Особенности федерации как формы государственного устройства

(федерации). 1.Федерация – союзное (от лат. fedus – союз) государство, включающее в себя субъектов (членов) федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательства и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы власти и законодательства в отдельных его частях (субъектах – землях, штатах, кантонах, округах, республиках и т.д.). Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Они могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т.д. Но субъекты федерации не обладают суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т.д. В случае нарушения субъектом федеральной конституции, центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части. (Австралия, Аргентина, Мексика, Пакистан, Россия, США, Нигерия, Эфиопия – всего в мире существуют 24 федерации). Виды:

Распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром. Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации «даруются» федер. центром. В целом же, федеративное гос.устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового гос-ва.

Федерации могут строиться по территориальному и национальному принципу. Территориальная федерация включает субъектов, образованных на основе административно-территориального деления. Национальные федерации включают субъектов, образованных на основе национального признака. Выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации. Необходимо также иметь в виду, что в современной политической действительности возникают территориальные формы государственного устройства, совмещающие признаки унитарного и федеративного, федеративного и конфедеративного государств (смешанные формы территориального государственного устройства).

Право и общество

Право – это неотъемлемое свойство человеческого бытия. Происходит персонализация человека (становление как личности). Но стать личностью можно только в рамках общества. Структуру общества будут образовывать разные взаимоотношения. Человек в обществе стремится реализовывать свои права, поэтому: 1)отношения в обществе упорядочиваются определенными правилами поведения, т.е. нормами, и в частности, правовыми нормами; 2) право обладает самоценностью, право присуще природе человеческих отношений. Право человека на жизнь, свободу и т.д. Таким образом, право выступает институтом социальной интерпретации. Общество, с одной стороны, существует во взаимодействии с природой, а с другой стороны, само общество внутренне противоречиво и конфликтно. Разрешение социальных конфликтов может осуществляться казуально. Постепенно отношения людей институционазируются, т.е. опосредуются социальными институтами. И уже с помощью этих институтов в обществе можно действовать либо совместно с кем-то, либо против кого-то. Постепенно формируются нормы, человек осознает себя личностью по отношению к другим, формально равным личностям. Правовые нормы позволяют оценивать поступки людей в качестве правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, исходящих из принципа формального равенства. Право регулирует те общественные отношения, в которых возможно ущемление свободы, возможно причинение ущерба. Свобода без границ – это своеволие, отрицание свободы другого. Право можно рассм-ть формой и способом жизнедеят-ти об-ва. Культурная ценность права обусловливается самой природой людей. Ценность права – не однозначная однородность права. это не означает универсальность. Право во всем об-ве. Плюрализм систем нормативного регулирования. В современном об-ве на ряду с гос. властю сущ-ют др. соц. власти и др. системы нормативного регулирования.

Право и права человека

Проб-ма прав чка явл-ся составной частью концепции права вообще, т. к. и теоретиче­ское понятие права, и действующее право вклю­чают в себя концепцию чка как субъекта права, а значит и типов право­понимания, и в нац-ом зак-ве ставится вопрос о том, что та­кое права, свободы, обяз-ти личности. Права и права чка не сущ-ют отдельно друг от друга, наобо­рот, права чка и воплощают в себе право как таковое, т. к. право норма­тивно регулирует отнош-я м/у людьми, по ср-вам права уста­навливает право и обяз-ти, исходя из принципа формального рав-ва. Нет прав чка без права и наоборот. Обсуждая этот вопрос, необ-мо обратить внимание на 2 момента: 1. и нормы права, и права чка по своему содержанию отражают соци­ально-историческую эволюцию. И нормы права, и права чка не явл-ся вечными и неизменными. И нормы права, и права чка отражают путь от признания субъективности права т-ко свободных, но но не рабов до утверждения принципа формального рав-ва м/у людьми и закреп­ления естественных и неотчуждаемых прав и свобод чка. 2. в разн. эпохи и в разн. странах существовали те или иные привиле­гии («права привилегированного чка» - Нерсесянц). Отличая чка и гражданина, привиле­гированным чком следует признать гражданина, тогда права гражданина в соотношении с правами чка мы назовем «гражданской привилегией» или»набором прав привилегиро­ванного чка». Право и права чка следует рассматривать, не разделяя (например, «право востока» и «право запада»).

Право и правосознание

3 варианта:

1. проблема тождества. Для Петражицкого право – это явление нашей психики. Тогда получается, что право – это часть правосознания, кото­рая отражается в нормах. Право – это то, что нами легитимировано. Коммуникативно-феноменологическая концепция права утверждает тождество права и правосознания, исходя из ценностной составляющей правовой нормы. Ценностная составляющая правовой нормы имеет субъективное значение и проявляется в социально-психологическом восприятии этой нормы права. В этом отношении ценностную состав­ляющую правовой нормы и ее социально-психологическое восприятие и можно утверждать тождество права и правосознания (стр. 367, 369-370)

2. Лившиц. Правосознание – это часть права. Широкое правосознание со всеми гранями правопонимания.

3. Правосознание и право рассматриваются как самостоятельные явле­ние, которые взаимодействуют друг другом в рамках единой правовой системы (Алексеева, Матузов). Взаимодействующие субъекты. Между правосознанием и правом возникает встречная зависимость. С одной стороны, правосознание – это один из источников права и законода­тельства. Язык, термины, содержание правовых предписаний соответ­ствуют уровню правосознания и правовой культуры данного общества. С другой стороны, правосознание во многом обусловлено действую­щим правом. Будут влиять на представления об обществе, о правовой ответственности и отношениях. Правосознание является частью право­творческой деятельности и выполняет особую роль в правореализации.

Наши рекомендации