Основные закономерности развития государства

Государственный прогресс

Исследование государственно-правовой организации общества с целью установления наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права есть цель науки теории государства и права. Закономерности происхождения государства и права освещены в лекции № 3. Теперь остановимся на закономерностях развития государств. Как уже упоминалось, закономерность, это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства.

Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае государства), приводящая к возникновению качественно нового состояния (государства). Развитие имеет направленность, необратимость, спиралевидность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязи прогресса и регресса, противоречивость, цикличность, развертывание во времени.

Закономерность в социальной действительности проявляется как тенденция. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, тенденция - это направление развития, склонность, стремление. Тенденция характеризует развитие государства в данный момент, но, представляется, она может быть проявлением либо закономерности, либо случайности. Поэтому она может действовать зигзагообразно, постепенность сменяется скачком, застоем, поворотом назад. На развитие государства оказывают влияние самые разные природно-экологические, социально-экономические, религиозные, национальные, международные, личностные факторы.

Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существовании закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует.

Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства.

1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства:

а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).

б)вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере развития человеческой цивилизации и усложнения государственной организации общества.

2. Экономический детерминизм.Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики:

а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений;

б) государство (и право) являются частями надстройки над экономическим базисом;

в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики;

г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает.

3. Этический и правовой позитивизм.Развитие государства определяется позитивносуществующими правовыми нормами и этическими стандартами поведения:

а) исторически государство получает нормы морали и права как данность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями;

б) развитие государства рассматривается как результат устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании;

в) цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.

4.Идеологический позитивизм.Считает, что развитие государства лежит в области духа и определяетсяразвитием идеологии:

а) идеология является источником развития государства;

б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;

в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.

Cделав краткий обзор течений теоретической мысли, по-разному оценивающей факторы, влияющие на развитие государства, рассмотрим как, в каком виде, в какой форме проявляются закономерности.

Стадиальность и цикличность развития. Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности, неразвитости общества и невыделенности личности, индивидуальности, население и его права воплощает монарх. В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко утверждаются права граждан. В стареющем обществе, государственная власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный государственный аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем государственный организм гибнет.

Стадиальность просматривается и в отдельно взятом государстве. Так, в западноевропейских государствах раннефеодальное государство франков существовало в форе монархии. С развитием феодальных отношений в период феодальной раздробленности возникает синьориальная монархия с принадлежностью решающих полномочий государственной власти крупных феодалам и выборностью монарха. Следующая ступень – сословно-представительная монархия. Во Франции в этот момент крепнут связи между частями страны и появляется орган сословного представительства, Генеральные Штаты. Затем устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы подавлены, их замки разрушены, Генеральные штаты перестают созываться. Первоначально абсолютная монархия имеет прогрессивное значение, но позже становится причиной крушения социальной системы. Французская революция сломала старую систему, установив республиканскую форму правления.

Волнообразность развития.Усиление роли государства в обществе чередуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Возможны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму.

Вариантность развития.О вариантности, т.е.разнообразии форм и содержания государственности позволяет судить сравнительный метод, выделение общего и различного. Например, вариантность четко видна при сравнении государственности Запада и Востока, либо конкретных государств: России, Франции, Великобритании.

Преемственность в развитии. Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А. Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование.

В современных государствах фиксируют следующие тенденции в развитии государств:

а) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловеческих ценностей;

б) интеграция государств и создание межгосударственных объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России и т.д.);

в) уменьшение роли государственного принуждения и уве6личение удельного веса «мягких» форм государственной деятельности (льготы, поощрения, обеспечение доступности важных социальных благ и т.д.);

г) установление идеи социального государства;

д) обилие переходных государственных форм;

е) установление технократического государства (информационные технологии влекут установление «сетевого государства», переход государственной власти к технократии);

ж) усиление регулирующей роли государства при высокой степени саморегулирования общества.

Выводы. Теория государства и права не может с точностью предсказать будущее конкретного государства или государственности в целом. Однако она выявляет глубинную необратимость, тенденции, варианты и пути альтернативного развития.

Логика объективного развития государства детерминируется причинами и факторами, выражается в закономерностях. Однако это не значит, что человек и его совесть не взвешиваются на весах истории. Парадокс исторического развития в том, что закономерное и непредсказуемое (случайное) тесно связаны и нравственность и гуманизм взамен культа силы способны оказывать решающее и конструктивное воздействие на прогресс государства.

Государственный прогресс.Прогресс государства (с лат. – движение вперед), направление развития, которому свойственен переход от низшего к высшему, от менее совершенных и развитых форм организации государства к более развитым. Считается, что прогресс государства возможен та, где новая государственная система способна осуществлять задачи и функции, недоступные прежнему государству. Прогресс государства в необратимости изменений от низших к высшим качествам. Важно помнить, что прогресс в одном отношении может быть сопряжен с регрессом в другом.

Развитие не всегда совпадает с прогрессом. Возможно и регрессивное, деградирующее развитие.

Прогресс государства связан с прогрессом общества. Сама идея социального прогресса, считается, введена в науку в XYIII в. Критерии развития прогресса усматриваются в развитии человеческого разума, нравственности, науки и другом. Однако, российские философы, Вл. Соловьев, В. Эрн утверждают, что идея прогресса древности неизвестна, поскольку движение государств и обществ связано с цикличностью. Прогресс же базируется на скрытом признании абсолютного смысла, смысла жизни, передвинутого в абсолют. Следовательно, идея прогресса общества и государства возникает в I в. н.э. вместе с христианским учением.

Современные исследователи демонстрируют следующие подходы к прогрессу государства.

1. Вся мировая история и прогресс движутся циклически, поэтому все заранее известно, предопределено и прогресс государства условен и относителен.

2. Исторический процесс прямолинеен, непрерывно и хронологически развивается по восходящей линии:

а) по прямой;

б) по спирали.

Марксизм утверждает, что прогресс государства движется линейно, однонаправлено по пути к отмиранию, исчезновению государства, однако, через его укрепление на определенном этапе развития.

Современные исследователи (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) видят прогресс в том, что не только государство, но и все общество становится правовым; в возникновении независимого правосудия; в предельной защите прав и свобод человека; в свободных выборах, парламентаризме, федерализме, в том, что государство блокирует теневые стороны рынка и в его социальной ориентации и т.д. В целом прогресс в том, что государство становится демократическим, правовым, социальным.

Западные авторы усматривают государственный прогресс в том, что:

- Растет рациональность управления, возрастают программные начала в жизни государства;

- Возрастает специализация управления и структурная сложность государственного аппарата;

- Увеличиваются удельный вес нормативных, законодательных начал и форм государственной деятельности;

- Уменьшается карательная роль государства;

- Государство приближается к идеалам справедливости.

3. Группа новой философии, сторонники социального пессимизма (Глюсман, Бенуа, Седийо, Лардро) утверждают, что мир и планета обречены на разложение. Следовательно, государственного прогресса не существует.

Выводы. Решение вопросов государственного прогресса тесно связано с мировоззрением ученых, а выбором критериев прогресса. Прогресс государства водном смысле может быть связан с регрессом в другом.

ТЕМА 9. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства

Термин «форма государства» традиционно употребляется для обозначения структуры государства.

Форма государства отражает такие его аспекты как принципы построения государственной власти, способы образования и взаимодействия высших государственных органов, методы осуществления властных полномочий.

Форма конкретного государства зависит от исторических условий его возникновения и развития, территории государства и других факторов.

Обычно выделяют три основных элемента из которых складывается форма государства: форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой режим.

Форма правления

Форма правления отражает основные закономерности организации верховной государственной власти в стране. Она показывает как формируются высшие государственные органы, как между ними распределяются полномочия, определяет принципы их взаимоотношений между собой.

Различают две формы правления: монархия и республика.

Монархия – это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу, представляющему правящую династию и передаётся по наследству.

Власть монарха может быть безграничной (абсолютной) или ограниченной каким-либо органом. Как следствие выделяется две разновидности монархий – абсолютная и ограниченная. Для абсолютной монархии характерно сосредоточение в одних руках законодательной, исполнительной и судебной власти. Монарх создаёт и изменяет обязательные для исполнения на территории государства правила поведения, по своему усмотрению формирует государственный аппарат, самостоятельно распоряжается государственным бюджетом, представляет государство на международной арене, выступает высшей судебной инстанцией и др. Современной абсолютной монархией является Саудовская Аравия.

В ограниченных монархиях управление страной осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Существование монарха в таких странах скорее дань традициям, истории. Монарх не имеет законодательной власти, хотя подписывает принятые законопроекты. Он может накладывать вето на законопроект, принятый парламентом, но вето может быть преодолено повторным голосованием. Монарх представляет государство на международной арене, участвует в международных переговорах. Ограниченная монархия представлена такими современными государствами как Великобритания, Швеция, Япония и др.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определённый срок населением, имеющим избирательные права. Для республики характерно разделение власти как минимум на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Между этими ветвями власти существует так называемая система сдержек и противовесов, при которой в руках одного государственного органа не может быть сосредоточена вся полнота власти.

Республики бывают президентскими, парламентскими (парламентарными) и смешанными (полупрезидентскими). В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, а управление страной осуществляет президент. Президент является главой государства и главой правительства. Он, как правило, назначает состав правительства по своему усмотрению и председательствует на его заседаниях. Правительство ответственно только перед президентом. Голос президента имеет решающее значение при принятии решений. Президента избирает непосредственно население, либо избирательная коллегия. Он имеет право принимать участие в законотворческой деятельности – предлагать законопроекты и налагать вето на закон, принятый парламентом. Парламент не может быть распущен президентом. В свою очередь парламент не может принять решение об отставке правительства. К президентским республикам относятся США.

В парламентарной республике законодательная власть принадлежит парламенту. Парламент избирает президента, который осуществляет управление страной вместе с правительством. Последнее формируется из представителей политической партии, получившей большинство мест в парламенте. Президент не может по своему усмотрению формировать или изменять его персональный состав. Программы правительства одобряются парламентом, которому оно подотчётно. Парламент может объявить вотум недоверия всему правительству или отдельным его членам, в результате чего они должны уйти в отставку.

Смешанные республиканские формы правления сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик. Президент избирается без участия парламента прямыми выборами. Правительство формируется президентом и возглавляется председателем правительства (премьер-министром), который назначается на должность президентом при одобрении его кандидатуры парламентом. Правительство несёт ответственность и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству. В свою очередь правительство может поставить перед парламентом вопрос о доверии себе. К смешанным республикам относится современная Франция, Россия и ряд других государств.

Наши рекомендации