Общественный строй в период сосовно-представительной монархии
Сословно-представительная монархия – это форма правления, которая складывается в период становления централизованного государства и характеризуется тем, что правитель государства вынужден делить свою власть с органами представительства сословий феодального общества. В России это были Боярская дума и Земские соборы. Сословно представительная монархия начала складываться при Иване III, но окончательно сформировалась при Иване IV.
Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля. Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Ее результат- царь получил удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное вцентрализации государства и усилении власти царя.
Землевладельцы поделены на 2 группы:крупные – бывшие князья, бояре,и мелкие – дворяне. Между ними были противоречия по вопросу закрепощения крестьян. Бояре – апатичное отношение к крестьянству. Не так заинтересованы в максимальном доходе с крестьян. Дворянам же было важно получить больше дохода, чтобы предоставить требуемое количество вооруженных людей. Крестьяне уходили к боярам, у которых было не так тяжело работать, поэтому дворяне нуждались в закрепощении крестьян.Вопрос о внешней политике.Бояре не особенно интересуются внешней политикой, не хотят рисковать жизнью и имуществом, а дворяне в основном получают звания и деньги в походах, они за активную внешнюю политику.Вопрос царской власти- бояре стремятся ослабить ее, дворянство же служит опорой царю.Управленческий аппарат пополняется за счёт дворян.
В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его отмена произошла лишь в 1682 г.
При Иване IV начинает оформляться понятие подданства, феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом оставалась церковь, которая имела огромные земельные владения. Большое количество крепостных работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в ,1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, касающихся дальнейшего роста церковного землевладения.
Крестьяне – в этот период окончательно заверен процесс закрепощения.Повышается Пожилое в 2 раза, появляется плата за повоз.Феодалы заманивают крестьян – обещают расплатиться за долги в обмен на переход к феодалу. Сокращается срок перехода – неделя, а то и меньше.1582 – 1592 – запрет перехода крестьян в Юрьев день. Это сделано для того, чтобы провести перепись всех крестьян в стране(переписные книги - в них указывалось имя крестьянина и принадлежность к определенному феодалу). Из-за постоянных перебежек крестьян от одного владельца к другому в 1597г. был принят закон «Об урочных летах» - устанавливающий исковлую давность по сыску беглых в 5 лет. (Потому что прошло 5 лет от окончания переписи в 1592г.) В 1607г. срок сыска продлен до 15 лет (опять же, с 1592г.). Соборное Уложение окончательно закрепощает крестьян.
Крестьяне становятся объектами права. Так, за девушку, вышедшую замуж за крестьянина другого феодала, последний должен платить «вывод» 5 рублей. Другой пример: феодал, принявший чужого крестьянина и использующий его в хозяйстве, должен был заплатить владельцу по 10 рублей за каждый год - это возмещение ущерба за пользование чужой вещью.
Сближение статуса холопа и крестьянина. Появляются кабальные холопы – договор – добровольное превращение в холопа, но не пожизненно. Для этого свободный человек должен достичь определенного возраста, не состоять на гос службе, регистрировать этот договор в холопьем приказе. Исчезает полное холопство. Экономически труд холопа был признан невыгодным, и потому возникло стремление перевести их в категорию крепостных крестьян. Закон предусматривает выход из холопства по отработке долга или по смерти господина. Кабальное холопство не наследовалось.
Городское население – получает устойчивое наименование "посадские люди". Сложилась определенная иерархия:
а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.
б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.
в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)
г) слободы (ремесленные кварталы и цехи)
Существовали белые слободы - не платившие тягло, и черные - несущие денежные и натуральные повинности. Стремление уйти от тягла вело к тому, что население черных слобод записывалось в белые. Но поскольку существовала круговая порука, повинности ушедших перекладывались на оставшихся в черной слободе. В итоге государство упразднило белые слободы и запретило переход из одного города в другой - закрепостило городское население.
Российское государство становится многонациональным - вследствие присоединения обширных территорий, расширения связей с зарубежными странами. Для иноземцев строились специальные слободы, им предоставлялись определенные права (например, они обладали правом преимущественного кредитора - долги иностранцам нужно было выплатить в первую очередь). На покоренных территориях азиатских народов власть опиралась на существующие структуры и сложившиеся порядки.