Цели освоения учебной дисциплины
Федеральное государственное казенное
Образовательное учреждение высшего образования
«Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»
Кафедра судоустройства и организации правоохранительной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
Проректор Академии
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
____________ В.В. Казаков
.05.2016 г.
МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки: 40.04.01. Юриспруденция
Уровень профессионального образования
Высшее образование – магистратура
Профиль подготовки
Прокурорская деятельность
Москва, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации» обсуждена и одобрена на заседании кафедры судоустройства и организации правоохранительной деятельности Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от_______2016, протокол № ___.
Автор-составитель:
Бессарабов В.Г.,доктор юридических наук, профессор
Рецензент:
Володина Н.В. –профессор кафедры гуманитарных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор
Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации:рабочая программа учебной дисциплины. – Москва: Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации, 2016. - 53 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации» разработана в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.
© Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016
© Бессарабов В.Г., 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.............................................................6
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.............................................................9
4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................10
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ..............................................13
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ........................................19
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ..................................................................................................32
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................................36
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ..................................................................................................53
10. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»...................................................................................................54
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации» является формирование у магистрантов твердых знаний о теоретических и правовых основах, определяющих место и роль прокуратуры в государственном механизме современной России; систематизированное углубленное изучение дискуссионных вопросов, связанных с определением места и роли прокуратуры, что способствует дальнейшей профессионализации магистрантов; формированию у магистрантов собственного мировоззрения по рассматриваемым вопросам; углублению выработанных у них навыков анализа и применения законодательства, регулирующего вопросы определения места и роли прокуратуры государственно-правовом механизме Российской Федерации; воспитанию магистрантов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания.
Конституция Российской Федерации провозгласила, что государственная власть, в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10). Однако Основной закон государства оставил открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти. Действующий Федеральный закон от 17.11.1995 №168 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» также не восполняет это пробел в полном объеме. Функционирующая концептуальная модель не дает полного и ясного ответа, как на теоретические, так и на многие практические вопросы.
Созданная в 1722 г. прокуратура России как институт государственной власти, осуществляющий надзор за исполнением законов, выдержала проверку временем и продолжает оставаться неотъемлемой частью российской государственности. Независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, недопустимость вмешательства в ее деятельность предопределяют государственно-правовой статус прокуратуры и своеобразное место в системе государственного механизма. Предназначение прокуратуры, решаемые задачи, характер полномочий не позволяют отнести ее ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.
Одновременно прокуратура является одним из важнейших механизмов реализации государственной власти, обеспечивающих верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Поэтому в настоящий момент роль прокуратуры в утверждении демократического правового федеративного государства в России определяется тем, что она представляет собой необходимый механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. Все ветви власти взаимодействуют между собой и как единая государственная власть должны быть заинтересованы в сохранении укреплении законности, обеспечить которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти. При этом основной отличительной особенностью прокуратуры является то, что она выполняет возложенные на нее функции и задачи в строгом соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: правоприменительная, правоохранительная, обеспечение законности и правопорядка.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится магистрант:правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правозащитная иправоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов;правотворческая деятельность, в том числе участие в подготовке нормативно-правовых актов; осуществление правового воспитания.
Помимо общих профессиональных задач, в процессе изучения курса «Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации» магистрант готовится к решению частных задач: иметь представление: о месте прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации; о целях, задачах, принципах, правовых основах организации и деятельности прокуратуры; о принципах; о функциях, видах и основных направлениях деятельности органов прокуратуры; о системе органов и учреждений прокуратуры; воспринимать систему прокуратуры Российской Федерации как многофункционального государственного института; осознать необходимость взаимодействия в процессе осуществления своей деятельности органов прокуратуры с органами государственной власти; как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные федеральными законами; осознавать, что современная прокуратура является одним из основных элементов правозащитного механизма Российской Федерации; анализировать происходящие в государстве и обществе процессы и явления с позиции роли и места в их осуществлении в интересах индивида, общества и государства прокуратуры Российской Федерации; с учетом передового опыта деятельности прокуратур иностранных государств уметь сформулировать предложения по использованию его в работе отечественной прокуратуры; уметь работать с дополнительной литературой и иными источниками информации по изучаемой дисциплине; использовать полученную из различных источников информацию на практике; применять в практической деятельности полученные знания и навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистранта следующих компетенций и их структурных элементов:
Код компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины студент должен знать, уметь, владеть) |
ОК-5 | компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Знать: теоретические основы использования приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. |
Уметь: использовать имеющиеся знания в процессе передачи знаний менее опытным сотрудникам | ||
Владеть: навыками компетентного использования на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. | ||
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: что современная прокуратура является одним из основных элементов правозащитного механизма Российской Федерации |
Уметь: анализировать происходящие в государстве и обществе процессы и явления с позиции роли и места в их осуществлении в интересах индивида, общества и государства прокуратуры Российской Федерации | ||
Владеть: навыками работы при осуществлении надзорной и иной прокурорской деятельности. | ||
ПК-3 | способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Знать: содержание надзорной и иной деятельности органов прокуратуры; основы организации и деятельности субъектов права. |
Уметь: проводить прокурорские проверки исполнения законов; выявлять, предупреждать и устранять нарушения закона, их причины и условия, обеспечивать соблюдение и исполнение законодательства объектами прокурорского надзора; участвовать в процессе координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. | ||
Владеть: навыками организации и осуществления прокурорской деятельности по обеспечению соблюдения и исполнения законов субъектами права. | ||
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знать: законодательство РФ; сущность прокурорской деятельности; форму и содержание правовых актов прокурора. |
Уметь: применять нормы Конституции РФ, законы, подзаконные нормативные правовые акты; проводить прокурорские проверки исполнения законов; выявлять, предупреждать и устранять нарушения закона, причины и условия, которые им способствуют; выявлять, предупреждать и устранять нарушения антикоррупционного законодательства. | ||
Владеть: навыками составления проектов актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования. | ||
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать: законодательство РФ; сущность прокурорской деятельности; форму и содержание правовых актов прокурора. |
Уметь: работать с дополнительной литературой и иными источниками информации по изучаемой дисциплине | ||
Владеть: навыками работы с нормативными актами, регламентирующими надзорную и иную прокурорскую деятельность; навыками работы с законодательными актами, исполнение которых проверяется в рамках прокурорской проверки, и подзаконными актами, законность которых проверяется в рамках прокурорской проверки. | ||
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать: содержание и порядок применения средств прокурорского надзора; форму и содержание актов прокурорского реагирования |
Уметь: использовать полученную из различных источников информацию на практике | ||
Владеть: навыками юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в прокурорской деятельности. | ||
ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов | Знать: форму и содержание правовых актов прокурора. |
Уметь: осуществлять информационно-аналитическую работу и планирование прокурорской деятельности; грамотно составлять правовые акты прокурора, иные служебные документы. | ||
Владеть: навыками подготовки проектов документов при осуществлении прокурорской деятельности. | ||
ПК-8 | готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок | Знать: основные положения теории прокурорского надзора; сущность и значение прокурорской деятельности; функции прокуратуры; полномочия прокурора по каждому направлению деятельности. |
Уметь: выполнять должностные обязанности прокурорского работника по обеспечению законности и правопорядка, общественной безопасности и личной безопасности граждан, охране общественного порядка. | ||
Владеть: навыками взаимодействия в процессе осуществления своей деятельности органов прокуратуры с органами государственной власти; | ||
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Знать: основные положения теории прокурорского надзора; основные права и свободы человека и гражданина, теоретические основы их защиты при осуществлении прокурорской деятельности. |
Уметь: уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина при осуществлении прокурорской деятельности. | ||
Владеть: навыками использования имеющихся знаний и умений для защиты прав и свобод человека и гражданина в прокурорской деятельности. | ||
ПК-11 | способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Знать: содержание надзорной и иной деятельности прокуратуры; содержание и порядок применения правовых актов прокурора; основы организации и методики прокурорской деятельности. |
Уметь: участвовать в предупреждении нарушений закона, выявлении их причин и условий средствами прокурорского надзора. | ||
Владеть: навыками проведения проверочных действий в целях предупреждения правонарушений, выявления их причин и условий. | ||
ПК-13 | способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации | Знать: форму и содержание правовых актов прокурора, а также иных служебных документов. |
Уметь: применять имеющиеся знания при составлении проектов документов при осуществлении прокурорской деятельности. | ||
Владеть: навыками составления проектов документов при осуществлении прокурорской деятельности. |