Социальная ситуация в России: уровень и дифференциация доходов. Каковы механизмы ослабления социальной дифференциации населения ?
Дифференциация доходов населения - один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями.
В России за чертой бедности проживает четвёртая часть населения. Эту
группу, помимо традиционно малообеспеченных групп населения, всё больше формировали работники с заработной платой ниже прожиточного минимума и безработные.
Официальная статистика не может дать точных сведений о действительных доходах наиболее бедных и наиболее богатых доходных групп населения. Часть лиц, которые относятся к категории получающих низкие доходы, имеет дополнительные нерегистрируемые заработки. В первую очередь это относится к неработающим женщинам, молодым пенсионерам, проживающим в больших городах, и к жителям сельской местности и небольших городов, получающих дополнительные доходы за счёт приусадебных участков. Один из источников социальной напряженности в стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
Беспрецедентная дифференциация доходов россиян – выражение резкого падения уровня оплаты наемного труда, что на макроуровне проявляется в существенном (согласно имеющимся экспертным оценкам – двукратном) занижении совокупной доли оплаты труда и социального страхования в ВВП. В своем единстве эти процессы, вводят воспроизводство народонаселения России в депопуляционный режим, тем самым блокируя возможность перехода страны режим устойчивого и качественного роста. Отсюда вытекает задача такого преобразования распределительных механизмов, которое обеспечит переход от сложившегося «избыточного» доходного неравенства к «нормальному» неравенству, стимулирующему развитие человеческого капитала и полноценный экономический рост.
В этой связи представляются необходимыми, во-первых, отказ от политики занижения заработной платы, обеспечение «крутой» положительной динамики (кратного роста) оплаты труда; предложения по некоторым количественным значениям этой динамики применительно к «нормативам минимального уровня оплаты труда работников бюджетной сферы» сформулированы выше. Что касается стереотипного контраргумента, согласно которому «повышение оплаты труда чревато развитием инфляционных процессов, неумолимо «съедающих» ее прирост», то: а) увеличение зарплаты — возможный, но вовсе не единственный источник инфляции, которая, как убедительно продемонстрировала постсоветская практика, «успешно развивается» и без роста оплаты труда); б) зависимость инфляции от динамики заработной платы небезусловна – рост личных доходов неинфляционен, если становится реальным фактором повышения производительности труда и расширения производства.
Во-вторых, – меры налогового характера: а) отказ от нынешней «плоской» шкалы подоходного налога, переход к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц; б) радикальное реформирование налогообложения имущества в направлении усиления фискальной нагрузки на обладателей дорогостоящей недвижимости; в) введение налога «на роскошь», т.е. на продажи дорогих видов непродовольственных товаров и услуг.