Глава двадцать первая. Как детей учить и страхом спасать.
Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца поря: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя – и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдашь дочь свою беспорочной, – словно великое дело свершишь, в любом собрании будешь гордиться, из-за нее никогда не страдая. Любя же сына своего, умножай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах, – и найдешь их в них покой и благословение. Не улыбайся ему, редко играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.
Глава двадцать третья. Похвала мужьям.
Если кому-то Бог дарует жену хорошую – дороже камня многоцветного. И при пущей выгоде грех лишиться такой: наладит мужу своему житье все доброе.
Собрав шерсть и лен, все что нужно, сделает руками своими. Будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук намного увеличит достояние. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и слуг, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои к прялке протягивает, а персты ее тянутся к веретену. Милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, – не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды расшитые приготовит мужу своему и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее соберется с вельможами и воссядет с друзьями, ими всегда почитаемый, и мудро беседуя, знает, как поступать хорошо? Ибо никто без труда не венчан.
Если доброй женой, благословен муж, число дней его жизни удвоится: хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена мужа своего добродетельней делает: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу; если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего.
Глава сорок вторая. Как в полном порядке хранить посуду всякую и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу жену – проверять и божьим страхом спасать.
А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советам; если она понимает – тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена наукетакой, наставлению не последует и того всего не исполняет (о чем в этой книге писано), и сама ничего из этого не знает, и слуг не учит – должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии.
А слуг также, смотря по вине и по делу наказать и посечь, а наказав, пожалеть; госпоже же слугу защищать в разбирательстве, тогда и слугам спокойней. Но если слову жены или сына, или дочери слуга не внемлет, наставление отвергает, не слушается, и не боится их, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда друг на друга не обижаться. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колот, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу, и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин в утробе повреждаются дети. Плетью же, наказывая, бить осторожно, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же в нерадение, – рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: а обиды бы не было, а люди бы о том не слыхали, а жалобы бы о том не было.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ. 1649 г.