Управление земельными ресурсами в РФ и органы управления.

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы. Местное управление возложено на органы местного самоуправления, и оно может быть, как общим, так и специальным.

Объектом государственного управления является земельный фонд РФ.

Под земельным фондом понимается совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории Российской Федерации.

Государственная политика Российской Федерации по управлению земельным фондом Российской Федерации направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений.

Целями государственной политики по управлению земельным фондом являются повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасностистраны.Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом являются:
- создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;
- обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;
- сохранение и повышение качественного состояния земель;
- сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;
- обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров иобеспеченияналогообложениянедвижимости.Основными направлениями государственной политики по управлению земельным фондом являются:
- совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории;
- совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданамиорганизациям;

- обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельныхучастков; - совершенствование порядка образования земельных участков;

- совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельногоконтроля;

- совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственныхимуниципальныхнужд;

- совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;

- уточнение порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение;
- развитие государственного мониторинга земель;

- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений;

- установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытияизсельскохозяйственногооборота;

- совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;

- совершенствование землеустройства[115].

Особое внимание уделяется землям сельскохозяйственного назначения.

Органам государственной власти принадлежит ключевая роль в управлении земельными ресурсами РФ. Они управляют землеустройством, территориальным планированием и градостроительной деятельностью, осуществляют ведение кадастра недвижимости, мониторинг земель, контроль за их охраной и использованием.

Важнейшим органом управления является Министерство экономического развитияРФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета, государственной оценки земель, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- обеспечивает поступление в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах);

- принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития для внесения в Правительство РФ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;

- заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;

- принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

В управлении земельными ресурсами принимают участие и другие органы государственной власти: Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии.

Государственный кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственно регистрации, кадастра и картографии (Роскадастр).

На региональном уровне общее управление земельными ресурсами осуществляют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (правительства республик, администрации областей и т.д.). Компетенция этих органов определяется как федеральным законодательством, так и законодательством соответствующих субъектов РФ.

На уровне муниципальных образований земельными ресурсами управляют органы местного самоуправления.

На рис. 2 изображена схема управления земельными ресурсами в РФ.

Управление земельными ресурсами в РФ и органы управления. - student2.ru

Рис.2. Схема управления земельными ресурсами в РФ.

Наши рекомендации