Жилищное право: общая характеристика 8 страница
Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, а также конституционного судопроизводства.
Правосудие — это особый вид государственной деятельности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел. Правосудие, в отличие от деятельности органов исполнительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.
Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право законодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.
Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчиняются исключительно закону.
Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.
В отличие от иных должностных лиц государства, профессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалификационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти ограничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.
Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и осуществляется в виде апелляционного и кассационного рассмотрения дела вышестоящим судом.
Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.
7.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
Принципы правосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия. Они закреплены Конституцией Украины:
1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководствуются только законом;
2) равенство всех участников судебного процесса перед Законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда Должно быть свободно от какой-либо дискриминации;
3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип основан на презумпции невиновности подсудимого. Не он должен доказывать свою невиновность, а суд обязан представить неоспоримые доказательства его виновности;
4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиняемый или ответчик — с другой стороны имеют равные процессуальные возможности. В частности, они могут делать заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова свидетелей и т.д.;
5) поддержание государственного обвинения в суде прокурором. Обвинение — задача государства, а не потерпевшего. Прокурор, действуя от имени государства, доказывает необходимость применения к подсудимому уголовного закона;
6) обеспечение обвиняемому права на защиту;
7) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. Суть данного принципа состоит в том, что судебное заседание (за исключением особо оговоренных законом случаев) является открытым для публики;
8) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Данное право предоставлено любому участнику судебного процесса с целью исключения судебной ошибки и принятия единственно верного решения;
9) обязательность решений суда. Решение суда, вступившее в законную силу подлежит обязательному исполнению, как и решение любого другого органа государственной власти.
В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизводства.
7.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Судебная система Украины — совокупность всех взаимодействующих между собой судебных учреждений Ук раины.
Судебная система Украины
Таблица 6
|
| ||||
Конституционный Суд Украины
Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Суд — орган государственной власти, который рассматривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными нормами.
Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный суд Украины.
Систему судов общей юрисдикции составляют:
1) местные суды;
2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;
3) Кассационный суд Украины;
4) высшие специализированные суды;
5) Верховный Суд Украины.
Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмотренных Конституцией и законами Украины, не допускается.
Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины и председателями высших специализированных судов.
7.4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Особый правовой статус судей определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О статусе судей» (15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. внесены существенные изменения.
Судьи — должностные лица судебной власти, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе в Конституционном Суде и судах общей юрисдикции.
К кандидатам на должность судьи предъявляются следующие требования:
1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;
2) высшее юридическое образование;
3) наличие определенного стажа работы в области права. Для судей местных и апелляционных судов — не менее 3 лет; для судей высших специализированных судов — не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на
должности судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10 лет;
4) проживание в Украине в течение определенного срока. Для судей Конституционного Суда — в течение последних 20 лет; для всех остальных — не менее 10 лет;
5) владение государственным языком.
Судья должен быть беспристрастен и независим от какого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с одной стороны, к судьям применяются некоторые ограничения. Судья не вправе:
1) состоять в политической партии или профсоюзе;
2) участвовать в какой-либо политической деятельности (предвыборная агитация, митинги и т.д.);
3) иметь представительский мандат (например, быть депутатом местного совета);
4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должности;
5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
С другой стороны, независимость судей обеспечивается при помощи правовых гарантий их деятельности, к числу которых относятся:
1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или арестован до вынесения судом обвинительного приговора;
2) ответственность за неуважение к суду или судье;
3) обеспечение личной безопасности судей и членов их семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посягательство на его жизнь караются как преступления;
4) несменяемость судей. Судьи занимают должность бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда и судей, впервые назначенных на должность.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Экзамены проводят квалификационные комиссии судей судов общей юрисдикции и Высшая квалификационная комиссия судей Украины. Представление о назначении судей на должность вносит Высший совет юстиции.
Первое назначение на должность профессионального Судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно.
7.5. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
Все государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины. Специальным органом обеспечения конституционной законности в Украине является Конституционный Суд Украины.
Порядок формирования, функционирования и компетенция Конституционного Суда определяются разделом XII Конституции Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).
Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматривает конкретных уголовных или гражданских дел, не является апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
Формирование состава Конституционного Суда также отличается от формирования иных судебных органов. Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей Конституционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок. На специальном пленарном заседании Конституционного Суда судьи Конституционного Суда из своего состава путем тайного голосования избирают Председателя Конституционного Суда (только на один трехгодичный срок).
Полномочия Конституционного Суда Украины:
1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Украины; актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины;
3) дача заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для ратификации;
4) дача заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента. Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:
1) по вопросу о конституционности нормативно-правовых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Автономной Республики Крым;
2) по вопросам соответствия Конституции Украины международных договоров — Президент и Кабинет Министров Украины;
3) по вопросу о конституционности процедуры импичмента — Верховная Рада Украины;
4) по вопросу об официальном толковании Конституции и законов Украины — неограниченный круг субъектов, в том числе — граждане Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, юридические лица.
Конституционный Суд Украины постановляет решения, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.
Законы и иные правовые акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу.
Законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.
7.6. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины строится по принципам территориальности и специализации.
Принцип территориальности означает, что суды учреждаются и действуют в пределах административно-территориальных единиц (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).
Принцип специализации предусматривает специализацию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, административных, семейных и других дел, предусмотренных законом.
Систему судов общей юрисдикции составляют:
1) местные суды;
2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;
3) Кассационный суд Украины;
4) высшие специализированные суды;
5) Верховный Суд Украины. Виды местных судов:
1) местные общие суды: районные, районные в городах, городские и районные суды, военные суды гарнизонов;
2) местные хозяйственные суды: хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;
3) местные административные суды: окружные суды.
Полномочия местного суда состоят в том, что местные суды являются судом первой инстанции и рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и административные дела.
Виды апелляционных судов:
1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;
2) апелляционные хозяйственные суды;
3) апелляционные административные суды. Полномочия апелляционных судов:
1) рассмотрение дел в апелляционном порядке1;
2) рассмотрение по первой инстанции дел, определенных законом (кроме апелляционных хозяйственных судов);
Апелляционное производство предполагает пересмотр дела по существу (полностью или частично — в пределах апелляционной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полностью совпадать с прежним решением).
3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;
4) оказание методической помощи по применению законодательства местными судами.
Кассационный суд Украины имеет следующие полномочия:
1) рассматривает в кассационном порядке дела, отнесенные к его подсудности, другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;
2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;
3) оказывает методическую помощь по применению законодательства судами низшего уровня.
Виды высших специализированных судов:
1) Высший хозяйственный суд Украины;
2) Высший административный суд Украины;
3) другие соответствующие высшие специализированные суды.
Полномочия высшего специализированного суда:
1) рассматривает в кассационном порядке дела соответствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;
2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;
3) оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов в судебной практике; дает рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства.
Высшим судебным органом Украины является Верховный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:
1) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов; пересматривает в порядке повторной кассации иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции; рассматривает иные дела, связанные с исключительными обстоятельствами;
1 Кассационное производство предполагает проверку законности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если кассационная инстанция приходит к выводу о незаконности или необоснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно отменяется и дело передается на новое судебное рассмотрение.
2) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистки;
3) дает заключение относительно наличия или отсутствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; подает по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
4) обращается в Конституционный Суд Украины в случаях возникновения у судов общей юрисдикции, при осуществлении ими правосудия, сомнений относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов;
5) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, знакомится в судах с практикой применения законодательства;
6) в рамках своих полномочий решает вопросы, вытекающие из международных договоров Украины; представляет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных государств.
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
7.7. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ УКРАИНЫ: СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ
Хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.
Хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров, возникающих между юридическими лицами, государственными и другими органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве2.
1 Хозяйственные споры — споры между субъектами права, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров.
2 Банкротство — несостоятельность юридического лица (субъекта предпринимательской деятельности) удовлетворить в установленный срок предъявленные кредиторами требования и исполнить обязательства перед бюджетом.
Система хозяйственных судов:
1) местные хозяйственные суды;
2) апелляционные хозяйственные суды;
3) Высший Хозяйственный суд Украины.
К местным хозяйственным судам относятся хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
Полномочия местного хозяйственного суда:
1) разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела о банкротстве;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им решения;
3) изучает и обобщает практику применения законодательства, анализирует статистику разрешения хозяйственных споров, вносит предложения Высшему Хозяйственному суду, направленные на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности и практики разрешения хозяйственных споров;
4) проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
5) осуществляет иные полномочия, предоставленные законодательством.
Апелляционные хозяйственные суды являются суда-Ми апелляционной инстанции. Они образуются Президентом Украины по представлению Председателя Высшего Хозяйственного суда с определением территории, на которую распространяются полномочия апелляционного хозяйственного суда, их местонахождения.
Полномочия апелляционного хозяйственного суда:
1) пересматривает в апелляционном порядке решения местных хозяйственных судов;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им решения;
3) изучает и обобщает практику применения законодательства, анализирует статистику разрешения хозяйственных споров;
4) проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений:
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
Высший Хозяйственный суд Украины имеет следующие полномочия:
1) пересматривает в кассационном порядке решения апелляционных и местных хозяйственных судов;
2) изучает и обобщает практику применения законодательства, обеспечивает единообразие практики, анализирует статистику разрешения хозяйственных споров; дает разъяснения хозяйственным судам по вопросам практики применения законодательства, регулируют о отношения в хозяйственной сфере;
3) проводит работы, направленные на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
4) осуществляет организационное руководство апелляционными и местными хозяйственными судами;
5) обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в судьи; обеспечивает деятельность квалификационных комиссий судей хозяйственных судов;
6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// Відомості Верховної Ради України. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О статусе судей: Закон Украины от 15 декабря 1992 г. // Відомості Верховної Ради України— 1993. — № 8. — Ст. 56.
О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей»: Закон Украины от 21 июня 2001 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2001. — № 33. — Ст. 180.
О судоустройстве: Закон Украины от 7 февраля 2002 г. // Відомості Верховної Ради України. — 2002. — № 27-28. — Ст.180.
О хозяйственном суде: Закон Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 июня 2001 г.)// Право и практика. — 2002. — № 10-11.
Глава 8.
СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ
8.1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В УКРАИНЕ
Правоохранительные органы — это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и Законных интересов граждан, юридических лиц, государства.
К государственным правоохранительным органам относятся:
1) прокуратура;
2) органы и учреждения юстиции (Министерство юстиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистрации актов гражданского состояния);
3) органы внутренних дел, в том числе — милиция;
4) Служба безопасности Украины;
5) органы государственной налоговой службы;
6) таможенные органы.
К негосударственным правоохранительным органам относят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные организации.
Таким образом, в Украине правоохранительные органы составляют несколько самостоятельных, но в то же время взаимодействующих подсистем.
8.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ
Нормальное функционирование государственного механизма и обеспечение прав и свобод человека и гражданина невозможно без институтов контрольной власти. Исторически сложилось так, что контролирующую роль в Украине играли органы прокуратуры. Правовой статус прокуратуры Украины определяется Конституцией Украины, Законом Украины «О прокуратуре» (5 ноября 1991 г.), с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 июля 2001 г.
Прокуратура Украины — это единая система государственных органов, которые осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов.
Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности. Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.
Прокуратура Украины составляет единую систему, в которую входят:
1) Генеральная прокуратура Украины;
2) прокуратура Автономной Республики Крым;
3)прокуратуры областей;
Система органов прокуратуры Украины Таблица 7
4) прокуратуры городов Киева и Севастополя (на правах областных);
5) военные прокуратуры регионов (на правах областных);
6) городские, районные и межрайонные прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов;
7) специализированные прокуратуры (экологические, транспортные).
Подобно органам исполнительной власти, органы прокуратуры построены по иерархическому принципу. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и все прокуроры — Генеральному прокурору. Срок их полномочий — пять лет.
8.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ
В соответствии с Конституцией и законами Украины прокуратура Украины осуществляет следующие функции:
1) поддержание государственного обвинения в суде. Задача прокурора — в обвинительной речи обосновать применение к подсудимому уголовного закона;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Основанием представительства в суде интересов гражданина является его неспособность по уважительным причинам самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права. Прокуратура представляет в суде Украинское государство при наличии нарушений или угрозы нарушения государственных интересов;
3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие (к ним относятся: милиция, налоговая милиция, органы безопасности Украины, таможенные органы, органы государственного пожарного надзора, органы пограничной охраны и некоторые другие);
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Прокуратура обязана осуществлять надзор за соблюдением законов в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, учреждениях по исполнению уголовных наказаний, психиатрических больницах со строгим и усиленным наблюдением.
До создания системы государственных органов, на которые будет возложена функция досудебного следствия, органы прокуратуры осуществляют также расследование ряда преступлений, как правило, тяжких и особо тяжких.
Кроме того, Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов.
8.4. ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
В Украине действует Высший совет юстиции, статус и полномочия которого определяются Конституцией Украины и Законом Украины «О Высшем совете юстиции» (15 января 1998 г.).
Высший совет юстиции — коллегиальный, независимый орган, ответственный за формирование высокопрофессионального судейского корпуса. К его ведению относятся:
1) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должности;
2) принятие решений по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;
3) осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов;
4) рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.
Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Порядок его формирования:
1) Верховная Рада, Президент, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений назначают по три члена Высшего совета юстиции;
2) всеукраинская конференция работников прокуратуры назначает двух членов Высшего совета юстиции;
3) Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины входят в Высший совет юстиции по должности.