Избирательное законодательство в субъектах РФ
Процесс становления избирательного законодательства в субъектах Российской Федерации принято подразделять на ряд этапов.
Первый этап охватывает период с декабря 1993 г. по апрель 1994 г. Он отмечен следующими особенностями: отсутствием федерального законодательства о выборах; регламентацией избирательного процесса указами Президента Российской Федерации; временным периодом действия региональных положений о выборах, принятых во исполнение президентских указов; устойчивой тенденцией к ограничению избирательных прав граждан.
Кроме того, в этот период при проведении выборов в органы власти субъектов Российской Федерации во многих из них не функционировала представительная власть, и правила избирательного процесса – Положения о выборах в областные думы, законодательные собрания – утверждали руководители исполнительных органов власти субъектов РФ. Выборы в субъектах РФ проводились в основном по мажоритарной избирательной системе. Смешанная избирательная система применялась в Республике Марий Эл, Республике Тыва и Саратовской области.
Второй этап развития регионального избирательного законодательства связывают с принятием Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где были урегулированы основные стадии избирательного процесса. После принятия данного закона в большинстве субъектов РФ были приняты региональные законы, на основании которых были проведены выборы в законодательные органы государственной власти, а также состоялись выборы 70 глав исполнительной власти.
Необходимо отметить, что в данный период имели место случаи, когда избирательные законы ряда субъектов РФ существенно ограничивали избирательные права российских граждан. Так, типичным нарушением в законах о выборах республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия и др. является требование постоянного проживания гражданина на определенной территории для приобретения активного избирательного права. В законах ряда республик были установлены дополнительные ограничения для военнослужащих срочной службы, нарушался принцип равного избирательного права. В настоящее время в большинстве субъектов Федерации цензовые ограничения практически исключены.
Третий этап развития института региональных выборов и их правового обеспечения связывают с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. В 1999 г. в данный Закон были внесены существенные изменения и дополнения, он носит характер рамочного закона, имеет прямое действие. В этом законе усилены гарантии избирательных прав. Его основное значение состоит в том, что при принятии избирательных законов субъекты РФ должны строго соблюдать вышеназванный закон. Этим же законом федеральный законодатель предоставил субъектам право устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждан.
В настоящее время региональное законодательство подвергается определенным изменениям. Это связано с принятием нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.
Исходя из вышеназванных федеральных норм избирательного законодательства, субъекты РФ создали собственную нормативную базу референдумов и региональных выборов. Причем, она представляет собой довольно внушительный по объему массив нормативных правовых актов.
Все парламенты в республиках в составе Российской Федерации являются также законодательными органами соответствующих субъектов, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках Конституции Российской Федерации, конституции или устава соответствующих субъектов Российской Федерации компетенцией в сфере законодательства, которая означает, что ни один закон субъекта не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом этого субъекта.
Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Так, Основной Закон Кабардино-Балкарской Республики называет 4 года, Чечни и Республики Адыгея – 5 лет.
Их численный состав колеблется от 27 человек в Республике Ингушетия и Республике Калмыкия до 121 в Республике Дагестан: в Республике Адыгея это 45, в Кабардино-Балкарской Республике –72, в Карачаево-Черкесской Республике –73, в Республике Северная Осетия-Алания – 75 человек. Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации на Северном Кавказе также определяется конституциями этих субъектов и законами о выборах их парламентов.
В отличие от федерального парламента, который имеет двухпалатную структуру и состоит из (178 + 450) человек, парламенты республик – субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе, как правило, однопалатные и с небольшой численностью. Исключением является двухпалатный парламент Кабардино-Балкарской Республики, который представлен Советом Республики (Государственная Дума) и Советом Представителей (палата Представителей), численностью 72 человека. Совет Республики Кабардино-Балкарской Республики, состоящий из 36 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам в основном с равным количеством избирателей, и Совет Представителей, состоящий из 36 депутатов, представляющих административно-территориальные единицы республики, избираемых по трехмандатным округам (районам); в городе Нальчике образуются два трехмандатных избирательных округа. Подобное устройство парламента в Кабардино-Балкарской Республике для других республик Северного Кавказа не типично.
Здесь уместно напомнить мнение большинства ученых о том, что законодательные органы с большим числом членов больше пригодны для постоянных дебатов, чем для выработки конкретных законов.
Вместе с тем у «больших» парламентов есть и положительные стороны, а именно: более представительный характер формирования, что в свою очередь позволяет быть представленными и различным меньшинствам; работа таких парламентов может быть организована эффективней, т. к. у них более сложная организация, при этом есть возможность создания более специфических, специализированных комитетов.
В данном вопросе нет существенных особенностей в республиках Северного Кавказа по отношению к другим регионам Российской Федерации и зарубежным странам. Так, например, все земли Германии (кроме Баварии), штаты Мексики, провинции Канады имеют в настоящее время, как правило однопалатные законодательные (представительные) органы, хотя исторически некоторые имели и по две палаты.