IV. Первый опыт российского парламентаризма. I - IV Государственные Думы.
Подписание Манифеста 17 октября 1905г. означало ограничение самодержавия в России.
Важным политическим событием этого времени стало начало работы Государственной Думы, являвшейся первым в истории страны законодательным собранием народных представителей. Принятый в декабре 1905г. избирательный закон предусматривал многоступенчатые выборы в Государственную Думу, которые проводились по сословиям и не были всеобщими. Они проходили по 4 избирательным куриям: помещичья, крестьянская, городская, рабочая, которые избирали выборщиков. При этом помещики имели значительное преимущество: 1 их голос приравнивался к 2 голосам представителей буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих. Законодательные права Государственной Думы были ограничены. Образовавший верхнюю палату Государственной Думы Государственный совет имел право отклонять любой принятый Думой законопроект. Половина Государственного совета, как и прежде, назначалась царем, другая часть избиралась. Компетенция Государственной Думы ограничивалась в основном законосовещательными функциями. Дума не имела права обсуждать вопросы, связанные с внешней политикой и военной сферой. Император имел право в любой момент распустить Думу. В его руках по-прежнему находилась вся полнота исполнительной власти.
I Государственная Дума открылась в апреле 1906г. Наибольшее число мест на выборах получили кадеты и крестьянские депутаты. Последние образовали в Думе фракцию трудовиков. Главным вопросом в деятельности I Государственной Думы стал аграрный вопрос. Предложенный кадетами и трудовиками проект аграрной реформы был настолько радикальным (предлагалась частичная или полная конфискация помещичьих земель), что император, воспользовавшись своим правом, в июле 1906г. вынужден был ее распустить. Начавшая свою деятельность в феврале 1907г. II Государственная Дума оказалась еще более оппозиционной, чем первая, и была досрочно распущена 3 июня, проработав всего чуть более трех месяцев. Одновременно с указом о роспуске Думы царем был обнародован новый избирательный закон. По этому закону в Думе сокращалось представительство рабочих и крестьян, увеличивалось представительство помещиков и крупной буржуазии. Изменение избирательного закона без согласия Государственной Думы противоречило действовавшему законодательству. Поэтому это событие было расценено современниками как государственный переворот, который считается датой окончания первой русской революции.
Государственный переворот 3 июня 1907г. положил начало новому этапу в истории страны, характеризующемуся усилением во внутренней политике консервативных тенденций и попытками царизма лавировать между различными слоями и классами общества. Утвердившийся политический режим получил название «третьеиюньская монархия». Главным организатором третьеиюньской политической системы стал П.А. Столыпин, председатель Совета министров в 1906–1911 гг. Для третьеиюньской монархии было характерно жесткое подавление революционного движения, в первую очередь терроризма. Вместе с тем, П.А. Столыпин прекрасно понимал, что необходимо не только подавить революционное движение, но и провести экономическую модернизацию страны. В отличие от С. Ю. Витте, основной упор он сделал не на промышленность, а на сельское хозяйство. Начатая им аграрная реформа имела целью ускорить развитие капиталистических отношений в деревне, создав в ней слой крепких крестьян-собственников. Столыпинская аграрная реформа предусматривала насильственное разрушение общины, на смену которой должны были прийти зажиточные хуторские хозяйства. Крестьянам разрешалось выходить из общины вместе с землей, их наделы закреплялись в личную собственность. Одновременно государство организовало продажу крестьянам помещичьих и казенных земель через посредство Крестьянского банка. Банк продавал в кредит земли, которые раньше были скуплены у помещиков или принадлежали государству. Одновременно, чтобы ослабить остроту крестьянского малоземелья в центре России организовывалось массовое переселение крестьян за Урал. Этим Столыпин рассчитывал снизить революционных выступлений в деревне и создать на окраинах прочную опору для самодержавия.
Однако довести реформу до конца не удалось. За время ее действия из общин вышли только 2,5 млн. хозяйств (27 % всех общинных дворов). По своим размерам большая часть хуторских хозяйств не превышала пяти десятин, а этого было явно недостаточно для самостоятельного товарного производства. Нельзя забывать и об общинной психологии, традициях. Привыкшие издавна жить в рамках общины, которая не только сдерживала развитие крестьянского индивидуализма, но и выполняла положительную функцию (в частности, оказывала помощь попавшим в трудную ситуацию членам общины), многие крестьяне отказывались выходить из нее. Реформа не решила основных социальных противоречий. Несмотря на усилия государства решить извечный аграрный вопрос, реформа осуществлялась таким образом, что не затрагивала помещичьего землевладения, сохранение которого больше всего вызывало недовольство крестьян. Не способствовало решению проблемы и переселение крестьян в Сибирь. Большинство переселенцев предпочитали обосновываться в уже обжитых районах, таких как Урал и Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных территорий. Из 3 млн. крестьян, выехавших между 1907 и 1914 гг. в Сибирь, около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России. Кроме того, крестьяне-бедняки фактически так и не смогли воспользоваться результатами реформы. Выйдя из крестьянской общины, они были вынуждены наниматься батраками или переселяться в города, где пополняли ряды деклассированных элементов и наиболее радикальной массы рабочего класса. Наконец, политикой Столыпина остались недовольны и правые консервативные круги, его влияние при дворе стало падать. В 1911г. Столыпин был убит в результате теракта. После его гибели правительственные круги потеряли интерес к активному продолжению начатых реформ. В мае 1915г. в связи с началом Первой мировой войны проведение аграрной реформы было приостановлено.
IV Гос.Дума работала с 1912г. по 1917г. Эта Дума была
более оппозиционно настроена к правительству, именно она сыграла
ведущую роль в учреждении Временного правительства, постановлением
которого была распущена в связи с подготовкой к выборам в Учредительное
собрание.