Роль общественных культурно-просветительных организаций
В системе образования
В ликвидации безграмотности горцев Северного Кавказа, помимо светских учебных заведений, определенную роль сыграли различные просветительские общественные организации, которые были созданы в крае в конце Х1Х – начале ХХ в. В их работе принимали участие многие русские учителя, ученые, отставные офицеры и представители местной интеллигенции. Эти организации проводили различные творческие вечера, спектакли, вечера- диспуты, встречи ученых различных сфер знаний. На этих мероприятиях среди местного населения пропагандировались различные научные знания, оказывалась определенная помощь горцам в проведении различных исследований по экономике, истории и культуре народов Северного Кавказа. Издавались разнообразные периодические издания, в которых печатались материалы по истории, языку, устному народному творчеству горцев. Некоторые просветительские общества оказывали реальную материальную и моральную поддержку многим молодым горцам в их учебе в различных городах России. Эти общества также оказывали посильную помощь в открытии светских учебных заведений в населенных пунктах края, занимались распространением книг местных и российских авторов; способствовали сближению народов Северного Кавказа и их – с Россией. Члены этих обществ открывали в крае свои газеты и другие печатные органы, типографии, библиотеки, которые значительно способствовали просвещению местного населения.
Так, 5 февраля 1907 года был утвержден соответствующими органами Терской области устав такой общественной организации под названием “Общество распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа”. Учредителями этого общества были В.А. Тизенгаузен, С.К. Клишбиев , И. Кармов,М.Г. Шипшев, И.И. Мулаев, Б.Б. Шарданов и др. Это общество ставило своей задачей просвещение народов Кабарды и Балкарии, изучение кабардинского языка в школах, оказание помощи студентам, кабардинцам и балкарцам, обучавшимся в высших и средних учебных заведениях; устройство различных концертов и творческих вечеров, открытие своими силами в селах светских школ, их содержание и подбор учительских кадров. Основными денежными средствами были членские взносы, различные пожертвования, деньги, выручаемые на творческих вечерах, концертах и спектаклях. Ученые и деятели культуры поддерживали это общество. Например, автор работы “Исторические сведения о кабардинском народе” В.Н. Кудашев писал, что “весь доход от продажи этого издания поступает в пользу Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа”. Обществу же предоставлялось исключительное право на дальнейшее переиздание этого труда; также обществу было подарено автором 1000 экземпляров этой книги на общую сумму 7500 руб. Кстати сказать, эту книгу приобрели не только частные лица в Кабарде и Балкарии, но и за их пределами. Общество оказывало помощь в обучении представителей молодежи края. Например, решением его правления в 1908 г. выпускникам Нальчикской горской школы Султану Озрокову и Батыю Хуранову было выдано по 75 руб. для дальнейшей учебы в Моздоке; А. Агубекову и А. Тлебзухову. – по 41 руб. для поездки на учебу в Новороссийск или Моздок. Шеретлоков Тау-Султан, который учился в 1914 г. в Петроградском университете, получал от Общества 150 руб. Кроме единовременной финансовой помощи студентам, Общество назначало некоторым выходцам из Кабарды и Балкарии, обучавшимся в российских учебных заведениях, и стипендии.
Кроме этого общества, в Нальчике были созданы и другие общественные организации. Одно из них – “Нальчикское общественное собрание”. Эти общественные организации тоже сыграли определенную роль в просвещении населения Кабарды и Балкарии. Известный балкарский просветитель И.А. Урусбиев после выхода в отставку некоторое время преподавал кабардинскую и балкарскую музыку в Нальчикской горской окружной школе и создал свою типографию, через которую он пропагандировал кабардинскую и балкарскую культуру, способствовал просвещению народа. В начале ХХ в. возникает библиотечное дело. В частности, в 1910 г. была создана Нальчикская общественная библиотека имени Н.В. Гоголя, позже она стала им. Н.К. Крупкой, теперь - это Национальная библиотека. В этот же период создается периодическая печать. С 1908 г. в Париже начинает выходить журнал “Мусульманин”. Именно в этом журнале впервые напечатал свой труд “Балкария” М. Абаев. В 1911 г. в Петербурге выходит первый номер газеты “В мире мусульманства”.
В этот период на Северном Кавказе выходили газеты “Вестник Горского студенчества”, “Жизнь Северного Кавказа”, “Кубанская жизнь”, “Кубань”, “Кубанский край”, “Свобода”, “Северо- Кавказский край”, “Терек”, “Ставропольский вестник” и т.д. В 1891 г. население Нальчика получало 42 названия журналов и газет в количестве 238 экземпляров. Благодаря деятельности Нури Цагова, Адама Дымова, Хасана Эльбердова, Назира Катханова, Али Шогенцукова и других представителей кабардинской интеллигенции, просветительское движение в крае поднялось на новую ступень. Впервые в Баксанской духовной семинарии начали изучать историю Кабарды, было поставлено издательское дело, налажен выпуск первой кабардинской газеты “Адыгэ макъ”. Издателем этой газеты стал Гафар Дымов. Типография была открыта им в 1917 г. До июля 1918 года вышло 52 номера этой газеты. “Адыгэ макъ” сыграла огромную роль в формировании общественного мнения. Она явилась проводником новых, прогрессивных идей. Газета призывала к просвещению народа, в ней публиковалось немало материалов по истории и культуре этноса. Печатались образцы устного народного творчества, в том числе сказания о нартах, пословицы, поговорки и т.д. Должное внимание газета обращала и международным проблемам, в частности, колониальной политике Англии в Индии и т.д., что способствовало поднятию политической культуры населения. Словом, газета пропагандировала просветительские идеи, звала народ к образованию.
Были и другие общества, которые сыграли определенную роль в изучении природы края и пропаганде просветительских идей. Огромное значение в научном исследовании коневодства и пропаганде кабардинской породы лошадей имело “Кабардинское скаковое общество”, созданное в конце 1904 г.
Таким образом, в конце Х1Х – начале ХХ столетия в духовной жизни народов Северного Кавказа, в том числе адыгов и балкарцев, происходят значительные события. Создается светская система образования, начинают функционировать новые учебные заведения в населенных пунктах края, возникают различные общественные культурно-просветительские организации, начинают выходить местные газеты, идет процесс распространения и пропаганды лучших трудов классиков русской литературы, зарождается издательское и библиотечное дело. Все это способствует приобщению горцев Северного Кавказа к образованию. Проводятся научные исследования в различных сферах знаний. Словом, конец Х1Х – начало ХХ в. является поворотным этапом в истории и культуре горцев Северного Кавказа.
ЛИТЕРАТУРА
Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х111- Х1Х вв. (Далее АБКИЕА). Нальчик, 1974.
Жан-Шарль де Бесс. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Констатинополь в 1829 - м и 1830г. // АБКИЕА. Нальчик, 1974.
Иоганн Бларамберг. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.
История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995.
История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней в 2-х томах. 1967 Т. 1.
Мухарби Саблиров. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце Х1Х – начале ХХ в. Нальчик, 2001.
Народы Карачаево-Черкесии: История и культура. Черкесск, 1998.
Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957.
Семен Броневский. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1995.
Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине Х1Х – начале ХХ века. Нальчик, 1996.
Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995. Т. 1-2
Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.
Юхотников Ф. Нечто о горцах, учащихся в Ставропольской гимназии (БМБГ).