РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII века.

1. Политико-правовые взгляды Феофана Прокоповича

2. Политико-правовая идеология феодальной аристократии Щербатова

3. А.Н. Радищев о государстве и праве

В результате реформ Петра I завершился длительный процесс политической и экономической централизации страны. Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое преобразование в политических теориях его современников.

1. Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) – архиепископ, относилсяк числу сторонников реформ и активных деятелей Петровской эпохи.

Его работами на политические и правовые темы являются ''Слово о власти и чести царской'', ''Духовный регламент'', ''Правда воли монаршей'' и др.

При построении своей политико-правовой концепции он обращался к трудам античных и современных западноевропейских мыслителей, а также широко пользовался отечественной литературой. В своем учении Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия.

В истории русской политико-правовой мысли он первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о естественном преддоговорном состоянии, которое он представлял как эпоху войн и кровопролитий. Естественные законы, т.е. требования здравого разума, подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли заключения договора об образовании государства, не без содействия Бога. Необходимость государства обосновываются задачей охраны естественных законов, вытекающих из инстинктивного стремления к сохранению жизни, продлению человеческого рода. Государственная власть нужна естественному закону, чтобы защищать человеческое сожительство. Вместе с ней для сохранения естественных законов нужны гражданское право и законы.

Посредством общественного договора народ отрекается от своей воли и передает ее одному лицу – монарху. Народ выступает как субъект обязанностей и подчинения, отдав свою волю монарху, он не может забрать ее у него, даже когда монарх нарушает договор и не заботится об общей пользе. Договор трактуется односторонне, он обязателен только для народа.

Обязанности верховной власти сформулированы на основе идеи общего блага и заключаются в обеспечении государственной безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, развитии производства.

Таким образом, высшая власть в обществе образовывалась путем договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм Прокопович называет монархию, аристократию, демократию и смешанную форму. Республики – аристократия и демократия – не вызывают его одобрения, поскольку в аристократиях борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты, кроме того республики пригодны для малого по численности народа, проживающего на небольшой территории.

Рассматривая монархию он различает два ее варианта – ограниченную и абсолютную. Для России идеальная форма – наследственная и неограниченная монархия.

В своей деятельности монарх реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу. Монарх Прокоповича – это просвещенный государь, который обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения, искоренении предрассудков, устроении правосудия и осуществлении хорошего управления страной. Такое понимание верховной власти во многом было новым в русской политической мысли.

2. Князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790 гг.) – видный историк, публицист, государственный и общественный деятель. В 1762 году приступил к написанию истории российской от древнейших времен и занимался ей в течение всей жизни. Наиболее крупными работами по вопросам политико-правовой темы были О надобности и пользе градских законов, Разные рассуждения о правлении, Размышления о законодательстве вообще, Путешествие в землю Офирскую. Параллельно с работой наисторией российской он писал много статей, записок, книг затрагивающих ряд существенных вопросов политического развития России.

Щербатов является сторонником ограничения власти монарха основательными законами. Образование государства он связывает с заключением общественного договора между народом и правителями, в соответствии с которым люди уступили часть свободы и своих выгод, чтобы другими частями безопасно пользоваться. Общественный договор в России, по его мнению, соблюдался в старые добрые времена, в период петровских преобразований. Современное ему правительство нарушило общественный договор, стало сосредоточением всех бед России, подрывающим нравственные устои общества. Единственную политическую силу, способную дать отпор деспотизму, он видел в дворянстве, живущем по кодексу чести и от природы наделенным способностью управлять.

Щербатов выделяет 4 формы правления – монархию, аристократию, демократию и деспотию. Но, по его мнению, ни одна из них в чистом виде никогда не существовала.

Форму правления и законы государства он ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения.

При анализе форм правления западноевропейских государств его симпатии на стороне английской конституционной монархии, в качестве достоинств которой разделение властей и определение их компетенции законами. Он критикует самовластие, т.е. тиранию, республиканское правление. Рассматривая монархию он различает два варианта – монархия ограниченная, функционирующая на основе законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии.

Его симпатии на стороне ограниченной монархии, при чем он не делает различия между наследственной и выборной ее организацией. Ограниченная монархия для России традиционна.

В идеальной модели государства представительным органом является Высшее правительство, состоящее из пяти департаментов, все вопросы в которых решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшая судебная власть. Судьи выборны, суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год.

Местное управление представлено выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. Он не правомочен объявлять войну, заключать мир, устанавливать налоги, издавать законы без согласия народа.

Законы он делит на божественные, естественные и положительные, полагая, что последние должны соответствовать первым двум.

Теория Щербатова была направлена на ограничение абсолютизма, вела к подчинению императора дворянству, прежде всего его высших аристократических кругов.

3. Александр Николаевич Радищев(1749-1802 гг.) – крупнейший представитель политической мысли России второй половины 18 века.

Свой личный долг перед отечеством он видел в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Это теме посвящено его известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

В формировании своего общественно-политического идеала Радищев обращается к теории естественного права, центральной категорией которой было естественное состояние. Общество прошло ряд стадий развития, и лишь при переходе кочевых народов к земледелию появляются государство и положительные законы. Основным образующим государство фактором является собственность. В основе закона должно лежать естественное право. Это позволяет Радищеву сделать вывод о естественных, неотчуждаемых правах человека, к которым относится право на собственность, безопасность, вольность, жизнь. В интересах общей пользы эти права могут быть ограничены, но не решением монарха, а только в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающем общие интересы граждан. Все положительные законы он делит на законы государственные (права и обязанности управляющих и управляемых); законы гражданские (права лиц); законы уголовные (преступления, проступки, погрешности). Законы, превращающие людей в крепостных и лишающие их естественной и гражданской свободы, он квалифицирует как «не право». Соответственно он критикует современное ему крепостное право и показывает теоретическую и практическую несостоятельность.

Социальный идеал Радищева – общество свободных и равноправных собственников.

Наилучшей политической организацией власти является народное правление. По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления.

Самодержавие Радищев рассматривает как состояние наипротивнейшее человеческому естеству. Он ставит равенство между всеми вариантами монархической организации власти.

Концепцию разделения властей он не признает, т.к. только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти в своих руках.

Будущее государственное устройство Радищев представлял в форме федерации. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются в свободе слова, мысли, деяния, в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, в праве собственности, быть судимым себе равными.

Радищев много внимания уделяет судоустройству, видам преступлений.

В области международных отношений он придерживался мирной ориентации, активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов.

Идеи Радищева получили дальнейшее развитие в трудах декабристов и представителей революционно-демократического движения.

Контрольные вопросы:

1. Формы правления в учении Ф. Прокоповича.

2. М. Щербатов о государстве и законах.

3. Политическая концепция А. Радищева.

Список литературы:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под общей ред. О.В. Мартышина / Н. Азаркин, В. Жуков, Ю. Завьялов, и. др. — Норма Москва, 2010.

2. История политический и правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.

3. И.Исаев, Н.Золотухина. История политических и правовых учений России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2003.

4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – 3-е изд., доп. – М.: Зерцало, 2009.

5. История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. Лазарев В.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Высш. образование, 2008.

6. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. Г. Графский. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006.

7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. Хрестоматия по истории политических и правовых учений (XI - первой половины XX вв.) – М.: ЮНИТИ, 2008.

8. Политическая наука России. Хрестоматия. М., 2000.

9. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Избранные философские и общественно-политические произведения. М. 1952.

ТЕМА 11. БУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ I ½ XIX века.

1. Взгляды И.Бентамана право и государство.

2. Возникновение юридического позитивизма Дж.Остина.

3. Теория «надклассовой монархии» Л.Штейна.

Французская революция открыла дорогу развитию капитализма в ряде стран континентальной Европы. В это же время ощутимы результаты промышленного переворота в Англии. Общество становится в развитых странах более буржуазным и делится на два класса – буржуазию и пролетариат.

Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками. Однако возродить уничтоженные революцией феодальные отношения в экономической, социальной и гражданско-правовой областях уже невозможно.

К буржуазной политико-правовой идеологии относятся те концепции, которые оценивали гражданское общество периода первоначального капитализма как неизбежное и необходимое явление, требующее теоретического осмысления, идеологического оправдания преимущественно в интересах торговой и промышленной буржуазии.

В этих условиях основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм стоит на защите «гражданской свободы», понимаемой как свобода предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство лишь обеспечивает безопасность личности, частной собственности, общества. Особенно либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь.

1. Иеремия Бентам (1748-1832 гг.) – английский правовед, философ, родоначальник теории утилитаризма. Основные работы: «Введение в основания нравственности и законодательства», «Фрагмент о государственном правлении» и др.

Бентам не разделял мнения о том, что общество и государство возникли посредством заключения между людьми общественного договора. По его мнению, государства создавались насилием и утверждались привычкой.

Идеальной формой правления считал республику, при которой, по его мнению, достигается «наибольшее счастье наибольшего числа лиц». В вопросах организации государственной власти стоял на демократических позициях, полагая, что в республике учредительная власть должна принадлежать народу (право избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования). Законодательная власть должна принадлежать парламенту (однопалатный орган). Депутаты парламента несут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел. Исполнительная власть должна принадлежать должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

Бентам разработал теорию утилитаризма. В основе теории утилитаризма лежат четыре основных положения: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Бентам критиковал теорию естественных прав человека, полагая, что признание такого рода прав должно привести к обоснованию допустимости сопротивления государственной власти. Естественные права человека, противопоставленные закону государства, являются для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Бентам считал право частной собственности одним из фундаментальных прав индивидов, а частную собственность благом для всего общества. Законодатель не должен посягать на частную собственность, поскольку такие действия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права индивида – безопасности.Право Бентам определял как выражение воли государства. Поэтому формой права для него является закон. Бентам выступал с критикой прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и поэтому народу неизвестно.

2. Джон Остин (1790-1859 гг.) – английский правовед. Основной труд «Лекция о юриспруденции, или философия позитивного права».

Джон Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями; науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве и юриспруденцию – науку о праве. По мнению Остина, юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».

Остин полагал, что только право, в строгом смысле слова, я предметом юриспруденции. Право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами – законы, установленные Богом (божественное право) и законы, установленные людьми. Среди законов, установленных людьми не все можно, по мнению Остина, отнести к праву в строгом смысле (позитивному праву), например, правила этикета; правила, установленные лицами, не являющимися суверенами и др. Под позитивнымправомОстин понимает приказы, установленные сувереном. Суверен – это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться. Суверен, по Остину, «свободен от правовых ограничений», то есть он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками, а также связан «законами Бога» и нормами морали. Решения судей, обычаи, мнения ученых, а также практику частных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, поскольку они действуют с молчаливого согласия суверена.

3. Лоренц фон Штейн (1815-1890 гг.) – немецкий государствовед, историк и экономист. Основная работа «Социализм и коммунизм в современной Франции».

Штейн различает государство и гражданское общество. Общество основано на разделении труда, которое зависит от формы собственности. Штейн признает, что общество делится на классы и в таком случае государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.

Штейн критикует республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.

Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считал конституционную монархию. Наследственный монарх занимает могущественное и недосягаемое положение, поэтому ему чужды интересы какого-либо класса. Только монарх способен осознать интересы общества в целом. Исходя из этого, он предупреждал притеснение одного класса другим.

Штейн различал власти законодательную, правительственную и княжескую (монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное учреждение, перед которым ответственны министры.

Кроме того, Штейн обосновал законность, правопорядок, права граждан, понимаемые как равные возможности членов общества добиваться улучшения своего положения при помощи законных средств.

Контрольные вопросы:

1. Теория утилитаризма И. Бентама.

2. Учение о праве Дж. Остина.

3. «Надклассовая» монархия Л. Штейна.

Список литературы:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под общей ред. О.В. Мартышина / Н. Азаркин, В. Жуков, Ю. Завьялов, и. др. — Норма Москва, 2010.

2. История политический и правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – 3-е изд., доп. – М.: Зерцало, 2009.

4. История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. Лазарев В.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Высш. образование, 2008.

5. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. Г. Графский. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006.

6. Омельченко О. История политических и правовых учений: История учений о государстве и праве: Учеб.для вузов – М.: ЭКСМО, 2011.

7. Чанышев А. А. История политических и правовых учений: учебник / А. А. Чанышев. – М.: Проспект, 2006.

Наши рекомендации