Целостность текстов и целостно-композиционное мышление редактора (19-36 стр.)
Про свойство целостности научного текста см. в билете 3.
Можно считать, что редактор должен обладать целостно композиционным мышлением, предполагающим включение долговременной и оперативной памяти, перестройку на те мыслительные процессы, которые составляют основу когнитивных стратегий автора и адресата, фокусировку внимания на определенном фрагменте текста, превращающую данный фрагмент в фигуру на фоне всей остальной воспринимаемой информации, и другие когнитивные явления и процессы.
ЦЕЛОСТНОКОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ редактора, несомненно, опирается на ряд параметров конструкта «научный текст»: комплементарность линейности и объемности (квантованности) речемышления, дискретности и континуальности текстовых единиц, равномерность и выдвижение (актуализацию), преодоление скачкообразности мысли посредством плавности речи, сопряженности «жестких разрывов» мысли и «мягкой связи» текстовых единиц, а также закон, который можно назвать законом связи «начала и конца, конца и начала» текстовых единиц, и др. Необходимо подчеркнуть, что эти и многие другие закономерности, условия, факторы, особенности формирования и построения конкретного научного текста в той или иной мере наполняют когнитивное пространство редактора.
Когнитивные особенности, характеризующие собственно редакторскую деятельность:
1. Комплементарность ЛИНЕЙНОСТИ и ОБЪЕМНОСТИ (квантованности) речемышления проявляется в относительном единстве этих двух свойств речевого мышления. Линейность все связывает; в частности, в физическом пространстве ( дом, тень от дома), в ментальном пространстве (Кристаллические структуры оксидов металлов можно рассматривать как структуры плотнейших упаковок анионов кислорода… При этом могут осуществляться два основных типа укладки анионов кислорода: кубическая гранецентрированная и гексагональная), во времени (на самой ранней стадии ее развития).
2. ДИСКРЕТНОСТЬ текстовых единиц позволяет концентрировать «вещи в себе», а затем «манипулировать» ими в когнитивнопрагматических целях. При этом важно, что отдельные дискретные единицы мысли предпочтительнее разворачивать в последовательные, а не замкнутые, «кольцевые» линейные структуры.
3. ДИСКРЕТНОСТЬ ЛИНЕЙНОТЕКСТОВЫХ ЕДИНИЦ и КОНТИНУАЛЬНОСТЬ их объединений на смысловой основе мы соотносим с возможностью членения текста с учетом преимущественно – либо линейности, либо дискретности речемышления. Линейно «вытянутая» речь, как известно, членится на сверхфразовые единства, предложения (высказывания, в которых можно рассмотреть словосочетания), синтагмы, а также отдельные лексемы; все эти и другие единицы выражают не только «каждая свое» содержание, но и целостное, не равное сумме содержания этих единиц, т.е. по существу членимое лишь условно, в целях анализа.
Континуальность речемыслительной деятельности мы понимаем в аспекте содержания текста, которое можно рассматривать в разных ракурсах, дифференцируя его по разным основаниям, выявляя средства выражения тех или иных установленных по воле интерпретатора компонентов, объединяя эти средства и в результате получая именно континуальные единицы текста. Такие единицы не имеют четких границ, поскольку эксплицируются полифункциональными языковыми единицами, «рассеянными» по текстовому пространству. «Точечный» характер их функционирования в тексте обусловливает их разрозненность, разбросанность, нелинейность, континуальность, в то время как семантическая надтекстовая близость этих языковых единиц позволяет представить их в виде определенных континуумов, объединенных в особые текстовые единицы. Содержание научного текста и монолитно (неслучайно его можно выразить в заглавии), и дискретно, членимо на формальносодержательные отрезки – вплоть до синтагм. Текстовые погрешности, связанные с дискретностью, проявляются в оформлении компонентов текста и их связи.
4. ПРЕРЫВИСТОСТЬ МЫСЛИ и СВЯЗНОСТЬ РЕЧИ проявляются в сопряженности «жестких разрывов» и «мягкой связи» компонентов мысли. Эта закономерность охватывает отношения таких законченных текстовых единиц, как предложения, сверхфразовые единства и другие более сложные единицы текста.
5. МОНОЛИТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ и АКТУАЛИЗАЦИЯ, выдвижение, усиление отдельных смыслов посредством акцентирования специальными лексическими средствами, инверсией, повторами и т. д.
6. Связность публицистического и научного текстов и погрешность в тексте.
7. Логичность речи в публицистическом и научном тексте и погрешности. Примеры.
8. Диалогичность речи в газетно-публицистическом тексте.
9. Трансдисциплинарный и системный подходы к редактированию текста