Закономерности развития государства и права.
Закономерность - это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства.
Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае гос-ва), приводящая к возникновению качественно нового состояния (гос-ва). Развитие имеет направл-ть, необрат-ть, спиралевидность, единство количеств-х и качеств-х изменений, взаимосвязи прогресса и регресса, противоречивость, цикличность, развертывание во времени.
Закономер-ть в соц. действит-и проявляется как тенденция. Согласно словарю С.И. Ожегова, тенденция - это направление развития, склонность, стремление. Тенденция хар-т развитие гос-ва в данный момент, но, представляется, она м.б. проявлением либо закономерности, либо случайности. Поэтому она может действовать зигзагообразно, постепенность сменяется скачком, застоем, поворотом назад. На развитие гос-ва оказывают влияние самые разные природно-экологические, социально-экономические, религиозные, национальные, международные, личностные ф-ры.
Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существовании закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует.
Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства.
1. Природно-биологический натурализм.Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства:
а) первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и спо-собности людей).
б) вторичные факторы, являются рез-том влияния человеком на окр-щую среду (стр-во городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере развития человеческой цивилизации и усложнения государственной организации общества.
2. Экономический детерминизм.Развитие гос-ва опр-ся, в конечном счете, развитием эк-ки:
а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений;
б) государство (и право) являются частями надстройки над экономическим базисом;
в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики;
г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает.
3. Этический и правовой позитивизм.Развитие государства определяется позитивно существующими правовыми нормами и этическими стандартами поведения:
а) исторически государство получает нормы морали и права как данность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями;
б) развитие государства рассматривается как результат устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании;
в) цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.
4. Идеологический позитивизм.Считает, что развитие государства лежит в области духа и определяется развитием идеологии:
а) идеология является источником развития государства;
б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;
в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.
Виды и формы закономерностей:
Стадиальность и цикличность развития.Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности, неразвитости общества и невыделенности личности, индивидуальности, население и его права воплощает монарх. В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко утверждаются права граждан. В стареющем обществе, гос. власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный гос. аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем гос.организм гибнет.
Стадиальность просматривается и в отдельно взятом государстве. Так, в западноевропейских государствах раннефеодальное государство франков существовало в форе монархии. С развитием феодальных отношений в период феодальной раздробленности возникает синьориальная монархия с принадлежностью решающих полномочий государственной власти крупных феодалам и выборностью монарха. Следующая ступень – сословно-представительная монархия. Во Франции в этот момент крепнут связи между частями страны и появляется орган сословного представительства, Генеральные Штаты. Затем устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы подавлены, их замки разрушены, Генеральные штаты перестают созываться. Первоначально абсолютная монархия имеет прогрессивное значение, но позже становится причиной крушения социальной системы. Французская революция сломала старую систему, установив республиканскую форму правления.
Волнообразность развития.Усиление роли государства в обществе чередуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Возможны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму.
Вариантность развития.О вариантности, т.е.разнообразии форм и содержания государственности позволяет судить сравнительный метод, выделение общего и различного. Например, вариантность четко видна при сравнении государственности Запада и Востока, либо конкретных государств: России, Франции, Великобритании.
Преемственность в развитии.Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А. Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование.
В современных государствах фиксируют следующие тенденции в развитии государств:
а) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловеческих ценностей;
б) интеграция гос-в и создание межгос-х объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России т.д.);
в) уменьшение роли гос-го принуждения и уве6личение уд. веса «мягких» форм гос. деятельности (льготы, поощрения, обеспечение доступности важных социальных благ и т.д.);
г) установление идеи социального государства;
д) обилие переходных государственных форм;
е) установление технократического государства (информационные технологии влекут установление «сетевого государства», переход государственной власти к технократии);
ж) усиление регулирующей роли гос-ва при высокой степени саморегулирования общества.
ТГП не может с точностью предсказать будущее гос-ва или гос-сти в целом. Однако она выявляет глубинную необратимость, тенденции, варианты и пути альтернативного развития.
Логика объективного развития государства детерминируется причинами и факторами, выражается в закономерностях. Однако это не значит, что человек и его совесть не взвешиваются на весах истории. Парадокс исторического развития в том, что закономерное и непредсказуемое (случайное) тесно связаны и нравственность и гуманизм взамен культа силы способны оказывать решающее и конструктивное воздействие на прогресс государства.
Государственный прогресс.Прогресс государства (с лат. – движение вперед), направление развития, которому свойственен переход от низшего к высшему, от менее совершенных и развитых форм организации государства к более развитым. Считается, что прогресс государства возможен та, где новая государственная система способна осуществлять задачи и функции, недоступные прежнему государству. Прогресс государства в необратимости изменений от низших к высшим качествам. Важно помнить, что прогресс в одном отношении может быть сопряжен с регрессом в другом.
Развитие не всегда совпадает с прогрессом. Возможно и регрессивное, деградирующее развитие.
Прогресс государства связан с прогрессом общества. Сама идея социального прогресса, считается, введена в науку в XYIII в. Критерии развития прогресса усматриваются в развитии человеческого разума, нравственности, науки и другом. Однако, российские философы, Вл. Соловьев, В. Эрн утверждают, что идея прогресса древности неизвестна, поскольку движение государств и обществ связано с цикличностью. Прогресс же базируется на скры-том признании абсолютного смысла, смысла жизни, передвинутого в абсолют. Следовательно, идея прогресса общества и государства возникает в I в. н.э. вместе с христианским учением.
Современные исследователи демонстрируют следующие подходы к прогрессу государства.
1. Вся мировая история и прогресс движутся циклически, поэтому все заранее известно, предопределено и прогресс государства условен и относителен.
2. Исторический процесс прямолинеен, непрерывно и хронологически развивается по восходящей линии: а) по прямой; б) по спирали.
Марксизм утверждает, что прогресс государства движется линейно, однонаправлено по пути к отмиранию, исчезновению государства, однако, через его укрепление на определенном этапе развития.
Современные исследователи (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) видят прогресс в том, что не только гос-во, но и все общество становится правовым; в возникновении независимого правосудия; в предельной защите прав и свобод человека; в свободных выборах, парламентаризме, федерализме, в том, что государство блокирует теневые стороны рынка и в его социальной ориентации и т.д. В целом прогресс в том, что государство становится демократическим, правовым, социальным.
Западные авторы усматривают государственный прогресс в том, что:
- Растет рациональность управления, возрастают программные начала в жизни государства;
- Возрастает специализация управления и структурная сложность государственного аппарата;
- Увеличиваются уд. вес нормативных, законод-х начал и форм государственной деятельности;
- Уменьшается карательная роль государства;
- Государство приближается к идеалам справедливости.
3. Группа новой философии, сторонники соц. пессимизма (Глюсман, Бенуа, Седийо, Лардро) утверждают, что мир и планета обречены на разложение. След-но, гос. прогресса не существует.
Решение вопросов го. прогресса тесно связано с мировоззрением ученых, а выбором критериев прогресса. Прогресс государства водном смысле может быть связан с регрессом в другом.