Механизмы прямого и косвенного вмешательства государства в экономику.
Основные функции ГРЭ
1. Функция определения целей - т.е. определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.
2. Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов (их интересы) и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении.
3. Регламентирующая (нормативная) функция - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле.
4. Функция корректирования сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизация и ликвидация негативных экстерналий и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества.
5. Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (например, между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающей природной среды и т.д.
6. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.
7. Контролирующая - это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов и т.д.
Итак, основные функции государства:
-образование правовой базы;
-защита конкуренции;
-обеспечение экономики необходимым количеством денег;
-минимизация негативных экстерналий;
-распределение и перераспределение доходов;
-производство общественных товаров и услуг.
4. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики в рыночной системе хозяйствования.
Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
^ Выделяют несколько блоков объектов ГРЭ:
Макроэкономические
- экономический рост национального хозяйства;
- секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
-цены и ценообразование;
-антиинфляционная политика;
-научно - техническая и инновационная политика;
-государственный сектор;
-предпринимательство;
-антимонопольная политика;
-теневая экономика
Денежно-финансовые:
- денежно-финансовое обращение;
-условия накопления и сохранения капитала;
-налоги и налогообложение;
-государственный внешний и внутренний долг;
-платежно - торговый баланс;
-экспортно-импортные операции.
^ Социальные и экологические
- занятость, безработица, миграция;
- социальная защита и социальное обеспечение;
- образование;
- здравоохранение;
- охрана окружающей среды.
Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
В РФ к субъектам относятся:
Государственная дума
Совет Федерации
Президент РФ
Конституционный суд
Государственный совет при Президенте
региональные органы власти
Субъекты ГРЭ:
носители - физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы.
исполнители - государственные органы власти
выразители - политические партии РФ.
Основные функции ГРЭ
1. Функция определения целей - т.е. определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.
2. Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов (их интересы) и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении.
3. Регламентирующая (нормативная) функция - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле.
4. Функция корректирования сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизация и ликвидация негативных экстерналий и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества.
5. Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (например, между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающей природной среды и т.д.
6. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.
7. Контролирующая - это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов и т.д.
Итак, основные функции государства:
-образование правовой базы;
-защита конкуренции;
-обеспечение экономики необходимым количеством денег;
-минимизация негативных экстерналий;
-распределение и перераспределение доходов;
-производство общественных товаров и услуг.
4. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики в рыночной системе хозяйствования.
Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
^ Выделяют несколько блоков объектов ГРЭ:
Макроэкономические
- экономический рост национального хозяйства;
- секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
-цены и ценообразование;
-антиинфляционная политика;
-научно - техническая и инновационная политика;
-государственный сектор;
-предпринимательство;
-антимонопольная политика;
-теневая экономика
Денежно-финансовые:
- денежно-финансовое обращение;
-условия накопления и сохранения капитала;
-налоги и налогообложение;
-государственный внешний и внутренний долг;
-платежно - торговый баланс;
-экспортно-импортные операции.
^ Социальные и экологические
- занятость, безработица, миграция;
- социальная защита и социальное обеспечение;
- образование;
- здравоохранение;
- охрана окружающей среды.
Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
В РФ к субъектам относятся:
Государственная дума
Совет Федерации
Президент РФ
Конституционный суд
Государственный совет при Президенте
региональные органы власти
Субъекты ГРЭ:
носители - физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы.
исполнители - государственные органы власти
выразители - политические партии РФ.
Механизмы прямого и косвенного вмешательства государства в экономику.
В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только рыночными механизмами, способность свободного рынка к саморегуляции.
Поэтому возникает обоснованная необходимость государственного регулирования экономики, например, в области нерентабельного для рынка производства общественных благ. Потребность в государственном регулировании национальной экономики также вызвана рядом отраслевых и общехозяйственных кризисов, массовой безработицей, нарушениями в денежном обращении, потребностью в регулировании инфляции. Возможность осуществить государственное регулирование экономики возникает только при достижении определенного уровня развития экономики, концентрации производственного потенциала.
К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.
Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.
Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.
Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы и масштабы экономического роста. Одним из видов действия налогового механизма является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Оно позволяет стимулировать темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.