Техническое регулирование в Российской Федерации
Известно, что в Российской Федерации реформа технического регулирования была начата принятием Федерального Закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Настоящий Закон призван был приблизить российские нормативы, предъявляемые к качеству продукции и процессам производства, к действующим международным стандартам, в частности стандартам ВТО. Этим Законом регулируются отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также в области установления и применения таких требований на добровольной основе.
Положения данного Закона касаются деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих изготовителями и продавцами продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги либо являющихся органами по сертификации.
В Законе выделены две основные категории регламентирующих актов в области технического регулирования:
1) технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Они могут приниматься международными договорами РФ, федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Особенностью процесса разработки и принятия технических регламентов является то, что любое заинтересованное лицо (производитель продукции, продавец и др.) может выступить разработчиком проекта регламента, а любые заинтересованные лица (организации, граждане) — участвовать в процессе разработки и принятия технических регламентов посредством публичного обсуждения опубликованного в печатном издании либо информационной системе общего пользования проекта регламента, представления письменных замечаний к нему, а также проведении экспертизы. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, животных и растений, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ и (или) Правительство РФ вправе издать технический регламент без соблюдения общего порядка;
2) стандарты, содержащие характеристики продукции, процессов производства, выполнения работ и оказания услуг, которые применяются в добровольном порядке. К ним относятся:
- национальные стандарты, разрабатываемые и утверждаемые национальным органом по стандартизации, уполномоченным Правительством РФ. Применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями национального стандарта подтверждается специальным знаком соответствия;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций, разрабатываемые и утверждаемые коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц в соответствии с международными стандартами и техническими регламентами
Соответствие работ и услуг требованиям технических регламентов положениям стандартов или условиям договоров подтверждается посредством добровольной (объектами являются продукция, пpoцeссы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги и др.) или обязательной (проводится только вслучаях, установленных соответствующим техническим регламентам и исключительно на соответствие его требованиям) сертификации.
Указанные нормы Закона «О техническом регулировании» относятся к любой продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. Таким образом, импортируемая продукция, ввозимая на российскую территорию, должна отвечать требованиям безопасности, установленным российскими стандартами, что подтверждается сертификатами, выданными по правилам системы сертификации.
Валютное регулирование и валютный контроль