Становление политологии как науки и учебной дисциплины
«Политика» одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все”. Термин “политика” (греч. politika - государственные и общественные дела; polis - город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им “Политика”.
Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях - в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.
Вне политики находится в принципе невозможно. Даже если человек считает себя аполитичным, он вынужден определить свое отношение к политической власти, государственному строю, действующему законодательству. Уже тот факт, что каждый человек является гражданином того или иного государств, связывает его с соответствующими государственными структурами, налагает на него определенные обязанности.
Политика, как отмечал еще Аристотель, стала неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека как существа, «обреченного» жить в коллективе, в государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.
Помочь человеку правильно ориентироваться в лабиринте человеческих отношений, уяснить сущность, природу и механизм осуществления политической власти, нормы политического поведения и политические ценности призвана современная политическая наука.
Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями ко времени возникновения первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой были типичными представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические воззрения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан прежде всего с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, которые заложили основы собственно теоретических исследований политики. Следующий этап связан с именами мыслителей Средних веков и Нового времени, такими, как Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель. Они не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, гражданского общества и правового государства.
Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине 19 века. Именно в это время она выделяется в самостоятельную отрасль знания. И с другой стороны происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце 19 века была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвордский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 года создана Американская ассоциация политических наук.
Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и ЗЕ стала развиваться после Второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе Юнеско Международный коллоквиум по вопросам политической науки. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1) политическая теория (с включением истории политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.
Наряду с этим был окончательно решен вопрос считать политологию единой, общей, интегрированной наукой о политике и ряд других моментов. Для нас важно отметить следующее: в 1949 под эгидой Юнеско была создана Международная ассоциация политической науки, что можно считать окончательным конституированием политической науки. Тем более, политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и ЗЕ. И именно на это я хочу обратить ваше внимание, несколько отвлекаясь от темы.
Дело в том, что здесь мы переходим к самой трудной проблеме современной политической науки. Ею до сих пор не преодолена роковая двусмысленность, касающаяся самого предмета науки. Сложившаяся на Западе политическая теория фактически описывает мир политики в том виде, в каком он сложился в Европе после модернизационных сдвигов XV–XVIII веков. Политика понимается как соревнование различных политических сил (партий) перед лицом независимых избирателей, определяющих, кому из них доверить власть.
В этом виде политика выступает как процедура открытия правящей партии на основе свободного голосования граждан, имеющих право голоса. Легко заметить, что такое видение политического процесса объединяет его с другим, столь же характерным для западной цивилизации – с рыночным. Рыночное предпринимательство также можно определить как рисковый (негарантированный) тип деятельности, связанный с соревнованием множества автономных производителей перед лицом независимого от них потребителя. Речь здесь идет о чем-то большем, нежели простая аналогия. Политический процесс на Западе в самом деле хорошо описывается по рыночной модели. Политические партии и лидеры выступают как продавцы политических товаров (более или менее привлекательных программ, платформ, лозунгов, проектов решений), стремящихся найти массового покупателя (избирателя) и прибегающие для этого к услугам специальной массовой рекламы. Ниже мы уточним объективные и субъективные предпосылки, при которых данная модель может эффективно работать. Но уже сейчас необходимо отметить следующее: эта модель по-настоящему применима только к Западу и при этом – к новейшему демократическому Западу, история которого даже в странах «старой демократии» не превышает 200–300 лет. Между тем вся современная политическая наука основана на указанной модели, весь ее понятийный и нормативный аппарат, ее аналитическая и прогностическая методология предполагают рыночную ситуацию свободного партийно-политического соревнования при соблюдении соответствующих конституционно-правовых правил игры.
Но если наука описывает только региональные процессы, касающиеся западного меньшинства человечества (да и то применительно к сравнительно ограниченному историческому периоду), то можно ли ее действительно считать наукой?
Эта проблема очень упрощалась политологами, пытающимися просто механически переносить политический опыт Запада на другие регионы, а специфику последних «выносить за скобки» как архаичную и не достойную сохранения экзотику. Надо признать, что этот прием «демократического сообщества» выглядит весьма недемократично: он основан на презумпции неравенства людей Запада и не-Запада и заново делит мир на ведущих и ведомых, авангард всего человечества и варварскую периферию мира, обязанную пассивно внимать и повиноваться.
В Беларуси политологии долгое время не везло. До 1917 года состояние науки о политике было такое, что позволило известному профессору В. Зомберу в 1900 примерно следующее: «Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии, находится, может быть, наука о политике». После 1917 года стало еще хуже. Вплоть до второй половины 80-х годов на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная учебная дисциплина не признавалась. Но это не означало, что политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.