Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному уложению 1649 года.

Крестьяне:

Окончательно закрепощены. Бессрочный сыск беглых крестьян. Крестьян возвращали феодалам на основании их записи в писцовых книгах от 1626 года.

Подразделялись на два вида: частновладельческие и государственные.

Зависимость крепостных была потомственной. По записям 1626 года крестьяне возвращались в женой и детьми, по книгам 1646-48гг. - кроме того, вместе с братьями, племянниками, внуками, их женами и детьми.

Были признаны законными «полюбовные» сделки феодалов о крестьянах.

За держание беглого крестьянина феодал уплачивал штраф в размере 10 рублей в год

Крестьяне были прикреплены к земле, а не к личности феодала. Это подтверждается такими нормами, как запрет перевода из поместья в вотчину, принадлежащие одному феодалу. Другой пример: требование мены поместьями «жилое на жилое», «пустое на пустое» и т.д.

Помещик отвечал за правонарушения, совершенные его крестьянами (кроме татьбы, разбоя и убийства).

Если феодал убивал чужого крестьянина:

- неумышленно - отдавал владельцу убитого своего лучшего крестьянина с его семьей и имуществом.

- умышленно - смертная казнь.

Крестьянское имущество защищалось законом от посягательств помещика. Так, если выяснялось, что помещик грабил крестьян, устанавливал слишком высокие налоги и т.п., и это привело к массовому бегству крестьян из тех земель, то следовало жестокое наказание, «что государь укажет».

Крестьянство запрещено было закабалять. Нельзя было накладывать кабалу ни на своих собственных, ни на беглых крестьян.

За оскорбление крестьянина полагался рубль штрафа.

Имущество крестьянина:

- беглых крестьян возвращали с имуществом. Даже если «глухой живот», т.е. точная сумма крестьянского имущества неизвестна - она определялась по умолчанию в 5 рублей.

- закон предупреждал «корыстование» крестьянским животом, т.е. стремление феодала, принявшего беглых крестьян, оставить их имущество себе. Если феодал признавался в том, что принял беглого крестьянина, но не признавал «животы», следовало все равно доправить их с ответчика.

- крестьяне обладали правом арендовать сенокосы, бобровые и иные угодья, а также правом сервитута для прохода через чужие земли к этим угодьям

- крестьянам запрещено было иметь бизнес в посадах или торговать чем-нибудь, кроме как прямо с возов.

Процессуальные права крестьянина:

- мог быть истцом и ответчиком в суде

- мог быть призван в свидетели (при сумме иска до 20 рублей можно было ссылаться на 10 крестьян). Для него было обязательно крестоцелование.

- мог сам призывать себе свидетелей

- мог доносить на своего господина. Однако если донос не оправдывался, крестьянина жестоко били кнутом.

- если помещик привел крестьянина в суд, обвиняя его, крестьянину назначали пытку.

Посадские люди.

До Уложения существовало два типа посадов: черный и белый. Белые не несли тягло, поэтому люди из черных стремились уходить в белые слободы. Уход людей из черных слобод повлек за собой увеличение тягла для оставшихся, поскольку налог платился не с человека, а с улицы, и существовала круговая порука. Такая система вызывала недовольство как чернотяглого населения (на них возлагалось больше обязанностей), так и государства (приток денег в казну уменьшался). Поэтому Соборное Уложение упраздняет белые слободы и переводит все их население под государево тягло.

Основания принятия под тягло:

- принадлежность к территории посада

- занятие ремеслом и торговлей на этой территории

- родственные отношения с посадскими людьми

Основания освобождения от тягла

- переход в казачество, совершенный до Смоленской войны (1632-1634)

- освобождение из плена

- переход в стрельцы: если отец с сыновьями уходили в стрельцы, то отец и двое старших, отслужив, возвращались в посад под тягло, а третий и остальные младшие могли остаться на службе и не нести тягло.

- переход в приказы Москвы на государственную службу. Для этого было необходимо подать челобитную, и если государь ее подписал, то тягло снималось.

Таким образом, было осуществлено прикрепление горожан к посадам, закрепление за ними определенной деятельности, был запрещен переход из одного посада в другой или из одного сословия в другое.

Крестьяне не могли заниматься посадскими ремеслами. Если кто-либо из них имел «промыслы» в городе, должны были продать их кому-нибудь из посадских. Феодальные имения - вотчины и поместья, находившиеся в посадах - государь забирал себе, а их владельцам предоставлял взамен равноценные имения в сельской местности.

Категория служилых по прибору - податное, лично свободное население, принятое на военную службу. Не несли тягло, если не имели промыслов в городе. Стрельцы, казаки, драгуны не платили тягло даже при наличии промысла - однако должны были уплачивать таможенные пошлины и оброк. Служилые люди, в отличие от посадских, могли освободиться от тягла по своему желанию.

Наши рекомендации