Многообразие социальных общностей людей
В социальную структуру общества входит также и ряд других общностей, существование которых связано с иными в том числе и с неэкономическими предпосылками и причинами.
Если при исследовании взять за основу этнический признак,то в таком случае можно будет выделить род, племя, народность и нацию. Эти объединения людей можно одновременно назвать и историческими общностями,поскольку они возникали и «угасали» в рамках того или иного отрезка истории человеческого общества. Этносы как сложные объединения людей есть скорее всего социально-культурное, а не чисто экономическое явление. Они вбирают в себя природные, языковые, хозяйственные, психологические и иные отличия.
Родвозникал на основе кровной близости людей, являлся ядром первобытной общины и обеспечивал различные формы совместной деятельности людей того времени. Племенаформировались как союзы родов и существовали на общей территории. Народностьпришла на смену родоплеменной организации общества, возникнув в условиях формирования первых классов и государственности. Для народности характерны общая территория и язык, психологический уклад и общепринятое название. Эти общности (эллинская в Древней Греции, древнерусская, немецкая в период феодализма и др.) были связаны в единый организм уже не столько родственными связями, сколько другими факторами и отличались друг от друга значительным своеобразием.
Нациявыросла из народностей и сохранила некоторые их признаки. Она возникла как продукт раннего капитализма, становления промышленности и формирования единого рыночного пространства. К ее наиболее важным признакам обычно относят:
- общую территорию как пространство развития и существования;
- совместную экономическую жизнь;
- специфический психологический уклад (национальный характер);
единую культуру (язык в первую очередь) как воплощение опыта нации.
В развитии наций имеют место две важные тенденции. Первая — это стремление к самостоятельности, к собственной независимости. Крайней степенью этой тенденции является национализм как проявление национального эгоизма, зазнайства и высокомерия нации. Вторая тенденция — это ломка межнациональных перегородок, сближение и взаимодействие наций. Проявлением этой тенденции является интернационализмкак идея солидарности и взаимопомощи наций и народов мира, всех людей труда. В XX столетии преобладает вторая из названных нами тенденций. Не без труда и проблем, но все же складываются цивилизованные отношения между народом, формируется единое мировое сообщество народов.
Народ,с точки зрения социальной философии, есть понятие собирательное. Оно включает в себя трудящихся (не эксплуататоров) как творцов материальных и духовных благ. Народ — это главная движущая сила истории, вносящая основной вклад в прогресс общества. Трудящиеся каждодневно участвуют прежде всего в материальном производстве и несут на себе основную тяжесть этого дела. Они создают также и духовную культуру (язык, песенное творчество, сказания, приметы и др.). М.И.Глинка подчеркивал, что музыку создает сам на род, а композиторы ее лишь аранжируют. Трудящиеся участвуют и в политическом творчестве (массовые движения и партии, референдумы и выборы, национально-освободительные движения, справедливые войны и восстания, социальные революции). Но все же народ не еле дует идеализировать, говоря о его роли в историческое процессе. Это участие нередко проявляется и в негативных формах — уход от труда, воровство и бандитизм разрушительные бунты и т.п.
Ведя речь о народе, уместно сказать и о роли отдельной личности в историческом процессе. Каждый из нас творит историю человечества в меру возможного,в соответствии со своими способностями и обстоятельствам / Особый же вклад в историю вносят так называемые вы дающиеся («исторические») личности. Об их роли в их тории Г.В.Плеханов писал следующее: «Великий чело век является именно начинателем, потому что он видя дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений: он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он — герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — все его значение, в этом — вся его сила. Но это — колоссальное значение, страшная сила».
Конечно, вклад выдающихся в историю очевиден. Однако даже человек такого масштаба ничего не сможет сделать, если на его зов не откликнется народ и не поддержит своим деятельным участием. В этом смысле роль народных масс в историческом процессе может быть определена как решающая.
Реальностью социальной жизни становится иногда культ личности.Под ним принято понимать слепое, фанатичное преклонение перед исторической личностью, преувеличение ее вклада в исторический процесс. Культ личности — это обожествление отдельного а, пусть даже и выдающегося. Это явление свидетельствует о несвободе людей, их зависимости от государства и носителей власти в обществе
По природным признакам в социальной структуре общества выделяют расы. Под ними понимают большие массы людей, которые объединены общностью генетических характеристик цветом кожи, разрезом глаз, морфологией и физиологическими особенностями. На нашей планете существуют европейская («белая»), негроидная «черная») и монголоидная («желтая») расы. Попытка искусственно разделить расы на якобы «высшие» и «низшие» и противопоставить людей на этом основании есть Расизмкак человеконенавистническая идеология.
Учитывая половой признак,все население конкретно общества можно разделить на мужчин и женщин.
По возрастному признакув социальной структуре общества выделяют детей, молодежь, взрослых и пенсионеров.
По образу жизни людей (условия их жизни и типичные формы жизнедеятельности) различают городское и сельское население.
В социальной структуре выделяют и «малые» социальные группы. Сюда относятся прежде всего семья как исходная ячейка социальной сферы и всего общества. Она основана на брачных отношениях, кровном родстве и общем быте. Основной функцией семьи является рождение и воспитание детей, т.е. воспроизводство человеческого рода.
Итак, общество являет собой сложную картину социальной жизни. Каждая «клеточка» этой сферы (общности) выполняет ту или иную функцию. Всякий человек принадлежит к конкретной социальной группе. Имеет соответствующий социальный статус (пол, профессия и др.), выполняет те или иные социальные роли. Иначе говоря, занимает определенное место в социальном пространстве. Социальная сфера отражает и аккумулирует интересы групп людей, вытекающие их положения в обществе. В этой сфере осуществляет производство человека, его социализация в качестве представителя конкретной социальной группы, формирование социального типа личности.