Обратитесь к карте «Расселение славян и их соседи» на странице 28-29 и назовите государства, которые находились на границах земель восточных славян.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап
Формулирование проблемной ситуации:
Вопрос о становлении древнерусского государства является спорным:
Норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство у славян. Местный народ не в силах был сделать этот поступок. Также большое культурное влияние на славян оказали именно варяги. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру. (слайд 2-3)
Антинорманская теория происхождения древнерусского государства говорит о том, что государство возникло из-за того, что этому сопутствовали объективнее на то время причины, государственность восточных славян существовала еще задолго до появления на территории варяг.
Достаточно ли ваших знаний чтобы поддержать одну из теорий?
Что будет темой сегодняшнего урока?
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
Ученики высказывают свои предположения
Формулирование целей и задач урока совместно с детьми:
- узнать, почему произошло объединение племенных союзов славян;
- рассмотреть предпосылки и процесс складывания Древнерусского государства;
- познакомиться с политикой первых русских князей.
Актуализация знаний:
Какие государства существовали в IXв. в Европе и Азии?
Учащиеся перечисляют известные им из курса «Истории Средних веков» государства
Обратитесь к карте «Расселение славян и их соседи» на странице 28-29 и назовите государства, которые находились на границах земель восточных славян.
Учащиеся называют: Хазарский каганат, Византийская империя, Болгарское царство, Великоморавское государство.
- Какие из названных государств находились на более высоком уровне развития? (Византия)
Информационный этап
Класс делится на пары или малые группы (не более 5 человек), каждой группе выдается План учебных действий с заданиями:
Вопросы и задания | Предполагаемы ответы учеников |
С использованием информации в 1 абзаце на стр.40 учебника, перечислите признаки, которые характеризуют любое государство | Учащиеся называют: единая территория, налоги, армия, законы, правители, столица … |
Работая с 1 пунктом параграфа №5 учебника, выделите, какие изменения происходили у восточных славян. | Учащиеся – правителей стали называть князьями; славянские племена стали платить дань за защиту от внешних врагов и решение споров; выделение купцов; появление дружины, воевавшей вместе с князем и помогавшей управлять в мирное время. |
Сравните перечисленные изменения с признаками государства и сделайте вывод об имеющихся признаках государства сложились у славян в IX веке. | Учащиеся – не все признаки государства сложились у славян в IX веке. |
С использованием информации в 1 абзаце на стр.40 учебника, перечислите причины возникновения Древнерусского государства | - развитие хозяйства; - рост городов; - расслоение общества |
В параграфе №5 учебника найти значение понятий: князь и дружина | Князь –это……, дружина – это…. |
Найдите на карте «Русь в IX-X веках» стр. 47 учебника: Константинополь, Киев и Новгород и определите, изучив легенду карты, какая связь существует между этими городами? | -важнейший торговый путь |
Используя карту учебника на стр.47, составьте в тетради схему пути «из варяг в греки», указав основные пункты (моря, реки, озера) | -учащиеся делают запись в тетради: Балтийское (Варяжское море), Ладожское озеро, р. Волхов, о. Ильмень, р. Ловать, р.Днепр, Черное (Русское) море. |
Между рекой Ловать и рекой Днепр не было водного пути. Указать каким образом ладьи преодолевали этот участок? | Учащиеся предполагают. Стр. 41 последний абзац – находят понятие «волок» |
Используя карту учебника на стр.47, установить: через земли каких племенных союзов проходил путь «из варяг в греки» | Учащиеся называют: словене ильменские, кривичи, полочане, дреговичи, радимичи, поляне. |
В параграфе №5 найти информацию и установить: как повлиял торговый путь «из варяг в греки» на формирование Древнерусского государства? | Торговый путь объединял большинство племенных союзов славян, что способствовало росту городов и появлению новых городов, развитию общих торговых и хозяйственных связей. Т.е. причины возникновения государства сложились у самих славян. |
У славян было несколько политических центров, крупнейшими из которых были Новгород и Киев. Используя разделу 2 на стр. 41. учебника, выяснить: в результате чего и почему столицей Древнерусского государства становится Киев? | Учащиеся работают с текстом и выделяют, что в 882г. Олег совершил поход на юг, захватил Киев |
Аналитический:
Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами начали знакомство с формированием Древнерусского государства.