О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
W И.Ш.Муксинов,
Председатель Конституционного суда Республики Башкортостан
Большое внимание научных и практических работниковза последние два-три года привлекли проблемы соотношения конституционного законодательства Российской Федерации и республик в ее составе. Эти проблемы сегодня не сходят со страниц центральных изданий. К сожалению, общим становится негативное отношение некоторых федеральных органов, их должностных лиц, отдельных депутатов Государственной Думы к Конституциям республик. Самым распространенными в Центре стали рассужденияо том, что Конституции и законы республик не соответствуют Конституции изаконам Российской Федерации, что этоякобы мешает проведению реформ в стране, угрожает целостности России,
Однако критикой Конституцийреспублик дело не ограничивается. Наиболее активные критики не признают и Декларации о государственном суверенитете республик. По их мнению, Федеративный договор, подписанный31 марта 1992 года, также плох.Что касается двусторонних договоров республик с федеральным центром, то они критиками открыто объявляются неконституционными. По их мнению, чем быстрее мы от них избавимся, тем будет лучше для России.
Такой подход к Конституциям республик, их договорам с федеральным центром стал, к сожалению, преобладающим. Однако в Центре нет ни одной попытки серьезно разобраться, чем рождены или чем объясняются те или иные особенности конституционного законодательства республик, что объединяет Конституцию России и Конституции республик, в чем конструктивное значение двусторонних договоров. Нет ни одной положительной оценки содержания этих актов, нет стремления не только как-то поддержать, но и понять политико-правовое творчество российских народов и республик.
Справедливости ради отметим,что в самое последнеевремя в этой критике произошли некоторые позитивные изменения, появились в сплошном потоке негатива обнадеживающие моменты. В некоторых рассуждениях и требованиях все больше звучит признание, что Российская Конституция и сама во многом уязвима и назрела потребность внести изменения идополнения и в Конституцию Российской Федерации. Сейчас
открыто признается, что необходим одновременный процесс реформирования и Российской Конституции и республиканских Конституций, что нужно обеспечить в этом процессе «двустороннее движение». Гакая позиция позволяет вести предметный разговор. Какие же положения Российской Конституции и Конституции республик требуют изменения и пересмотра, какие их нормы должны сближаться и согласовываться?
В Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостанот 3августа 1994года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Республики Башкортостан» так и закреплено: в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находится «согласование конституционного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан».
Здесь уместно отметить, что согласование конституционного законодательства и приведение республиканских Конституций в соответствие с Конституцией Российской Федерации - далеко не одно и то же. Это и есть позиция «двустороннего движения», которую мы отстаиваем пять лет.
Если говорить по существу, прежде всего необходимо обратить внимание на то, что Конституция Российской Федерации принята в декабре 1993 года после трагических октябрьских событиях того же года. Делать вид, что эти события не наложили свой отпечаток на содержание Конституции России, было бы неверно,
Внимательный читатель обязательно обнаружит, что принятый в декабре 1993 года вариант Российской Конституции существенно отличается от проекта Конституции Российской Федерации, опубликованного после Конституционного совещания в июле 1993 года.
Отметим лишь два момента.
Первое. Теперь уже никто не спорит с тем,что после октября 1993 года серьезно изменилось содержание конституционных норм об организации и деятельности высшего органа представительной власти, то есть Парламента, В печати достаточно обоснованно подчеркивается необходимость конституционного повышения роли Федерального Собрания, перераспределения полномочий между Парламентом и Президентом.
Второе. Новая Конституция России в ее декабрьской редакции самым непосредственным образом отразилась на федеративном устройстве государства, на положении республик в ее составе. Достаточно напомнить, что именно после октября 1993 года из проекта Конституции России был в одностороннем порядке исключен самостоятельный раздел, содержащий Федеративный договор.
В Федеративном договоре было закреплено, что «установленное Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке», что Договор «становится составной частью (самостоятельным разделом) Конституции Российской Федерации» и «изменения и дополнения в этот раздел Конституции Российской Федерации вносятся с согласия республик в составе Российской Федерации, подписавших Федеративный договор». Именно после октябрьских событий весьма узким кругом лиц, представлявшими федеральный центр, эти договоренности были нарушены.
Далее. Из Конституции Российской Федерации исчезло определение республики как суверенного государства в составе Российской Федерации, которое было и в Федеративном договоре и в летнем президентском варианте проекта Основного Закона. Были существенно ухудшены для республик конституционные нормы, определяющие судебную систему в России, и некоторые другие. Вот почему надлежит признать, что проблема согласования конституционного законодательства Российской Федерации и республик сегодня действительно весьма актуальна. И она может быть решена, по нашему мнению, прежде всего путем изменения тех норм Конституции Российской Федерации, которые, трактуя о федерализме и статусе республик в ее составе, существенно ухудшили их положение. Вот почему, по наш ему'мнению, дальнейшие демократическое и цивилизованное развитие конституционной системы России возможно лишь при уточнении ряда положений Российской Конституции.
Посмотрим теперь, против каких норм республиканских Конституций выступают московские специалисты. Отметим в данном случае только три положения.
Первое. И, пожалуй, самое важное. Прежде всего делаются настойчивые попытки отрицать государственную природу республик. Диапазон способов такого отрицания весьма широк - от примитивного утверждения, что не может быть государства в государстве, до более тонких способов.
Вот один из них. Заявляется, что Основной Закон Российской Федерации не признает государственного суверенитета республик, - вот почему все нормы республиканских Конституций, которые трактуют о государственном суверенитете республик, объявляются несоответствующими российской Конституции. Критики понимают, что если признать суверенитет республики, надо признать и то, что она является реальным государством, А в этом случае надо относиться иначе, чем сейчас.
Второе. Объявляются несоответствующимиКонституции Российской Федерации многие нормы Конституций республик, которые учитывают особый статусреспублики как субъекта Федерации.Сам факт при-
знания республик в Основном Законе России означает выделение их из общего числа субъектов Федерации. Сегодня упорно подчеркивается норма о равноправии субъектов, впервые появившаяся в Конституции России 1993 года. Пятилетний опыт реализации этого конституционного положения показывает, что теория равноправия оказалась объективно направленной против тех достижений республик в государственно-правовом строительстве, которых они добились в годы общей демократизации общественной жизни в России. Эта теория противопоставила области и края республикам, умышленно столкнув их. Она привела к лишению республик ряда прав, которые были у них по федеральному законодательству.
Третье. Отрицательно оценивается договорная практика разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий между Российской Федерацией и ее республиками. Утверждается, что подписание как Федеративного договора, так и двусторонних договоров было тактическим шагом российского центра, временной уступкой. Считается, что сегодня надо отказаться от договорных отношений, Именно поэтому все нормы республиканских конституций, где речь идет о договорных отношениях, объявляются несоответствующими Российской Конституции.
Другой важный вопрос. В чем же причины наличия в Конституциях республик таких норм, которых нет в Конституции Российской Федерации? Многие обходятэтот вопрос. Думается, тут несколько причин.
Во-первых, сама Российская Конституция исходит из того, что в Конституциях республик будут такие нормы, которых в ней нет. Об этом прямо свидетельствует часть первая статьи 66; «Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики». Это означает, что статус республик можно понять, рассмотрев в совокупности содержание обеих Конституций. Иначе говоря, наличие в конституциях республик норм, которых нет в Российской Конституции, признается последней. Проблема заключается в том, какие новые нормы, какие особенности их статуса могут быть дополнительно закреплены в Основных Законах республик, каковы пределы и границы этих особенностей.
Во-вторых, в ряде своих норм Российская Конституция отказалась от ранее принятых демократической Россией документов, а многие принятые после 1993 года законы Российской Федерации отступили от ранее принятых федеральных законов. Между тем на основе федерального законодательства в республиках были приняты свои законодательные акты. Иначе говоря, федеральные законы послеоктябрьского периода, так же, как и Конституция Российской Федерации 1993 года, сами прежде всего
инициировали несоответствия в конституционном н текущемзаконодательств России и ее республик.
Рассмотрим это на одном примере.
Одно из наиболее крупных изменений в государственно-правовом статусе Республики Башкортостан - становление ее самостоятельной системы законодательства. Очевидно, что в республике произошел серьезный прорыв в законодательном регулировании общественных отношений. Раньше практически все области общественных отношений так или иначе регулировались на союзном и российском уровнях. Вот почему тогдашнее законодательство Башкирской АССР было весьма ограниченным, реально не влияющим на жизнь. Теперь вопрос поставлен принципиально по-новому: Республика Башкортостан регулирует все, что сама добровольно не передала России.
Сегодня мы можем сказать, что никакого сравнения законодательство автономной республики с нынешним законодательством Башкортостана ни по количеству законов, ни по их содержанию, ни по сферам общественных отношений, которые ныне регулируют республиканские законы, выдержать не может. Самостоятельная система законодательства выстрадана Башкортостаном на протяжении всех семидесяти лет советской власти.
По-новому решена и проблема верховенствазаконов. И Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан признают в определенных пределах верховенство законов России и верховенство законов республики, т.е. то, что раньше в принципе не признавалось.
Возможные противоречия между республиканскими и российскими законами надо снимать цивилизованным путем. О том, что эта проблема серьезна и требует для своего решения двусторонних усилий, свидетельствует, например, принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Этот российский Закон не посчитался ни с Конституциями республикни с их законодательством о судоустройстве.По этому Закону республики практически отстранены от судебной власти. Сделана попытка лишить их права приниматьсвои законы о судоустройстве.По сути дела конституционная формулао том, что республика является государством в составе РоссийскойФедерации, Законом открыто игнорируется, отрицается и разделение властей в республиках.
И самое главное.Этот Закон наносит вредзащите прав и свобод человека и гражданинана уровне республики. Закон исходитиз ошибочной формулы о том, что суды, действующие на территории республики, неруководствуются в своей деятельности Конституциями республик и их зако-
нодательством.Это существенно ослабляет реальность и эффективность республиканских законов, наносит вред делу защиты прав и свобод человека и гражданина.
Что касаетсязаконодательства о судоустройстве Республики Башкортостан, оно развивалось нетолько в соответствии с Конституцией республики, но и в соответствии с Концепцией о судебной реформев Российской Федерации, принятой в 1991 году ВерховнымСоветом РСФСР попредставлении ПрезидентаРСФСР. В этой Концепции сказано, что республики имеют свое законодательство о судоустройстве, свою судебную систему. В Республике Башкортостан тогда же,в 1992 году,была одобрена своя Концепция судебной реформы.Затем были приняты многие республиканские законы о судоустройстве,
В заключение еще несколько соображений. В сложившемся на сегодня конституционном статусе нашей республики действительно есть своя специфика. Эти особенности статуса Башкортостана обусловлены всей предшествующей историей, социально-экономическим и общественно-политическим развитием в XX веке.
Такая ситуация разными аналитиками расценивается по-разному. Часть из них. особенно в последние два-три года, все более склонна в особом статусе республики видеть нарушение целостности России, чуть ли не проявление сепаратизма со стороны Башкортостана. Сторонники восстановления унитарного государства в России не долго думая призывают к силовому устранению особенностей государственно-правового статуса республики.
Что можно сказать по этому поводу?
Уже восемь лет Башкортостан живет в новых правовых условиях, но, к сожалению, есть люди, которые восемь лет не хотят этого видеть и признавать. Эти люди не только хотят вернуть нас в унитарное прошлое России, Они намерены вновь втиснуть республику в «прокрустово ложе» областной автономии.
К сожалению, федеральными органами за последние три-четыре года немало «сделано» для того, чтобы остановить поступательное общественно-политическое развитие республик. Избраннаяв конце 1993 годапервая Государственная Дума, да и вторая Дума не приняли ни одного закона, защищающего государственные интересы республик. Практически из законов России вытравленосамо понятие «республика»,которое есть впервой, основополагающей главе ее Конституции. В Думе нет структур, защищающих интересы республик и автономий.Речь идето такой ситуации, какойне было даже б советскоевремя.
Вызывает недоумение и позиция Конституционного суда Российской Федерации. Ни в одном из многочисленных его документов, принятых после трагических октябрьских событий 1993 года, не защищается содержащаяся в Российской Конституции формула: республика является государством в составе Российской Федерации.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня проблемы согласования Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан требуют самого внимательного к себе отношения. Мы вправе надеяться, что Россия, отвергая насильственный путь изменения Конституций, встала на путь их спокойного и взвешенного обновления. В этих условиях должны быть предприняты дополнительные усилия и федерального центра и республик для согласованного решения назревших конституционных проблем.