Сотрудничество в 2013 году
6 декабря 2013 года в Киеве, в рамках очередной Министерской встречи ОБСЕ, состоялось 22-е заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) ГУАМ, в котором приняли участие Министр иностранных дел Азербайджанской Республики Э.Мамедьяров, Министр иностранных дел Грузии М.Панджикидзе (председательствовала на заседании), Заместитель Премьер-Министра, Министр иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Герман, Министр иностранных дел Украины Л.Кожара, Генеральный секретарь ГУАМ В.Чечелашвили.
СМИД рассмотрел вопросы политического взаимодействия, сотрудничества в формате ГУАМ+, в частности, продолжил обмен мнениями по пункту 34 Повестки дня 67-й сессии ГА ООН «Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ и их последствия для международного мира, безопасности и развития» и приветствовал результаты 6-го пленарного заседания ПА ГУАМ, состоявшегося 2-3 декабря 2013 года в Тбилиси.
СМИД подчеркнул значение Коммюнике, принятого 29 ноября 20113 года на совместной встрече Министров иностранных дел ГУАМ и Министра иностранных дел Литовской Республики, и высказался в пользу развития активного сотрудничества государств-членов ГУАМ с Европейским союзом на этапе после Вильнюсского саммита, договорившись продолжить обмен мнениями по этому направлению.
СМИД обсудил комплекс вопросов отраслевого сотрудничества ГУАМ, в частности, в области экономики и торговли, энергетики, а также рассмотрел вопросы сотрудничества ГУАМ с другими государствами и международными организациями.
СМИД принял решение о передаче Республике Молдова председательства в Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ.
Место и сроки проведения очередного заседания СМИД будут согласованы по дипломатическим каналам.
Один из важнейших международных вопросов ближайшего будущего — вступление нашей страны в ЕС. Судьба Украины — быть региональным лидером, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
А ее евроинтеграция только углубит сотрудничество в рамках ГУАМ. Так про будущее Украины в эксклюзивном интервью БТБ сказал генеральный секретарь ГУАМ, первый посол Грузии в Украине Валерий Чечелашвили.
Он отметил, что и в начале 90-х, и сейчас Украина во многом является примером и для Грузии, и для других государств, которые также придерживаются курса на евроинтеграцию.
Украина — большое европейское государство, с которым невозможно не считаться.
«Украина обречена на то, чтобы играть очень серьезную роль, роль регионального лидера, в юго-восточной Европе. Поэтому от судьбы Украины тогда, и я бы сказал, даже сейчас, зависит, какой будет конфигурация международных отношений в этом регионе, и с этой точки зрения Украина и ее пример были очень важны для нас. Мы с радостью и вдохновением наблюдали, как Украина становится на ноги и крепнет как национальное государство», — отметил генсек ГУАМ.
По мнению Чечелашвили, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, которое ожидается на Вильнюсском саммите в ноябре, только углубит сотрудничество в рамках ГУАМ. Зона свободной торговли, образованная странами ГУАМ — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой, — функционирует на тех же условиях, что и ЕС. Поэтому евроинтеграция этих стран откроет новые возможности для сотрудничества.
Чечелашвили считает, что взаимодействие на постсоветском пространстве и ассоциация с ЕС — не противоречат друг другу, а есть взаимодополняющими тенденциями. В будущем, прогнозирует политик, наше государство вместе с другими странами ГУАМ сформирует новое пространство сотрудничества в юго-восточной Европе.
И очень важно, что украинское правительство, украинские президенты демонстрируют последовательность и приверженность этому европейскому курсу.
«Я думаю, что соответствующее подтверждение будет дано и европейским стремлением как Грузии, так и Украины на предстоящем саммите Европейского Союза в Вильнюсе, на который мы все возлагаем очень большие надежды», — убежден Чечелашвили.
17 сентября 2013 года в Дипломатической академии Украины при Министерстве иностранных дел Украины состоялась Международная конференция «Роль международных организаций в национальной безопасности Украины», организованная Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова совместно с Офисом связей НАТО в Украине под патронатом Министерства иностранных дел Украины, а также при поддержке Посольств Норвегии, Польши и Швейцарии в Украине и Министерства обороны Эстонии.
Конференция посвящена обсуждению состояния и эффективности функционирования глобальной и региональной систем безопасности, существующих форматов международного сотрудничества, а также путей углубления сотрудничества между Украиной и международными организациями для усиления региональной безопасности.
Генеральный секретарь ГУАМ выступил в рамках 1 Пленарного обсуждения: «Украина и Международные Организации: реагирование на частые вызовы и угрозы» с докладом, посвящённым деятельности ГУАМ. В своём выступлении Генеральный секретарь информировал о сотрудничестве в формате ГУАМ и ГУАМ+, о приоритетных проектах и программах сотрудничества, прежде всего в области торговли, транспорта и борьбы с организованной преступностью.
В выступлении особое внимание было уделено роли Украины в становлении и развитии Организации, а также роли ГУАМ в формировании пространства стабильности и интеграции в Юго-Восточной Европе.
В роботе Конференции также принимали участие представители других международных организаций, в частности ОБСЕ, ООН, НАТО, ЕС, Советы Европы, Энергетического содружества, главы дипломатических миссий Австрии, Бельгии, Дании, Канады, Нидерландов, Германии, Норвегии, России, Польши, Швейцарии, Швеции, сотрудники посольств Великобритании, Литвы, Эстонии, КНР, Словении, Турции, представители законодательной и исполнительной власти Украины, ведущие эксперты отечественных и зарубежных аналитических центров, представители СМИ.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Роль ГУАМ во многих аспектах зависит от способности Украины играть роль альтернативного лидера на постсоветском пространстве и поддержки этой организации со стороны других стран, прежде всего Балтийско-Черноморских государств.
Важное и перспективное задание ГУАМ – стимулировать нефтедобычу и создание транзитных нефтегазовых коридоров с Центральной Азии и Каспийско-Черноморского региона через Азербайджан, Грузию и Украину в Европу. ГУАМ так же должен сыграть важную роль в региональных операциях по сохранению мира и в урегулировании региональных конфликтов. [3, стр. 39]
Расширение и углубление системы международных связей было рассмотрено на саммите ГУАМ в Баку. В частности, речь шла о создании транспортного коридора по территории стран-членов организации в направлении Европы и Азии. На саммите был подписан документ, который предполагает более тесное сотрудничество между странами – членами ГУАМ в различных сферах экономики.
Украина уже сейчас имеет положительное торговое сальдо со всеми странами-членами организации, что свидетельствует об их активном взаимодействии. В 2006 году товарооборот с Азербайджаном вырос на 60%, с Грузией и Молдовой – на 54%. За первый квартал 2007 года товарооборот с Азербайджаном увеличился более чем в два раза, в основном в таких отраслях, как металлургия, машиностроение; с Грузией – на 68%, преимущественно за счет экспорта украинской продукции агропромышленного комплекса; с Молдовой – на 27%.
На этом саммите отмечалось, что с точки зрения развития интеграционных процессов очень важно для стран-членов ГУАМ реализовывать совместные масштабные, долгосрочные проекты с вложением инвестиций, в частности, в сфере транспорта, энергетики.
Наибольший объем инвестиций - в реализации проектов между Молдовой и Украиной (30 млн. долларов), между Украиной, Грузией и Азербайджаном (6 млн. долларов). Суммы незначительные, поэтому необходимо переходить к крупным проектам с привлечением инвестиций других стран.
Подобным проектом выступает паромная линия Керчь – Поти. Эта переправа является узловым терминалом, соединяющим транспортные потоки из Румынии, Молдовы через Керчь, Поти на Ближний Восток. Строительство паромной линии в Керчи выгодно Украине по нескольким причинам. Прежде всего маршрут между Украиной и Грузией сокращается на 550 километров. Новая линия позволит увеличить объемы грузоперевозок до 500 тысяч тонн. Дополнительные доходы вырастут до 20 млн. гривен, а поступление в бюджет составят 1,2 млн. гривен.
Предполагается, что через паромную линию Керчь – Поти будут перевозить различные грузы. Но основную их часть составят трубы большого диаметра для строительства газотерминалов в Армении и Азербайджане. [1, стр. 4]
Также в рамках саммита в Баку, состоялось заседание Деловой рады ГУАМ, в котором приняли участие представители деловых кругов Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины. Они обговорили те направления сотрудничества между странами – участницами ГУАМ, где существуют проблемы, и предложили пути их решения.
Члены Деловой рады обратились к президентам, парламентам, правительствам своих стран с призывом интенсивней способствовать имплементации Соглашения о создании зоны свободной торговли между участниками ГУАМ, надлежащих правовых и экономических условий для реализации их деловых проектов, усовершенствованию и гармонизации национальных законодательств, унификации процедур пограничного и таможенного контроля.
Участники заседания обратились с просьбой к Торгово-промышленной палате Украины выйти с ходатайством к Киевскому университету туризма, экономики и права Министерства науки и образования Украины о выделении квот на обучение студентов и курсы повышения квалификации специалистов, которые работают в сфере туризма стран – участниц ГУАМ, а их министерства иностранных дел – просить рассмотреть возможность введения единой визы для туристов, которые направляются в страны ГУАМ из третьих стран. [2, стр. 2].
Риторика холодной войны
Трудно сказать, сколько научных статей, буклетов, брошюр, монографий и диссертаций по проблемам ГУУАМ увидело свет в период затишья начала нынешнего века. Не желая утомлять читателей приведением однотипных в общем-то сентенций, приведу без каких-либо комментариев лишь несколько наиболее типичных цитат из фундаментального исследования "Формирование модели регионального сотрудничества в системе ГУУАМ". Подготовленного, кстати говоря, не в Тбилиси, а в Киеве. И не где-нибудь, а в Национальном институте украинско-российских отношений при СНБОУ Украины. Раскрывая причины возникновения ГУУАМ, авторы названной выше работы – член-корреспондент НАН Украины С.Пирожков и доктор философских наук Б.Парахонский – называют, в частности, "дезинтеграционные процессы в постсоветском пространстве, традиционно построенные на доминировании московской политической элиты", "негативные тенденции в политической жизни РФ", а также "нежелание возвращаться под опеку Москвы". По мнению авторов исследования, "образование Союза РФ и Беларуси, Таможенного союза четырех свидетельствует о наращивании усилий российской политической элиты в направлении установления новых, более жестких форм своего экономического и политического влияния". Более того, утверждают украинские ученые, "во всех горячих точках СНГ Россия явно преследует собственные интересы, придерживаясь традиционной имперской позиции – "разделяй и властвуй!". А это, по их заявлению настоятельно требует отхода от союза с Россией и "активное включение в масштабные интеграционные процессы по линии Европа-Кавказ-Центральная Азия для совместного продвижения собственных интересов". Достаточно откровенно Пирожков и Парахонский говорят и о сути отношений между странами-участницами ГУУАМ. "Грузия имеет ключевое значение в реализации геостратегических интересов Украины, – пишут эти авторы. – Грузия ощущает давление со стороны Российской Федерации, орудием кавказской политики которой являются неурегулированный конфликт в Абхазии и российское военное присутствие в регионе… В последнее время самого значительного развития достигло военное сотрудничество Украины с Грузией. Подразделения грузинской армии принимают участие в международных учениях, проводимых по программе "Партнерство ради мира" на территории Украины. Грузия намерена осуществлять модернизацию и ремонт своей военной техники на украинских военных предприятиях. Грузинские военные специалисты учатся в Академии Вооруженных Сил Украины". Азербайджан, по мнению украинских ученых, "играет в системе ГУУАМ ключевую роль в качестве экспортера нефти и составляет достаточно сильную конкуренцию российским нефтяным корпорациям на мировом рынке, значительно усиливающуюся с прокладкой и вводом в действие нефтепроводов в обход территории РФ". "Азербайджан и Украина занимают, несомненно, особое место в развитии отношений государств ГУУАМ с трансатлантическими структурами, о чем свидетельствуют, в частности, результаты азербайджано-американских переговоров, – пишут Пирожков и Парахонский и совсем уже откровенно заявляют: – Вполне понятно, что здесь рассматриваются вопросы не только нагорно-карабахского конфликта". Значение Молдовы для обеспечения интересов национальной безопасности Украины, по мнению украинских ученых, "состоит не только в том, что Молдова – наш сосед, а повязано прежде всего с конфликтом в Приднестровье". При этом, как подчеркивается, Киев "отстаивает позицию безусловного признания территориальной целостности и суверенитета Молдовы, а также вывода с территории Приднестровья Оперативной группы войск РФ". По утверждению Пирожкова-Парахонского, "Узбекистан не видит необходимости в существовании СНГ и разочаровался в Москве, не сумевшей оказать Ташкенту реальной помощи в противостоянии таджикским исламистам", и это определяет место страны в ГУУАМ. Так же, как и тот факт, что "московское влияние в стране постепенно будет сведено на нет", а "США провозгласили Узбекистан своим стратегическим союзником"… С позволения читателей я воздержусь от дальнейшего цитирования сентенций, до боли напоминающих риторику периода "холодной войны". Так и кажется, что идеологи ГУУАМ не нашли ничего лучшего, как собрать передовицы из партийных изданий двадцатилетней давности и автоматически заменить слова "США" и "американский империализм" в их текстах на "Россия" и "российский империализм"…
Причины тогдашнего возникновения и развития ГУУАМ содержались в плоскости экономики и геополитики. В частности соответствующую ситуацию предопределяла фактическая невозможность решить экономические и политические вопросы, руководствуясь собственными государственными интересами, в рамках СНГ, где традиционно и естественно ключевую роль играла Российская Федерация. Одним из весомых факторов среди составляющих этого процесса можно было считать старание стран-участниц ослабить влияние традиционного "старшего брата" в лице РФ на внутренние процессы в странах ГУУАМ.
Тем не менее, при условиях неотвратимого преобразования СНГ исключительно в "политический клуб", создание ГУУАМ следовало бы также расценивать как общий поиск новых форм межрегиональной кооперации и равноправного сотрудничества со всеми политическими и экономическими последствиями, которые из этого вытекают. Эти стремления, умноженные на потребность взаимодействия для развития транспортных путей и транспортирование каспийской нефти в Европу, стали основными причинами создания этой международной структуры. Тем не менее, несмотря на декларации, задекларированные намерения так и не удалось реализовать. Что можно было объяснять как политической и экономической нестабильностью в странах-членах ГУУАМ, "прагматическим" влиянием извне, так и недостаточно определенной позицией относительно будущего организации самих членов ГУУАМ.
ГУУАМ также имел целью реализовать проект по транзиту каспийской нефти в Европу. Тем не менее, соответствующая цель так и не была достигнута. Скорее наоборот, состоялась фактическая реализация реверса украинского нефтепровода "Одесса-Броды". И сегодня намерения так ими и остались. К тому же сложно сказать, насколько азербайджанской нефти хватит для реализации бывших амбициозных планов, равно как и политической воли стран-участниц.
С развитием других политико-экономических проектов на постсоветском пространстве, ГУУАМ стал все более пробуксовывать. В частности речь идет и о Едином экономическом пространстве и активном привлечении в соответствующий проект РФ Украины. Сегодня сложно сказать также, насколько состоятельной является организационная структура ГУУАМ. В частности, высочайшим органом объединения ГУУАМ является ежегодная встреча глав государств-участников ГУУАМ, исполнительным органом - Совет министров иностранных дел стран, рабочим органом - Комитет национальных координаторов (КНК ГУУАМ), в состав которого входят координаторы по одному от каждой страны-участницы. Координация сотрудничества между странами ГУУАМ на отраслевом уровне возложена на семь Рабочих групп - по вопросам энергетики, транспорта, торгово-экономических вопросов, информационных технологий, вопросам культуры, науки и образования, по вопросам туризма, по вопросам борьбы с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков. В 2004 году высокие встречи переносились.
К сожалению, фактически ни одного по-настоящему сильного, серьезного проекта в рамках ГУУАМ так и не удалось реализовать. Едва ли не единственным сильным публичным событием в рамках ГУУАМ, имевшим место в 2004 году, было учредительное заседание Парламентской ассамблеи ГУУАМ 23 сентября 2004 года. Задачей новообразования, инициатором которого выступила Украина, в официальных документах было определено содействие усовершенствованию законодательной базы в области развития торгово-экономического, культурного и политического сотрудничества, включая имплементацию решений, принятых на встречах глав государств ГУУАМ. А также содействие укреплению и развитию демократических институтов в странах ГУУАМ, содействие развитию сотрудничества ГУУАМ с международными и региональными организациями.
Создание соответствующей ассамблеи было инициировано на саммите ГУУАМ 2002 года президентами стран. В Киеве был также проведен и экономический форум стран-членов ГУУАМ. Но соответствующие мероприятия не имели реального действенного характера. И сегодня вокруг ГУУАМ пока что больше риторики, чем практических проектов.
ГУУАМ в качестве приоритета
Сегодня ГУУАМ отчасти упоминается в украинской публичной политике. Но большей частью это риторика, которая пока что не весьма конкретизирована, как и реальное содержание сегодняшней ситуации вокруг ГУУАМ. Соответствующая межгосударственная аббревиатура фигурирует в Программе деятельности Кабинета Министров "Навстречу людям" в контексте сферы обеспечения региональной стабильности и сотрудничества. В частности речь идет о потребности активизировать сотрудничество во всех сферах в рамках объединения ГУУАМ.
На “Саммите тысячелетия” (ООН, Нью-Йорк, 2000 г.) было объявлено о превращении ГУУАМ в международную организацию (опять-таки, политический аспект!), а на первом Ялтинском саммите ГУУАМ (июнь 2001 г.) была определена структура этой организации и, действительно, по требованию Украины и Азербайджана, в декларации 2001 г. было уделено существенное место экономическим вопросам.
Однако в первые четыре года деятельности ГУУАМ не было уделено достаточного внимания проблеме разъяснения сути организации населению стран, входящих в этот альянс. Так, любопытные данные социологических опросов были опубликованы в украинском журнале “Национальная безопасность и оборона” (№ 7, июль 2001 г.), посвященном Ялтинскому саммиту ГУУАМ. Анализ опросов показал, что 62,6% участников – граждан Украины ничего не знают про ГУУАМ, 33,8% - что-то слышали, но ничего не знают о целях и перспективах и только 3,6% хорошо осведомлены по всем вопросам, касающимся ГУУАМ. По тем же опросам страны, входящие в ГУУАМ, а именно - Грузия, Узбекистан, Азербайджан и Молдова – занимают места между 8 и 20 в списке стран, с которыми Украина в первую очередь должна налаживать взаимовыгодное сотрудничество. Таким образом, очевидно, что Украина участвует в блоке ГУУАМ “вопреки воле собственного народа”, подчеркивают российские эксперты . Даже если это “натяжка”, тем не менее, следует отметить, что информационное обеспечение деятельности организации ГУУАМ грешит существенными недостатками.
По тем же опросам, проведенным уже среди украинских политологов и экспертов-международников – а они, как известно, в большинстве своем настроены если не прозападно, то антироссийски, - 68% поддерживают оценку ГУУАМ как “экономического объединения стран вокруг проекта транспортного коридора Азия - Европа, а 50% полагают, что “ГУУАМ – это группа государств, которые объединились с целью политического противостояния российскому влиянию на постсоветском пространстве” . Этим данным соответствует и мнение отечественных политологов, которые указывают, что “экспертное сообщество Украины ориентировано зачастую на прямую и откровенную апологетику интересов США”.