Понятие и принципы международного воздушного права. Режим воздушного пространства

МВП – совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства

3 этапа развития МВП:

1. Начало XX века – начало Первой мировой войны – появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение государства к воздушному пространству. В те годы была распространена теория свободы воздуха, государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Но с 1911 года начинают применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством

2. Период между мировыми войнами – юридическое закрепление полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством, превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных отношений. В 1919 Парижская конвенция о воздушных передвижениях – закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством

3. Разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов. 1944 Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила Международную организацию гражданской авиации

Также в систему источников МВП включаются различные двусторонние и многосторонние международные договоры

В российской доктрине МП преобладающим является подход к оценке юридического статуса МВП, согласно которому оно базируется на основных общепризнанных принципах МП:

1. Территориальная целостность государств и нерушимость их границ

2. Неприменения силы или угрозы силой

3. Мирное разрешение международных споров

Но МВП содержит и специальные отраслевые принципы:

1. Принцип государственного суверенитета над воздушным пространством

2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым море

3. Принцип соблюдения безопасности международных полетов

В международном праве насчитывается 5 свобод воздуха:

1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства

2. Право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз, почту)

3. Право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятые на борту флага судна

4. Право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту, следующих в страну флага судна

5. Право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну

Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В МП нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим

Существует 3 вида воздушного пространства в зависимости орт правового режима их регулирования:

1. Воздушное пространство над открытым морем – попадает под правовой режим самого открытого море. Существует принцип свободы полетов над открытым море как гражданских, так и военных судов

2. Воздушное пространство над Антарктикой (договор об Антарктике 1959). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства – совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, экипажей, пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления право на полеты. Согласно Чикагской Конвенции никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений

Существует 2 вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

1. Право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров

2. Право нерегулярных полетов – основано на добровольности. В 1956 было заключен Парижское соглашение о коммерческих права в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств – участников нерегулярных коммерческих воздушных судов

В 50 президентом Эйзенхауром был предложен институт мер доверия как механизм соблюдения принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции открытого неба – инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территорией друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992, участниками которого являются 24 государства – члена ОБСЕ, в т.ч. Россия


Наши рекомендации