Особенности государственного устройства в Российской Федерации.
Федерация в России возникла после Великой Октябрьской социалистической революции.
Принятая 25 января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала Российскую республику как свободный союз свободных наций, как федерацию советских национальных республик. Фактически в момент провозглашения федерации в России не было национальных республик. Они, а также другие субъекты федерации, появились позже, начиная с 1919 г. Кроме того, субъекты федерации создавались не только в форме национальных республик, но и в других формах: национальные округа, автономные области, трудовые коммуны. Национально-территориальный принцип требовал создания субъекта федерации на территории компактного проживания тех или иных наций и народов. Этот принцип дополнялся принципом экономической самостоятельности территории.
В РСФСР входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов. Конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета Министров РСФСР.
РСФСР не имела многих признаков федерации в отношении большей части территории и населения. Федерализм распространялся только на автономные образования, а в остальном Россия была организована как унитарное государство.
С началом перестройки и провозглашения суверенитета 12 июня 1990 г. в России начал возрождаться федерализм. Это проявилось в том, что:
а) произошло перераспред-е компетенции между фед-цией и ее субъектами в пользу последних;
б) края и области получили статус субъектов фед-ции и связанную с ним самост-ть. Тем самым национально-территориальный принцип федерации дополнился территориальным принципом;
в) система органов государственной власти стала отражать федеративное устройство России (образование двухпалатного Верховного Совета РСФСР, создание законодательных органов в бывших автономных областях, которые, кроме одной, преобразовались в республики, создание Конституционного Суда РФ и т. д.).
В это же время получили проявления центробежные тенденции, а именно:
а) республики в составе России провозгласили наличие государственного суверенитета. Договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между фед-ными органами гос. власти и органами власти суверенных республик в составе РФ юридически признали наличие у республик государственного суверенитета. В результате возникла проблема определения содержания этого суверенитета и соотношения его с государственным суверенитетом России;
б) эти дог-ры были наделены большой юр. силой и были вкл-ны в текст Конституции страны;
в) договор от 31 марта 1992 г. изменил природу федерации, которая из конституционной превратилась в договорно-конституционную.
Данный договор не носил изначально и не приобрел в результате его практического осуществления учредительного характера и не является договором об образовании государства. Строго говоря, это не федеративный договор, а договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, главная цель которого заключалась в рационализации государственной власти путем ее децентрализации.
1) признание в качестве субъектов фед-ции не только национально-государственных и национально-территориальных образований, но и административно-тер. единиц высшего звена;
2) равенство правового статуса субъектов РФ – национальных и территориальных;
3) наличие общефед-го масштаба прав человека и признание равенства прав и свобод независимо от этнической, конфессиональной или иной принадл-ти граждан на всей территории РФ;
4) единство экономического, политического и конституционно-правового пространства России;
5) состояние единства и целостности фед-ного гос-ва с макс. самостоятельностью его субъектов.
10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ принял постановление, в котором одобрил Федеративный договор и включил его в Конституцию РФ.
Законом от 25 декабря 1991 г., принятым Верховным Советом РСФСР, было изменено наименование государства, что нашло конституционное закрепление. 21 апреля 1992 г. Российская Советская Федеративная Социали-стическая Республика (РСФСР) получила новое, двоякое наименование:«Российская Федерация», «Россия».
Согласно Конституции 1993 г., Россия - федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.
Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:
- территория России складывается из территорий субъектов фед-ции и федеральной территории;
- наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;
- в России 2 параллельных системы – фед-ное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;
- субъекты РФ не являются суверенными гос-вами и не имеют права выхода из состава РФ;
- существует исключит. компетенция фед-ции, субъектов фед-ции и вопросы совмест. ведения.
Как федерация, Россия строится на следующих принципах:
1. Целостность и неприкосновенность территории РФ, которая обеспечивается:
- отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;
- единым и равным гражданством (ч.1 ст.6);
- обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями (ч.2 ст.6);
- верховенством Конституции РФ на территории России (ч.2 ст.4);
- распространением суверенитета РФ на всю ее территорию (ч.1 ст.4);
- единым на всей территории государственным языком (ч.1 ст.68);
- единой государственной символикой (ст.70);
- наличием единой денежной единицы - рубля (ч.1 ст.75).
2. Равноправие субъектов. Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.
Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.
3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, авто-номные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города фед-го значения.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст.11, 71, 72, 73...), предусматривающих предметы:
1) исключительного ведения РФ (ст.71);
2) совместного ведения (ст.72);
3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).
Разгранич-е предметов ведения и полномочий предусм--ся также Федерат-м и иными дог-рами.
С 18 марта 2014 г. после присоединения республики Крым к России и образования двух новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя субъектов в РФ стало 85.