Бухгалтерский учет в 2013 году

Мне бы хотелось осветить лишь некоторые актуальные правовые аспекты вопросов и проблем, о которых мы сегодня говорим. Они связаны с изменениями в действующем законодательстве РФ, необходимость которых вызвана изменившимися экономическими условиями деятельности хозяйствующих субъектов. Эти изменения вносят свои коррективы в систему бухгалтерского, управленческого, налогового учета, а также обусловливают и требования к подготовке соответствующих профессиональных кадров.

Изменения в гражданском законодательстве

(вступившие в силу с 1 июля 2012 года)

В ГК РФ (ст. 50 ГК РФ) внесены поправки в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах", который вступил в силу 1 июля 2012 года. Документ предлагает внедрение в российское законодательство такой разновидности коммерческого юридического лица, как хозяйственное партнерство, занимающее промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом и в максимальной степени удовлетворяющее важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов. (ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС - вид бизнеса, ориентированный на практическое использование инноваций, технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике. Венчурным бизнесом осуществляется трансформация научно-технического достижения от первоначальной идеи до внедренной технологии в массовое производство.) Данные требования сформировались преимущественно на основе выработанных деловой практикой и международно-признанных условий осуществления проектов в инновационной сфере, а также под влиянием опыта правоприменительной деятельности российской венчурной индустрии. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, до принятия нового закона в российском законодательстве отсутствовали соответствующие специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления. Для восполнения этого пробела и был принят новый закон.

Рассмотрим основные положения и особенности создания хозяйственных партнерств.

Закреплен статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации данного юрлица, а также права и обязанности его участников. В частности, закон предусматривает следующее.

Учредительным документом является устав. Партнерство создается двумя лицами или более. Максимальное число участников - 50, а если их станет больше, то в течение года партнерство должно преобразоваться в АО. Нельзя, чтобы впоследствии остался только один, иначе оно подлежит реорганизации в соответствии с Федеральным законом N 380 ФЗ или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

При учреждении организации заключается соглашение об управлении партнерством. Оно удостоверяется и хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства и лица, не являющиеся таковыми.

Складочный капитал партнерства разделяется на доли. Каждый участник должен сделать вклад. Разрешается вносить деньги, ценные бумаги и другие вещи либо имущественные или иные имеющие денежную оценку права. Соглашение может предусматривать условия, при которых тот, кто не осуществляет вклад в установленный срок, исключается из организации во внесудебном порядке. Кроме того, право партнеров на непропорциональное размеру их долей участие в управлении партнерством, распределении прибыли и покрытии расходов.

Органы управления партнерства избираются (аудитор утверждается) по единогласному решению всех учредителей. Аудитором партнерства выступает аудиторская организация или индивидуальный аудитор в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307 ФЗ "Об аудиторской деятельности". Ведется реестр участников с указанием размеров их долей в складочном капитале и тех, которые принадлежат партнерству.

Если у партнерства отсутствует имущество или его недостаточно для удовлетворения своих обязательств, взыскание обращается на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При этом обязательства этого юрлица перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками.

Бухгалтерский учет в 2013 году

В конце прошлого года был принят Закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступит в силу с 1 января 2013 г.

О том, что действующий Закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" за 15 лет своего существования, мягко говоря, устарел, говорили уже давно. Поэтому тот факт, что ему скоро предстоит уйти на заслуженный отдых - вполне ожидаемое событие. По сути, новый Закон должен исключить устаревшие нормы и пробелы, выявленные в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Он направлен на приведение норм, регулирующих систему бухучета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности хозяйствующих субъектов. Разработчики документа уверяют, что его принятие позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, развитию саморегулирования, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

По новым правилам вести бухучет обязаны все экономические субъекты. Из данного правила есть исключения. Так, от ведения бухучета освобождены индивидуальные предприниматели и иные "частники" (адвокаты, нотариусы и т.п.), но только в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Аналогичное условие установлено и для находящихся в РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций.

Таким образом, первый сюрприз уготован для организаций, применяющих УСН. С 2013 г. им в обязательном порядке, без каких бы то ни было "если", придется вести бухучет. В связи с этим, интересным представляется тот факт, что в форме баланса, которая утверждена Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н, предусмотрены строки для отражения данных за два года, предшествующих отчетному. На сегодняшний день никаких разъяснений со стороны чиновников, что с эим "счастьем" делать, пока не последовало. Представляется, что налогоплательщиков никто не может заставить задним числом восстанавливать бухучет за 2011-й и 2012 гг., поэтому никакого правонарушения в том, что "упрощенец" при подготовке отчета за 2013 г. в соответствующих графах проставит прочерки, по определению нет.

А теперь что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД. Из буквальной трактовки положений ст. 6 Закона N 402-ФЗ следует, что ИП вправе "забыть" про бухучет, но только если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В то же время величина "вмененного" налога не зависит от фактически полученной выручки. То есть согласно Налоговому кодексу плательщикам ЕНВД в обязанность не вменяется вести учет доходов и расходов. А стало быть, индивидуальный предприниматель, деятельность которого подпадает под ЕНВД, должен вести бухучет на общих основаниях.

ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в соответствии со ст. 5 Закона N 402-ФЗ являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы и расходы; иные объекты, установленные федеральными стандартами. Для сравнения: в настоящее время объектами бухгалтерского учета служат имущество организаций, их обязательства и осуществляемые ими хозяйственные операции (п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ).

РУКОВОДИТЕЛЬ - ПРОТИВ ГЛАВБУХА

Статьей 7 Закона N 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующей документации организуются руководителем экономического субъекта. Он должен возложить ведение бухучета на главбуха либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Взять на себя столь ответственный участок работы может и самолично ИП, который ведет бухучет. Возложить на себя обязанности по ведению бухучета позволительно и руководителю субъекта малого или среднего предпринимательства.

Надо отдать должное законодателям, которые не забыли про то, что на практике довольно часто директор и главбух не имеют единого мнения относительно отражения в бухучете той или иной операции. В таких случаях согласно ст. 7 Закона N 402-ФЗ главбуху придется отступить. Спорные данные им принимаются к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта. Причем именно тот единолично несет ответственность за отраженную или скрытую в результате информацию.

БЕСФОРМЕННАЯ "ПЕРВИЧКА"

Еще одним ноу-хау Закона N 402-ФЗ можно назвать отказ от унифицированных форм первичных документов. В ст. 9 Закона сказано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Согласно пункту 5 статьи 9 закона, первичный учетный документ составляется в бумажном или электронном виде. Обязательными реквизитами такового являются:

- наименование документа;

- дата составления;

- наименование экономического субъекта, составившего документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- должности ответственных лиц и их подписи.

Указанное нововведение можно расценить как положительное не только для бухгалтерского учета, но и для налогового. Ведь выходит, что налоговики с 2013 г. более не смогут снять налоговые расходы на том лишь основании, что подтверждающая их "первичка" составлена не на том бланке. Если в документе будут присутствовать все указанные реквизиты, то претензии инспекторов будут признаны несостоятельными.

Обратите внимание, что формы "самопальной" первичной документации должны быть утверждены руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В "первичке" в общем случае допускаются исправления. Если имеет место ошибка, то нужно устранить ее в документе, проставив дату исправления, а также подписи ответственных лиц с их расшифровкой.

ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Статьей 10 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Формы регистров бухучета так же, как и в случае с "первичкой", утверждаются руководителем хозяйствующего субъекта. Их обязательными реквизитами являются:

- наименование регистра;

- наименование экономического субъекта, составившего регистр;

- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета;

- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи.

"РАЗМЫТЫЕ" СРОКИ

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А вот состав промежуточной отчетности устанавливается федеральными стандартами (ст. 14 Закона N 402-ФЗ). И еще один момент. Согласно Закону N 402-ФЗ отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. То есть подпись главбуха, в принципе, на отчетности вскоре не потребуется.

Изменения затронули и сроки представления отчетности. В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ квартальную бухгалтерскую отчетность необходимо представить в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней с момента окончания года. Статьей 18 Закона N 402-ФЗ установлено, что обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Со сроками представления промежуточной отчетности все еще интереснее. В ст. 15 Закона N 402-ФЗ сказано, что отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который она составляется, включительно. Если же хозяйствующий субъект зарегистрировался посреди года, то и стартовать следует с его "дня рождения".

Таким образом, промежуточная отчетность вроде как не отменена, но... ее состав и сроки представления в новом Законе о бухучете не определены.

ТРЕБОВАНИЯ К ГЛАВБУХАМ

Пожалуй, более всего бухгалтерское сообщество волновал вопрос, какие требования выдвинет новый Закон о бухучете к главбухам. И надо сказать, что споры тут велись, действительно, нешуточные. Сразу стоит отметить, что тем главным бухгалтерам, которые устроились на работу до 1 января 2013 г., особо волноваться не стоит. Частью 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ прямо предусмотрено, что требования, закрепленные ч. 4 и 6 ст. 7 данного Закона, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 1 января 2013 г. возложено ведение бухгалтерского учета.

Впрочем, законодатели решили установить жесткие требования лишь к главбухам определенных компаний. Речь идет, в частности, об ОАО (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и НПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, а также о компаниях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. С начала 2013 г. устроиться главбухом в такие организации будет несколько сложнее. Для этого как минимум необходимо, чтобы кандидат на вакантную должность отвечал следующим требованиям:

- имел высшее профессиональное образование;

- стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, должен составлять у этого претендента не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Отсутствие профобразования может компенсироваться стажем работы по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

- у кандидата на эту должность не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Кстати говоря, эти же критерии распространяются и на физических лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. А если договор на бухобслуживание заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий указанным требованиям, с которым заключен трудовой договор.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ СТАНДАРТЫ

Глава 3 Закона N 402-ФЗ полностью посвящена регулированию бухгалтерского учета. Оно осуществляется на основании перечисленных ниже принципов, таких как:

- соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- единство системы требований к бухгалтерскому учету;

- упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

- применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

- обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

- недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

К документам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, относятся:

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению. При этом ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ, видимо, "на всякий пожарный" предусмотрено, что до их утверждения необходимо будет руководствоваться правилами ведения бухучета и составления бухотчетности, утвержденными до 1 января 2013 г. Отметим, что федеральные стандарты устанавливают единые для всех хозяйствующих субъектов правила. А отраслевые адаптированы под определенные виды экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухучета и т.д. Они применяются на добровольной основе.

Что касается стандартов экономического субъекта, то они предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены таких внутренних стандартов определяется организацией (ИП) самостоятельно.

Что не учли чиновники

Самостоятельная разработка налоговых и бухгалтерских регистров может привести к спорам с партнерами и государственными органами, но есть и свои плюсы, например, компания может создать документ, необходимый ей для учета, не дожидаясь утверждения бумаги чиновниками. Но если каждая фирма будет по-разному заполнять счета и акты, то может возникнуть путаница, организации не смогут сопоставить объемы поставок или провести сверку расчетов. И конечно не стоит забывать про налоговые проверки: что делать, если инспектора не устроит формат таблиц, которые ему предоставит предприятие? Вдруг ревизор просто не захочет разбираться в учете компании и откажет в вычетах и расходах?

К сожалению, на сегодняшний день ни в законе, ни в Налоговом кодексе не описан порядок действий в случае возражений контролеров. Возможно, чиновники решили, что раз компания имеет право самостоятельно разрабатывать регистры, то у налоговых инспекторов не появится вопросов, но как показывает практика, налоговики могут придраться даже к документам, утвержденным законами, чего уж говорить о собственных формах.

Хотя риск постоянных споров с клиентами, поставщиками или государственными органами возможен, скорее всего, предприниматели найдут удобные решения всех возникающих вопросов. Тем более что им могут помочь саморегулируемые организации в сфере бухучета. Думается, что сообщество профессионалов найдет оптимальные формы для всех документов, и сможет согласовать их с инспекторами и чиновниками.

Наши рекомендации