Государственное регулирование устойчивого воспроизводства в АПК.
1) Необходимость гос рег АПК
2) Основные функции и принципы гос рег АПК
3) Формы, методы и приоритетные направления гос регулирования АПК
АПК – совокупность взаимосвязанных видов экономической деятельности непосредственно обеспечивающих воспроизводство конечного продукта из сельхоз сырья. Основными функциональными сферами АПК являются: фондообразующие отрасли, сельское хозяйство, переработка, хранение и реализация продукции.
Устойчивость воспроизводства в АПК – способность его субъектов непрерывно поддерживать пропорциональность между факторами воспроизводства и необходимые темпы его развития. Цель такой устойчивости является постоянное-удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления производимых из сельскохоз сырья. Устойчивость воспроизводства АПК обусловлена следующими факторами:
1) Максимальный учёт аритмичности функционирования природно-климатических факторов производства. Это один из самых рискованных видов экономической деятельности. Никто не знает какой будет погода.
2) Необходимо оперативно учитывать коньюнктурные колебания спроса и предложения, а также цен на рынке.
3) Важным условием устойчивого развития является эффективная система материальных резервных фондов.
4) Должны строго выдерживаться социальные ориентиры в системе гос регулирования АПК. Для того, чтобы было производство нужны люди.
АПК имеет следующие особенности:
1) АПК – очень сложная интегрированная социально-экономическая система. Она включат в себя предприятия, агро-формирования, учреждения, которые принадлежат к различным формам собственности и которые имеют различные интересы и потребности.
2) АПК – сложная биологическая система. В основном звене используются средства производства естественного происхождения.
3) Экономическая система АПК включает в себя последовательно связанные элементы, так каждая сфера АПК выполняет определённые функции в едином процессе агропромышленного воспроизводства. В связи с этим каждое звено АПК выступает потребителем продукта предыдущего звена. При этом объём и структура этих продуктов должны соответствовать друг другу.
Производство в ключевой области АПК является одним из наиболее капиталоёмких и энергоёмких. В связи с этим данная сфера является наименее привлекательной для предпринимателей и инвесторов.
В сельские хозяйства затруднён самоперелив из других видов экономической деятельности и сфер народного хозяйства.
Необходимость гос регулирования в настоящее время значительно больше, чем в развитых странах. Это обусловлено природноклиматическими, материально-техническими, экономическими, социальными, историческими и другими условиями.
Природноклиматический потенциал в 2,5 – 3 раза хуже, чем в США, Канаде, странах ЕС.
Производительность и качество техники в России значительно ниже.
Техника сократилась по РФ
Без решительного поворота государства к АПК его фондообразующая сфера не может создать такую материально-техническую базу, которая обеспечивала бы его устойчивое развитие.
Сельские хоз-ва закупают технику у монополистов, продают свою продукцию тоже монополистам и сдают тоже монополистам. Полное окружение сельхоз производителей монополистами значительно ухудшает их финансовое положение.
Непростая ситуация складывается в третьей сфере АПК – переработке сельхоз продукции.
Так производство мяса , цельномолочной продукции и других продуктов питания, которым требуется глубокая переработка сократилось в значительно большей степени, чем производство в самом сельском хозяйстве. В РФ перерабатывается 30% реализуемой продукции сельского хозяйства, а в развитых странах мира более 90%.
Всё вышеотмеченное приводит к выводу о необходимости обязательного государственного регулирования и поддержки устойчивого воспроизводства в агропромышленном комплексе.
Функции гос регулирования АПК.
1) Функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений, т.е. реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов и покупателей и другие
2) Функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и предложения этих продуктов
3) Создание обеспечения для функционирования рынков земли, материально технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.
4) Обеспечение вхождения субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупатели в систему мирового продовольственного рынка.
5) Государственное регулирование должно содействовать научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводству АПК
Принципы гос регулирования АПК.
1) Принцип рационального аграрного протекционизма – данный принцип означает, что государство должно поддерживать надёжность воспроизводства не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах АПК, регулируя при этом его устойчивость развития в целом. Государство должно поддерживать
2) Принцип программно-целевого регулирования и поддержки АПК. Реализация данного принципа требует разработки концепции устойчивого развития АПК России в целом и отдельных регионов на основе научно обоснованных долгосрочных прогнозов. Кроме того, разрабатываются комплексные программы, такие как: мясо, молоко, корма и другие.
3) Принцип гарантирования гос поддержки устойчивого развития АПК. Данный принцип предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи.
4) Принцип гибкого дифференцированного подхода к осуществлению гос регулирования АПК. Следует учитывать различия в формах собственности и эффективности хозяйствования
5) Принцип мотивационной направленности государственного регулирования и поддержки. Реализация данного принципа требует формирования мотивационных механизмов для перелива капитала, а также эффективной структуры и рыночной инфраструктуры АПК.
6) Принцип максимально-эффективного использования ресурсов.
Формы | Методы |
Правовое обеспечение | 1) Принятие недостающих законодательных актов 2) Улучшение качества действующих законодательных актов |
Финансовая поддержка устойчивости доходов товаропроизводителей | 1) Дотации и компенсации 2) Страхование 3) Льготное налогообложение 4) Закупка продукции в федеральные и региональные фонды 5) Поддержание устойчивого платёжеспособного спроса населения страны 6) Государственные гарантии кредитов и прочие |
Инфраструктурное обеспечение | 1) Создание маркетинговой системы обслуживания 2) Создание системы оптовых и розничных рынков 3) Созданиесистемы товарных бирж, ярмарок и тд. |
Материально-технич поддержка | Отработка лизинга Ускоренная аммортизация Долевое финансирование |
Поддержка во внешне-эконом деятельности | 1) Обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов. 2) Маркетинговое обслуживание для выхода на внешний рынок в качестве экспортёров. 3) Создание благоприятного климата для иностранных инвесторов и другие |
Научное обеспечение | Финансирование затрат на воспроизводство научных кадров Финансирование АПК на разработку новых направлений Финансирование по проблемам устойчивости апк |
Кадровое обеспечение АПК | Организация системы, подготовки и повышения |
Доклады по социальной политике государства. Занятость, безработица, здравоохранение, образование, бедность и дифференциация.
Создание условий для дальнейшей адаптации к рыночным отношениям. Для этого федеральным и региональным органам власти с помощью всей системы методов рычагов, способов регулирования необходимо ориентировать предпринимателей на производство конкуренто-способной продукции для регионального, национального и международного рынков.
Создание условий для устойчивого развития всех структур АПК для адаптации прриродно-климатического потенциала и
Создание крупных вертикально интегрированных корпоративных структур. Особенно в регионах России: к этим структурам относятся областные и районные государственно-частные и частные корпорации, которые могут создаваться в форме акционерных обществ, холдингов, ФПГ, ассоциаций и тд.