Субъекты административного права.
Административно-процессуальная правоспособность исходит из положений:
1) Субъект может быть стороной административного процесса, если это предусмотрено законодательством РК и затрагиваются его права, бязанности и охраняемые законом интересы;
2) Стороной или участником процесса он становится, когда используя правовые возможности субъект проявляет юридическую заинтересованность в исходе дела.
Граждане, участвующие в административном производстве, могут выступать в процессе в качестве экспертов, свидетелей, выступать в защиту прав либо представлять интересы других граждан, общественных объединений или государства.[gl]
[gl] Тема № 13. Административный процесс. [:]
13. 1. Административный процесс – это совокупность действий с целью реализации материальных административно-правовых норм – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти, и в предусмотренных законом случаях иных органов и их должностных лиц по принятию нормативных управленческих актов и применению норм материального права.
Особенности административного процесса:
1) Неразрывная связь с государством, т.к. процесс есть специфический способ реализации власти;
2) Это юридическая деятельность по управлению, обеспечивающая реализацию материальных норм различных отраслей права;
3) Направлен на разрешение определенных управленческих дел;
4) Юридически результативная деятельность, т.е. правовой порядок, посредством которого только и может быть достигнут требуемый результат;
5) Обязательное оформление результатов деятельности в процессуальных документах;
6) Вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации.
Принципы административного процесса:
Общие:
1) Общеуправленческие, отражающие закономерности управления;
2) Процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения.
Функциональные:
1) Принципы прав, свобод и законных интересов граждан в административном процессе;
2) Принцип признания правосубъектности предполагает создание требований, которые дают возможность обладать правами и обязанностями и самостоятельно осуществлять их в установленном порядке.
На основе актов применения права осуществляется организационная и регулятивная деятельность уполномоченных органов (лиц) правомерна классификация правоприменительной деятельности на правонаделительную и административно-юрисдикционную.
Правоприменительная деятельность – деятельность, которая сопряжена с воплощением директивной нормативной основы управления в жизнь.
Правонаделительная деятельность сохраняет признаки императивного начала, но использует диспозитивные методы, т.к. управление все больше превращается в сферу услуг, т.е. характеризуется правовыми возможностями уполномоченных органов исполнительной власти, прибегать к позитивному обязыванию других субъектов совершать юридически значимые действия посредством управленческого правотворчества.
Административно-юрисдикционная деятельность – разновидность правоприменения, характеризующая деятельность специальных уполномоченных органов по рассмотрению и разрешению административных деликтов, правонарушений в установленном порядке. Административно-юрисдикционная деятельность рассматривается как упорядоченная административно-процессуальными нормами правоприменительная и правоохранительная деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров, возникающих между сторонами и регулируемых административно-правовыми нормами.
В сфере административной юрисдикции административно-правовые санкции применяются:
1) В административном и судебном порядках;
2) По отношению к физическим лицам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
3) За нарушение различных норм права, охраняемых административными мерами;
4) В общем и специальном порядках, которые могут выводиться из административной юрисдикции.
Принципами административно юрисдикционного процесса являются:
1) Принцип законности;
2) Принцип материальной истины;
3) Равенства перед законом;
4) Принцип презумпции невиновности;
5) Принцип обеспечения законности при применении мер административного воздействия.
Целью административно юрисдикционной деятельности является обеспечение стабильного правопорядка в сфере государственного управления путем правовой защиты различных правоотношений.