Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти РФ

власть самоуправление федеральный министерство

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и субъектов РФ образуют целостную систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Однако, в данной системе вертикали исполнительной власти Правительству РФ отведена роль координатора работы органов исполнительной власти субъектов РФ.

Трудности взаимодействия органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти её субъектов имеет конституционное закрепление в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ. Федеральные органы исполнительной власти для воплощения собственных обязанностей и федерального контроля могут формировать свои территориальные органы и определять соответственных должностных лиц, которые согласовывают свою работу с федеральными органами исполнительной власти.

Также федеральные органы исполнительной власти могут отдавать свои обязанности органам исполнительной власти субъектов Федерации, которые тоже могут исполнять передачу долю собственных компетенций органам исполнительной власти РФ на базе обоюдного соглашения.

Изучая дилемму взаимоотношений Правительства РФ с органами исполнительной власти, субъектов РФ, большинство ученых приходят к выводу, что функционирующая правовая система не гарантирует подобающей эффективности власти Правительства РФ по вертикали исполнительной власти и высказывают разные предложения по её совершенствованию. По мнению данных научных деятелей, существование у Правительства возможности о внесении предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и отечественным законам, международным обязательствам РФ либо в результате нарушения прав и свобод граждан не гарантирует подобающего контроля со стороны Правительства РФ и поэтому предлагается в дополнение к этому урегулировать регламент разрешения коллизий и конфликтов, к примеру, таким образом [15]:

1) Если Правительством РФ принято распоряжение в пределах его компетенции и с учетом обязанностей по предметам совокупного ведения РФ и её субъектов, однако, администрация субъекта РФ приняла собственный нормативный документ, противоречащий акту Правительства РФ, то в этом случае обязан работать институт приостановления действия данного акта решением Правительства РФ до разрешения проблемы по существу в Конституционном Суде РФ.

2) Если Руководство РФ приняло нормативный документ, который "вторгся" в компетенцию субъекта РФ, то в этом случае обязан действовать институт приостановления действия акта Правительства РФ на местности соответственного субъекта РФ до разрешения конфликта в Конституционном Суде РФ.

3) Если Руководство РФ либо правительство (администрация) субъекта РФ нарушили заключенное ими договор по распределению предметов совокупного ведения, то в этом случае следует обеспечить согласительную процедуру, исполняемую под патронажем Президента РФ.

Сообразно Указу Президента РФ имеются федеральные округа и в каждом из них назначены полномочные представители Президента РФ, которые могут наиболее тесно взаимодействовать с органами государственной власти субъектов РФ. И не взирая на то, что данные органы субъектов РФ прямо не подчиняются полномочным представителям Президента РФ, однако, деятельность данных представителей в федеральных округах станет содействовать укреплению вертикали исполнительной власти.

В целях повышения эффективности работы в федеральных округах большинство федеральных органов исполнительной власти - Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и другие основали свои территориальные подразделения.

В данный момент во вновь созданных федеральных округах имеются полномочные представители Президента и территориальные органы федеральных исполнительных органов власти (министерств и ведомств). Однако, недостает полномочных представителей Правительства РФ. В итоге территориальные органы федеральных министерств и ведомств в федеральных округах практически оказались в двойном руководстве: с одной стороны, они подчинены лишь собственным федеральным органам исполнительной власти, а с иной - в федеральном округе их работу координируют и направляют полномочные представители Президента РФ.

Для данной цели в федеральных округах формируются координирующие органы, к примеру, Совет Центрального федерального округа.

Стоит отметить, что отсутствие полномочного представителя Правительства в федеральном округе делает вертикаль исполнительной власти непоследовательной, а соответственно и уязвимой с точки зрения науки управления: при сформировавшейся схеме выходит, что Президент посредством собственных полномочных представителей управляет территориальными подразделениями федеральных исполнительных органов непосредственно, без участия Правительства РФ. Такое пренебрежение может негативно отразиться и на его информированности и на его престиже.

То же самое может случится и с управлением министерств и ведомств, чьи территориальные подразделения работают в федеральных округах. При возникновении разных оценок и подходов к решению конкретных проблем у полномочных представителей, с одной стороны, и управляющих федеральных министерств и ведомств - с иной, перед территориальными (окружными) органами федеральной исполнительной власти встанет дилема: какие указания исполнять в первую очередь? Данную проблему не разрешает современное законодательство. Что создает дополнительные противоречия в работе данных органов [9].

Все это требует глубокого исследования современных специалистов обобщению и анализу передовой практики работы территориальных органов в федеральных округах, с тем, чтобы определить эффективность разных звеньев вертикали исполнительной власти на уровне федеральных округов и субъектов РФ, более точно определить их законный статус.

Относительно исполнительной власти на уровне местного самоуправления, то тут ситуация осложняется тем, что Конституция РФ не распространяет на местное самоуправление принцип деления властей и то, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Имеются определенные противоречия: с одной стороны, Конституция РФ, федеральные законы, указы и постановления Президента, распоряжения и постановления Правительства действуют на всей местности РФ, конституция (устав), акты законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ - на всей местности этого субъекта РФ, а с иной стороны - главы городских образований не входят в вертикаль муниципальных органов исполнительной власти и не подчиняются высшим должностным лицам и правительствам субъектов РФ, Президенту РФ и Правительству РФ.

Относительно Правительства РФ можно сказать, что оно вместе с остальными органами наделено только правом предлагать Президенту РФ предписания об отрешении глав городских образований по тем же, указанным в Федеральном законе, основаниям. Стоит указать, что данный рычаг влияние на глав городских образований, как со стороны федерального Правительства, так и со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ признать эффективным достаточно тяжело. А без грамотных методов влияния органов исполнительной власти Федерации и её субъектов тяжело себе представить сильную, эффективную вертикаль исполнительной власти в масштабе всей РФ [4].

Из этого можно сделать вывод о необходимости последующего реформирования исполнительных органов власти на всех без исключения уровнях. Разумеется, совершенствованию регионального управления послужит и приведение в согласование с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления имеющейся в большинстве субъектов Федерации практики автономного "огосударствления" системы местного самоуправления (республики Башкортостан, Ингушетия, Коми, Курганской области, Ленинградской области и т.п.). Исполнительные органы формируются также в системе местного самоуправления. Однако, они не являются муниципальными формированиями, а поэтому и не рассматриваются в качестве звена системы органов исполнительной власти.

Заключение

В заключение вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что органы исполнительной власти субъектов РФ представляют собой государственные органы, организующие исполнительно-распорядительную работу на местности (и только) отдельного субъекта РФ и создаваемые для конкретного субъекта РФ.

В систему исполнительной власти РФ вместе с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и компетенций Федерации по предметам совокупного ведения РФ и её субъектов. В данных пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют независимый горизонтальный каркас системы исполнительной власти РФ. Принцип целостности данной системы подразумевает, что в ней состоят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это значит, что их взаимоотношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти имеют составляющие организационной подчиненности, которые подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совокупного ведения Федерации и её субъектов. Орган исполнительной власти субъекта Федерации выполняет государственную исполнительную власть, их соподчинение и взаимодействие с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ находится в составе системы исполнительной власти РФ и содержит:

1) глава верховного исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) верховного исполнительный орган, в который входят: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и остальные службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Основные функции муниципального управления фактически реализуются на местности субъектов Федерации органами исполнительной власти, формируемыми самими субъектами, определяющими автономно и их административно-правовой статус. Они правомочны улаживать все проблемы муниципального управления, отнесенные к ведению субъектов Федерации.

В данный момент на местности субъектов Федерации их органы исполнительной власти "ближе" всех к организациям разных отраслей и сфер муниципального управления. Однако все они в какой-то мере имеют разную ведомственную принадлежность и подчиненность. В итоге на одной местности работают объекты республиканского, краевого, областного и федерального подчинения. При этом большинство из них действуют в рамках предметов совокупного ведения РФ и её субъектов. А поскольку большинство федеральных органов не имеют прямых управленческих связей с объектами их профиля, то соответственно, они не могут действовать посредством одноименных исполнительных органов субъектов Федерации.

По итогам исследования можно заключить о необходимости последующего реформирования исполнительных органов власти на всех без исключения уровнях. Разумеется, совершенствованию регионального управления послужит и приведение в согласование с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления имеющейся в большинстве субъектов Федерации практики автономного "огосударствления" системы местного самоуправления (республики Башкортостан, Ингушетия, Коми, Курганской области, Ленинградской области и т.п.). Исполнительные органы формируются также в системе местного самоуправления. Однако, они не являются муниципальными формированиями, а поэтому и не рассматриваются в качестве звена системы органов исполнительной власти.

Наши рекомендации