Вопрос 28. Российское общество и самодержавие в начале XX века. Государственные Думы: первый опыт российского парламентаризма. Реформы Столыпина П.А.

Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, в следствие чего и оставались аполитичной и консервативной силой.

В феврале 1905 Царь объявил о своем намерении созвать Думу — представительный орган, который должен был принимать участие в разработке и обсуждении законопроектов. Однако царь намеревался при этом сохранить за собой всю полноту власти: Дума должна была стать всего лишь совещательным органом.

Царское правительство теряло контроль над ситуацией. Сил для того, чтобы подавить революционное движение, у него не хватало. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки, носившие действительно принципиальный характер.

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни.

После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал «Основные государственные законы Российской империи», которые считают первой русской Конституцией. Эпоха самодержавия в России закончилась. Падение самодержавия произошло неожиданно быстро.

Вскоре после начала работ 1-й Думы — 27 апреля 1906 г. — выяснилось, что надежды правительства на крестьянских депутатов совершенно не оправданы: беспартийные трудовики оказались левее кадетов. Царским манифестом от 9 июля 1906 г., обвинившим Думу в "разжигании смуты ", она была распущена.

II Дума собралась в феврале 1907 г. Поскольку она избиралась на основании старого положения, в ней по-прежнему было значительное число крестьянских депутатов».

3 июня 1907 г. - государственный переворот и крах попыток создания парламентской монархии

Третьеиюньская монархия стала последней фазой эволюции российского самодержавия. Переворот 3 июня 1907 г. завершил процесс формирования своеобразной российской разновидности бонапартистской государственности, в принципе типичной для эпохи утверждения буржуазного строя, для эпохи перехода от абсолютизма к правовому государству. В третьеиюньской политической системе причудливо сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты "классического" самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Государственной думы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству.

. О Столыпине можно судить как о деятеле нового типа по нескольким причинам:

- системный подход прослеживался во всех действиях правительства, в котором ощущался реализм (прагматизм) для осуществления реформ требовалась тщательная подготовка как материальных условий, так и психологического состояния общества.

- Столыпин начал строить российскую государственность не «с крыши», не с провозглашения либеральных свобод, а снизу, с обустройства самого многочисленного и обездоленного сословия России – крестьянства, полагая, что только так можно заложить основы гражданского общества в России.

- Столыпин был государственником, ставившим интересы России превыше царской милости и «общественного мнения». Однако действовать ему приходилось в «заданных обстоятельствах»: над ним давлено безволие монарха или своеволие придворной камарильи.

- Столыпин выступал как председатель Совета министров, подчинил работу всех министерств единому плану, преодолев сопротивление весьма влиятельных лиц. Он считал что правительство должно или действовать смело и ярко, если оно рассчитывает на успех, или уйти в отставку, открыв эту возможность для других.

В России ситуация в начале XX века была сложной – назревала революция. Столыпин был крайне негативно настроен против революции. Столыпин шёл ради «успокоения» на радикальные меры. Таким образом, главной целью он считал: осуществить модернизацию страны, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая принципиальных основ политической системы.

Столыпин видел три пути для развития России:

1. Путь реставрации самодержавия

2. Путь революционного экстремизма

3. Путь либеральных реформ

Столыпин делал упор на реформирование аграрного сектора, создание «фермерского класса» и реформу государственного управления. Он считал, что изменения должны проводиться последовательно, пошагово. Ядром государственных мероприятий стала твердая национальная политика, ориентированная на придание справедливых преимуществ коренному русскому населению. Очень важный закон, принятый по его инициативе, ограничил возможность немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.

Столыпин был убежденным сторонником народного представительства в России. Он желал утверждения его и многое сделал в этом смысле. Идеальной формой правления для него была представительная монархия. Он напомнил, что в России господствующей силой является не анархически – революционный поток, а вековые исторические устои страны.

Нерешенность ключевых проблем накопилась и привела к революции. Именно поэтому, когда недовольство достигло своего пика, к Столыпину прислушались, как к единственному человеку, способному найти решение проблемы.

Аграрная реформа П.А. Столыпина – комплекс мероприятий, предусмотренный правительственной программой реформ, опубликованной 25 августа 1906 г.

Причины реформы - низкий уровень эффективности сельского хозяйства в России, объяснявшийся существованием общины, препятствовавшей развитию рыночной экономики. Решать проблему нужно было не предоставлением дополнительных наделов земли, а повышением производительности крестьянского труда. Конечной целью преобразований Столыпин видел создание класса земельных собственников как опоры самодержавия и противника революционных движений.

Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, обогатив одних крестьян за счет других. После разрушения общины земля должна была перейти в собственность «крепких» мужиков, разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыпин предполагал предоставление им экономического и политического равноправия с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создание мощной опоры для монархии.

Указ 1906 г. разрешал крестьянам выход из общины, указ 14 июня 1910 сделал выход из общины обязательным условием. Согласно правилом землеустройства сельских обществ крестьянин мог потребовать объединение надельных участков в отруб, или выселится на отдельный хутор.

Наиболее совершенным типом земельного владения считался хутор, в котором крестьянская усадьба, земля и прочие угодья сводились в единое целое. На случай, когда разверстать всю общинную землю на отдельные хутора не представлялось возможным, рекомендовался отруб – в этом случае все пахотные земли, закреплявшиеся за крестьянами, все равно сводились воедино, но находились на некотором расстоянии от «коренной усадьбы».

Вторым направлением реформы стало образование товарного земельного фонда. Для его создания активизируется деятельность Крестьянского банка, содействовавшего перепродаже земельной собственности от дворян к крестьянам. При Столыпине его деятельность приобретает грандиозный размах: только в 1906-1907 гг. банк скупил свыше 2,7 млн. десятин земли. Впоследствии объемы сделок заметно упали, но до 1916 г. было скуплено еще свыше 2 млн. десятин. Банк дробил полученные земли на участки и продавал их крестьянам на условиях ипотеки. При этом максимально поощрялось создание отрубных и хуторских хозяйств (к примеру, отрубники платили наличными лишь 5% от стоимости земли). Условия для развития «крепких хозяйств» на банковских землях были гораздо лучше, чем на бывших общинных: не возникало конфликтов с прежними односельчанами-общинниками.

Проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. За счет этого процесса он рассчитывал, ослабить земельный голод в центральных губерниях и переместить наиболее ожесточенную часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений.

Для координации переселенческой политики было организовано Переселенческое управление, подыскивавшее в Сибири территории, пригодные для земледелия. Оно же занималось оказанием поддержки переселенцам – оплатой проезда по железной дороге, ссудами, инвентарем и т. п. Казенные земли в Сибири закреплялись за крестьянами даром. Освоение сибирских земель шло медленно: на восток уезжала почти исключительно беднота, многие возвращались, не в силах поднять хозяйство в суровых сибирских условиях на полученные от правительства субсидии (обычно денег не хватало даже на сельскохозяйственный инвентарь, максимальный размер ссуды - 300 руб.). По разным подсчетам в 1907 – 1916 гг. в Сибирь переселилось от 2,5 до 3 млн. человек, не менее половины вернулось.

Результаты аграрной реформы Столыпина, ее экономическое и политическое воздействие обычно определяются на основе статистических данных, но различные историки истолковывают их по-разному: либеральные заявляют о том, что Столыпину просто не хватило времени, советские - о провале реформ. Если говорить о конечных целях реформ, то они не были достигнуты.

Наши рекомендации