ТЕМА 12. ЛИБКРИЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В РОССИИ в конце XIX начале XX века.

1. Политико-правовое учение Б.Н. Чичерина.

2. Социологическая концепция права и государства в России.

3. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича.

4. Неокантианская концепция права П.И. Новгородцева.

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ, которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения. В этот период развивалась либеральная мысль. Большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновывали создание в России конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.

Программными требованиями либеральных учений были отправление процессов развития гражданского общества, сохранение таких его основ, как частная собственность, товарно-денежные отношения, формальное равенство субъектов права. Это обусловливало противостояние либеральной политико-правовой мысли различным направлениям социалистической идеологии, выступавшим против развития капитализма.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретическом отношении стояла на уровне западноевропейской философской мысли, а в некоторых аспектах превосходила ее. В конце XIX – начале XX в. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений.

1. Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) – русский философ, либерал. Основные работы: «История политических учений», «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Философия права».

Чичерин определял государство, как союз народа связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство, по его мнению, должно обеспечивать безопасность своих граждан, определять и защищать их права и свободы. Через призму прав и свобод личности Чичерин исследовал абсолютизм, аристократию, демократию, конституционную монархию, условия их возникновения, развития и падения. Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал конституционную монархию, в которой различные начала общежития приводятся к идеальному единству: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Чичерин разделял гражданские и естественные права. Гражданские права определяются государством, естественныеправа – это область требований правды, справедливости, «система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства». Право, по Чичерину, есть внешняя свобода человека, которая определяется внешними законами.

Суть либерализма, согласно Чичерину, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в этом качестве вступает в общество. Человек остается свободным даже тогда, когда он добровольно ограничивает свою свободу, подчиняясь законам и власти. Чичерин различает три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный.

Социологическое направление в теории права и государства исходило из того, что существование и развитие права и государства определяется общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.

2. Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910 гг.) – профессор Московского университета, председатель I Государственной думы. Основные работы: «Очерки общей теории гражданского права», «Определение и основное разделение права», «Что такое догма права?».

В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Значение юридической защиты необходимо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства инее может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения.

Правовой порядок – это существующий порядок отношений в обществе.

Муромцев различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» отношение (отношение «защищающее»). К правовым он относил те общественные отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения получают «неорганизованную защиту» со стороны общества и социальных групп. При столкновении различных интересов такой защиты уже недостаточно и необходимо обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам, т.е. к «организованной защите». Организованную форму защиты Муромцев называл «юридической».

Тем не менее, сила государственной власти не абсолютна. В обществе существуют и другие силы, оказывающие влияние на правовой порядок (настроения в обществе, внешние условия). Юридические нормы, которые создает государство, не всегда соответствуют существующему в данном обществе правопорядку. Встречаются случаи некоторых противоречий между предписаниями нормы и правопорядком, преодолеть которые возможно, если постоянно приводить действующий правопорядок в соответствие со «справедливостью».

3. Николай Михайлович Коркунов (1853-1904 гг.) – государствовед, теоретик права, историк правовой мысли. Основные произведения: «Государственное право (теория)», «Лекции по общей теории права», «Русское государственное право», «История философии права» и др.

Право, по определению Коркунова, есть не просто защита интересов, но их разграничение. Юридические нормы разграничивают интересы различных субъектов в отличие от норм технических, указывающих средства достижения определенной цели, и правовых правил, дающих сравнительную оценку разных интересов одного и того же лица.

Коркунов отмечал, что гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право – интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс – истца и ответчика, государственное право – интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств.

Государство, по мнению Коркунова, - не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, а объектом служит государственная власть как предмет пользования и распоряжения.

Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, по его мнению, заключается «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». При безусловном единстве власти как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение распоряжения государственной властью.

Взаимное сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу граждан, достигается, по мнению Коркунова, не только обособлением разных функций государственной власти, но и «совместностью властвования», которое находит свое отражение в трех формах: в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами; в распределении между несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций; в осуществлении различных функций одним органом, но различным порядком. Эти формы могут образовывать всевозможные комбинации государственных органов.

4. Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг.) – профессор, теоретик права и государства. Основные работы: «История философии права», «Наука гражданского права в России», «Общая теория права» и др.

Понятие права, утверждал Шершеневич, включает в себя только положительное, действующее право. Объективное право – совокупность правовых норм, субъективное право – «возможность осуществления своих интересов субъектом права». Шершеневич доказывал, что объективное и субъективное право – это не две стороны одного понятия, а самостоятельные и совершенно различные понятия. Объективное право, по Шершеневичу, – это основное понятие права, субъективное право – производное.

Право, утверждал Шершеневич, - это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Государство является источником права. Государство есть явление первичное, а право – вторичное. Государство и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. Общество может одобрять, поддерживать, относиться сочувственно к политическому режиму своего государства, но может и воздействовать на политику государства через общественное мнение, выборы, референдум, отказ от уплаты налогов, восстания. В основе деятельности любого государства, утверждал Шершеневич, лежит инстинкт политического самосохранения. Политика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело приспосабливаться к новым общественным условиям.

Шершеневич выступал против отождествления понятий правового и конституционного государства. По его мнению, правовое государство – это теоретическая конструкция, а конституционное государство – это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе.

5. Павел Иванович Новгородцев (1866–1924 гг.) – историк и философ права. Основные работы: «Введение в философию права», «Об общественном идеале».

Право (и правосознание), по мнению Новгородцева, подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема заключается в том, чтобы в процессе совершенствования права не выходить за пределы моральных критериев и направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определенном обществе.

Построение правового государства в России, по мнению Новгородцева, необходимо начинать с парламентаризма. Представительное правление является неизбежным достоянием всех культурных народов. В системе учреждений правового государства оно является не одним из его признаков, а общим и необходимым элементом его организации. Задача правового государства заключается в том, чтобы создать солидарность власти с народом. Принцип народовластия состоит в том, считает Новгородцев, чтобы за народом «сохранялся юридический суверенитет и юридическая возможность проявлять свои верховные права через органы своей воли». Институт народного представительства является механизмом, при помощи которого народная инициатива может воплощаться в нормы позитивного права.

Правовое государство, по мнению Новгородцева, является синтезом естественного и позитивного права. Только в таком случае будет устранен конфликт между ними.

Новгородцев считал, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.

Цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть невозможно из-за недостатка средств. Несмотря на, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления заботы о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, по мнению Новгородцева, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал понятие «право на достойное человеческое существование». Обладая нравственной природой, это право, должно иметь юридическое значение. Новгородцев призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия.

Контрольные вопросы:

1. Государство, право и либерализм в учении Б. Чичерина.

2. Концепция права в учении С. Муромцева и Н. Коркунова.

3. Право в учении Г. Шершеневича.

4. Идея правового государства П. Новгородцева.

Список литературы:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под общей ред. О.В. Мартышина / Н. Азаркин, В. Жуков, Ю. Завьялов, и. др. — Норма Москва, 2010.

2. История политический и правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.

3. И.Исаев, Н.Золотухина. История политических и правовых учений России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2003.

4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – 3-е изд., доп. – М.: Зерцало, 2009.

5. История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. Лазарев В.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Высш. образование, 2008.

6. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. Г. Графский. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006.

7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. Хрестоматия по истории политических и правовых учений (XI - первой половины XX вв.) – М.: ЮНИТИ, 2008.

8. Баски Ю.Я., Баскин Д.А. Павел Иванович Новгородцев (из истории русского либерализма). СПб., 1997.

9. Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина //Правоведение. 1993. № 5.

10. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Сочинения. М., 1991.

11. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М. 1996.

Наши рекомендации