей боярских). В их компетенцию входила борьба с разбойниками и татями, также с лихими людьми и т.д.
В 17 веке размах крестьянских восстаний поставил вопрос об усилении местной власти, поэтому создается воеводстко- приказное управление. В каждый уезд стали посылать воевод, они имели военную силу, назначались на короткий срок(чтобы не превратиться в кормленщиков).
Церковь и государство. Иван 4 в начале своего царствования поссорился с верхушкой церкви, она вмешивалась в семейные дела царя, который нарушал каноны православия в отношении количества сменяемых жён. Он выступил с резкой критикой духовенства, результатом чего явилось издание Знаменитого Стоглава. В конце 16 века возрастание авторитета русской православной церкви привело к присвоению её главе сана патриарха.