Расселение восточных славян. Быт и верования

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы — западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов.

Автор летописи «Повесть временных лет» киевский монах Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

— поляне, поселившиеся на Среднем Днепре «в полях»;

— древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

— дреговичи — между Припятью и Западной Двиной;

— радимичи и вятичи на р. Соже (приток Днепра) и Оке;

— ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и реки Волхов;

Соседями славян были кочевые народы (степняки) — булгары, половцы, хазары, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами). На юге возвышалась громадная и могущественная Восточная Римская империя (Византия), с которой славяне активно взаимодействовали.

2. Основой хозяйственного уклада являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получает распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Большую роль играло скотоводство. Занимались славяне и промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла. Большое значение имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

3. Общественный строй древних восточных славян в первые века после переселения на Русскую равнину был типично первобытнообщинным. Славяне жили племенами. Отсутствовало социальное неравенство. Племена состояли из больших патриархальных семей, поколения которых вели совместное хозяйство (родовая община). На войну отправлялось всё мужское население, кроме мальчиков и стариков. Определяющее значение в деле управления делами племени имело народное собрание (вече), включавшее в себя всё взрослое мужское население. Именно народное собрание (где наиболее весомые голоса имели главы больших патриархальных семей) избирало племенных вождей, совет старейшин, военных предводителей.

Однако, в ходе совершенствования орудий труда и техники обработки земли, происходит увеличение прибавочного продукта. Многие малые семьи в составе большой патриархальной семьи теперь сами могут обеспечить себя всем необходимым. Но появляются и такие, кто в силу разных условий (неурожай, пожар, потеря кормильца), лишившись помощи патриархальной семьи) беднеют, попадают в кабалу своих более удачливых соплеменников. Слабеет связь поколений, патриархальные семьи распадаются. При этом происходит быстрый рост населения. Племена разрастаются и требуют новой, более централизованной системы управления. В результате объективных социально-экономических процессов происходит размывание первобытного строя, формируются предпосылки для перехода к государству. Этот переходный период, характерный для большинства народов, получил название «военная демократия». Её главные особенности:

1) рост социального неравенства, появление бедных и богатых общинников;

2) усиление власти племенных вождей при ослаблении роли народного собрания. В составе племени выделяется военная дружина во главе с вождём. Она занимает привилегированное положение, война и грабёж соседних племён становится их единственным занятием. Власть вождя начинает передаваться по наследству;

3) переход от родовой общины (совместный труд поколений одной большой патриархальной семьи) к соседской (совместный труд неродственных малых семей);

4) однако, сохраняются, хотя и в сильно урезанном виде, черты «аграрной демократии»: безвозмездная помощь бедным, запрет порабощать соплеменников; необходимость согласования решений вождя с волей народного собрания.

Тем не менее, тенденции распада первобытного уклада и постепенный перехода ко классовому обществу на данном историческом этапе были определяющими.

4. Языческая картина мира восточных славян. Основой мировоззрения древних восточных славян было язычество.

Язычество – это система верований, основанных на обожествлении сил природы.

Язычество восточных славян включало в себя:

1) анимизм – наделение природных объектов живой душой. Первобытный человек не воспринимал себя как личность. Понятия «я» не существовало. Есть только «мы»: человек не отделяет и не противопоставляет себя природе. Природные силы обожествлялись, а мир наделялся духами: добрыми (берегини, домовые) и злыми (лешие, русалки, упыри). Деревья, травы, вода, камни, орудия труда и т.д. воспринимались первобытным человеком такими же, как и он, живыми существами. Явления природы – дождь, ветер, гроза – осознавались как продукт деятельности живых духов, недоступных человеческому взору, но окружающих людей в их повседневной жизни.

Пантеон (совокупность богов) древних славян представлял собой иерархизированную систему обожествлённых природных сил от создателей Вселенной до мелких божеств, отвечающих за конкретные виды деятельности (например, бог сбора урожая). Главнейшими божествами славянского пантеона на разных этапах его развития были: Род и Рожаницы – создатель и покровители всего живого, Сварог – источник огня и света, ходящий по небу, Перун – бог грозы и огня, покровитель князя и дружины. Среди главных божеств восточных славян необходимо также отметить таких как: Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Велес (Волос) – «скотий бог», покровитель скота, Мокошь – женское божество, покровительница домашнего очага.

Необъятность русских просторов во многом определила такие черты русского менталитета как широта, безграничность, открытость миру и людям. Сложность освоения больших пространств и необходимость их постоянной защиты выработали такие русские черты как упорство, умение стоять на смерть за веру и Родину, ощущение континента, государственный инстинкт, державность. Однако сложились и негативные наклонности: фатализм, безразличие, катастрофизм сознания, самоуничижение, излишняя самоизоляция и всплески шовинизма.

2) Культы родителей, умерших, вождей. Особую роль у восточных славян играл культ Матери-сырой-земли, дающей жизнь всему живому. Этот культ указывает на особое, интимное отношение славян к родной земле, к Родине, утвердившееся в русском характере.

3) Тотемизм – олицетворение дерева или животного с покровителем рода и первопредком.

4) Фетишизм – наделение предметов магическими свойствами (амулеты, обереги).

5) Магия – способность воздействовать на вещи посредством заклинаний.

Славянская мифология не была столь рационалистичной и подробно разработанной, как мифология древних греков, не достигла таких высот в деле культурного творчества. Но при этом её отличали такие особенности как вдумчиво-созерцательное отношение к окружающему миру, сочетающееся с восхищением гармонией и красотой природы, уважением к космическим стихиям. В этом источник таких черт русского менталитета, как стремление жить в согласии с окружающим миром, отзывчивость к чужой беде, желание поделиться радостью с ближним, осознание хрупкости гармонии мира и стремление её сохранить.

ТЕМА 5.

Наши рекомендации