Специфика государственного регулирования отдельных категорий единого государственного земельного фонда
Земли сельскохозяйственного значения: ЗК ст 77-82, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
№101 от 24.07.2002г ФЗ «О государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
№101 от 16.07.1998 «О мелиорации», №4 от 10.01. 1996 «О КФХ»
№74 от 11.06.2003 «О ЛПХ», №112 от 07.07.2003 «О огородных и дачных некоммерческих объединений 6 от граждан» №15.04.1998 «О сельскохозяйственных кооперативах», №193 от 08.12.1995 и др
Площадь категории 23,5% ГЗФ, по ленинградской области 19,6%.
Как объект правового регулирования имеют тройственную характеристику. В составе этой категории земли предоставленные для сельскохозяйственных нужд за пределами границы населенного пункта: -коммерческим сельскохозяйственным организациям для ведения сельскохозяйственного производства (ст77ЗК).
-гражданам для организации КФХ, ЛПХ, садоводства, огородничества, животноводства и др.
-общинам малочисленных народов и этнических групп для сохранения традиционного образа жизни и промыслов (ФЗ №49 от 7.05.2001г)
-производственным, учебно-опытным и опытным хозяйствам, научно-исследовательским центрам, сельскохозяйственным ВУЗам, ПТУ и образовательным сельским школам для сельскохозяйственного производства, для научно-исследовательских и учебных целей.
-некомерческим организациям в потребительские кооперативы, казачьим обществам для ведения подсобного хозяйства
-фонд перераспределения земель.
Земли этой категории должны охраняться количественно и качественно. Количественно – минимилизация площади отвода для несельскохозяйственных целей и выбор участка стоимостью ниже среднего по району.
Отводы сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд возможны в исключительных случаях (ст.7 закона о переводе предусматривает 7 случаев:
-консервация земель (при деградации)
-создание особоохраняемых территорий
-установление и изменение границ населенных пунктов, при этом участки сельскохозяйственных угодий обычно включаются в зону сельскохозяйственного использования населенных пунктов и они используются как и раньше до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.
В соответствии с законом о государственным регулировании плодородия сельскохозяйственных и иных несельскохозяйственных нужд, сельскохозяйственные угодья признаются непригодными в следующих случаях:
-деградация земель в результате культурного или антропогенного воздействия,
Загрязнения почв или их заражения в качествах оказывающих на окружающую среду и плодородие окружающих сельскохозяйственных земель,
-длительное не использование в следствие чего воспроизводство плодородия является экономически невыгодным,
-включение непригодных для сельскохозяйственного производства земель в состав категорий ГЛФ, ГВФ, государственного земельного запаса,
-строительство линейных объектов, если кадастровая стоимость земель на 30 и более %-ов ниже среднерайонного уровня и объекты размещаются вдоль дорог и границ полей севооборотов. Оценку кадастровой стоимости должны проводить Роснедвижимость в соответствии с правилами №316 от 08.04.2008.
-выполнение международных обязательств, обеспечение обороны, добычи полезных ископаемых, содержание объектов культурного наследия, строительства культурно-бытовых и социальных объектов при отсутствии иных вариантах размещения, недопустимо проводить перевод если стоимость этих угодий на 30 и более процентов выше среднерайонного уровня и если эти угодья особоценный (ст.79 ЗК).
На не сельскохозяйственного действия перечисленных ограничений не распространяются.
Оборот земель регулируется особым законом, при этом должно сохраняться целевое назначение и должно соблюдаться ограничение на наличие этих земель в руках одного землепользования.
Земли населенного пункта -1,1% 15 галава ЗК ст.83-86.ГК, ЖК ст32
ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления 6.10.2003. земли в границах населенного пункта, земли других категорий.
Эти земли находятся в ведении органов местного самоуправления. Границу поселения обычно устанавливает субъект федерации, при этом в проекте границы указываются основания для изменения категории земель. Границы и описания местоположения и из какой категории переводится. Органы местного самоуправления и их администрации в городах осуществляют государственное регулирование, но не выполняют функции хозяйственной эксплуатации, т.к. сами землей не пользуются.
Ведомственные органы государственного регулирования это отделы по ЖКХ министерства регионального развития. Планирование использования земель (функции) вместо схемы землеустройства другие схемы. Особенность: земля является пространственным базисом и местом проживания людей, важны границы и коммуникации. Порядок использования земель этой категории определяется зонированием территории населенного пункта путем введения градостроительных регламентов.
Контроль земель этой категории осуществляется при помощи выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию, путем утверждения и согласования соответствующих проектов, путем повседневного контроля строительных работ.
«О закрытых административных территориальных образованиях» от 14.07.92гг
Земли спец. Назначения: гл.16 ЗК ст 87-93
Дать полную исчерпывающую классификацию невозможно. Предоставляются государственным предприятиям в пользование и аренду, а не государств собственность и аренду.
Земли этой категории имеют свою специфику использовании, которая соответствует специфике отрасли, не образуют единого массива, эти земли могут быть землями сельскохозяйственного использования (служебные недели). Не обязательно располагаются за чертой поселения. Вокруг земель этой категории (ст.87 п.3) для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий эксплуатации объектов могут быть установлены с особым режимом использования (внутренние или наружные).
ФЗ «О федеральном железнодорожного транспорта» 25.08.95
Кодекс внутреннего водного транспорта 7.03.2001
Воздушный кодекс 19.05.1997г
Кодекс торгового мореплавания 30.08.99
«О космической деятельности» 20.08.93г
Ограничения по переводу этих земель в другую категорию ст.9 закона «О переводе из категории в категорию». Нарушенные земли требуют проекты рекультивации. Сам перевод возможен только после восстановления земель.
Земли особоохраняемых территорий и объектов 2%
- природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, особоценные земли. 17 глава ст.94 – 100 ЗК.
Закон «Об охране особоохраняемых территориях» 15.02.95г
«О лечебных ресурсах, оздоровительных местностях» 23.02.95
«О территориях традиционного пользования малочисленных народов и этнических групп» 7.05.2003.
Общность правового режима этих земель обусловлена следующими обстоятельствами:
-отнесение этих земель и объектов к объектам общенационального достояния в силу их особого значения для государства и общества
-необходимостью исключения из народнохозяйственного оборота в силу особой ценности природно-исторических объектов
-наличие перспективной цели такого исключения из оборота
-необходимость правового регулирования исключения из народнохозяйственного оборота
-иные причины
Ст.94-95 и устанавливается в соответствии с правовым статусом расположенных на них объектов
96-оздоровительные местности
98-рекреационые
999-историко-культурные
Изъятие в острых случаях. Жесткий режим использования. жесткое регулирование процесса изъятия
100-особоценные
Перевод регулируется ст.10 закона о переводе. Осуществляется при наличии положительного заключения государственно-экологической экспертизы, а возможны и др. экспертизы, если использование этих земель по их нынешнему назначению, в виду утраты их особоценного назначения.
Лесной фонд – 64%
Наибольшая по площади ст.101 ЗК, лесной кодекс.
Режим использования этой категории подчинен режиму использования лесов.
6ст-охране и воспроизводству в соответствии с целевым назначением земель
7ст-определение лесного участка
В федеральной собственности 8ст.
10-по целевому назначению.
21статья – перечень объектов не связанных с ведением лесного хозяйства, для которых допускается использование земель лесного фонда (геология, гидротехнические сооружения, линейные объекты, лепоперерабатываюшая, туризм, религиозная деятельность) для всех перечисленных землепользований является срочным заканчивается ликвидацией объекта и рекультивации земель.
23ст.-состав земель ГЛФ, лесничества и лесопарки
2глава-использования лесов
5глава-лесоустройсвта
6глава-предоставление участков
10глава – управление в области использования и охраны лесов
85статья – планирование
91ст-государсвтенный лесной реестр
-92статья-государственый кадастровый учет лесных участков
12 глава – контроль
15 глава – защитные леса
102 статья – для леса, категории защитности лесов:
1.на особоохраняемых территориях
2.водоохранная территория
3.природных объектов
4.ценные леса
Правовой режим ст.103-107ЛК
Государственное регулирование земель этой категории осуществляют органы специальной и общей компетенции федерального подчинения (министерство сельского хозяйства и Рослесхоз).
Направление государственного регулирования:
-установление правовых режимов и отнесение лесов к категориям
-осуществление мероприятий обеспечивающих лесопользователем своих прав и обязанностей (государственного лесного контроля).
Перевод земель в нелесные осуществляется за плату на основе положения «О размере и порядке взывания платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие лесного фонда №278 20.04.2002.
Основные методы государственного регулирования леспользования:
-обеспечение нормирования лесопользования
-обеспечение экологической безопасного лесопользования
Перевод земель лесного фонда 11ст. закона о переводе:
-в соостветствии с лесоустроительной документацией
-установление и изменение границ поселений
-иные (невозможность использования, нужды обороны, сельскохозяйственной энергетики, культуры, использования недр).
Водный фонд
102ЗК, Водный кодекс
К водному фонду относятся водоемы, ледники, гидротехнические сооружения
Министерство природы-Росвод ресурсы, министерство сельского хозяйства, министерство транспорта, Минздрав)
Водные объекты:
-поверхностные: моря, водотоки, водоемы, болота, родники, гейзеры, ледники, снежники
-подземные: подземные воды
Земли находятся в государственной собственности кроме двух видов объектов: пруды и обводненные карьеры.
65ст. – водоохранные и водозащитные зоны.
Публичный водный сервитут.
Перервод допускается в 4-х случаях (12 ст)
-установление и изменения границ населенного пункта
-создание особоохраняемых территорий
-размещение объектов государственного и муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения
-прекращение существования водных объектов, изменение русла
При наличии положительного заключения государственной экспертизы.
Земли запаса
6,5% не попавшие в другие категории, не предоставлены или до 1 года в государственной и муниципальной собсвтенности ст.103 ЗК.
Фонд перераспределения земель не входит (ст80с/х)
Глава 7 ст – 54 о прекращении права собственности в т.п. принудительное – способы попоадения в земли запаса.
За счет земель этой категории создаются специальный земельный фонд для наделения землями различных обществ, беженцев, для ИЖС, для лиц крайнего севера.
Проводится резервирование для строительства.
Перевод возможен только после формирования земельного участка.
3.Понятие и содержание государственного регулирования земельных отношений
Государственное регулирование земель предполагает предоставление свободы выбора хозяйствования на земле для субъектов земельных отношений и недопустимости вмешательства их в деятельность (гл.6 ЗК).
Государственное управление можно представить как целенаправленную деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель путем принятия экономико-правовых мер, это те взаимоотношения которые основаны на обоюдной заинтересованности рационального использования и охраны земель, они применяются путем введения чисто экономических правовых институтов, институт платности использования земель (зависимость ставки платежей, зависит от качества земель установления льгот, меры поощрения использования земель и другие экономические меры).
Существуют две теории на «Государственное регулирование земель» = «Государственное управление земель».
Практически управление земельным фондом проявляется в виде регулирования земельных отношений, путем осуществления функций регулирования, являющихся одновременно функцией управления. Это значит, государственное регулирование является механизмом управления, однако государственное регулирования включает не только правоприменительное управление, но и правотворческий процесс.
В настоящее время управление является совокупностью функций учета анализа планирования и регулирования земельными ресурсами.
Содержание государственного регулирования земельных отношений состоит в создании государственных органов, и наделении их соответствующей компетенцией, закрепление форм и методов регулирования, а также функций которые эти органы должны выполнять.
Юридическим основанием регулирования отношений является суверенная власть государства элементом которого является территориальное верховенство, обладающее властным с характером (ст.3). правовые институты базируются на нормах права (совокупность правил поведения, которые определяются для участника правоотношений определяются государством).
Носителем государственной власти является многонациональный народ РФ, диллидирующий свою власть соответствующим органам, органам местного самоуправления.
Принципы осуществления государственного регулирования земельных отношений:
1.Четкое разграничение функций между государственным планированием и органами на местах;
2.Недопустимость вмешательства одних органов в функции других.