Законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан о местном самоуправлении

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих роль, место и деятельность местного самоуправления в общей системе управления обществом.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе назаконы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части, противоречащей закону, и должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются на общие, посвященные регулированию всех отношений в системе местного самоуправления, и специальные, содержащие лишь отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.

Общим законом в РФ можно назвать обе версии Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1995 и 2003 гг.)

Специальными законами являются, например, Федеральные законы, “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, “О муниципальной службе Российской Федерации”; а также законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие.

В-третьих, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.

Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и т. д.).

Особая роль в данной группе правовых актов принадлежит базовому рамочному Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятому в августе 1995 года и радикально обновленному в октябре 2003 года.

Реализация положений этого закона (а он вступил в силу с 1 января 2006 года) потребует серьезной реформы местного самоуправления во всех субъектах РФ, в том числе в Республике Башкортостан. В ФЗ №131 постоянно вносятся поправки, например, ФЗ №136 , принятый в 2014 году «О внесении изменений в …Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. В Республике Башкортостан это такие акты, как Законы РБ “О местном государственном управлении в Республике Башкортостан” 1994 г. (в настоящее время отменен), “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан” (1994, 1998, 2005 гг.), “О местном референдуме в РБ” 1996 г., “О сходах (собраниях) граждан в РБ” 1997 г., “О территориальном общественном самоуправлении в РБ” 1999 г., “О порядке регистрации устава сельсовета, поссовета в РБ” 1998 г., “О муниципальной службе в РБ” 2000 г., “Об установлении границ муниципальных образований в РБ” (2001,2002, 2004 гг.) и другие.

Структурно нормативные акты РБ в области местного самоуправления можно показать следующим образом:

1. Конституция РБ, глава «Местное самоуправление»

2. Основной закон в области местного самоуправления “О местном самоуправлении в Республике Башкортостан” № 206 от 18 марта 2005 г.

3. Специальные законы по различным аспектам организации местного самоуправления:

3.1. Законы по вопросам организации муниципальной службы в РБ;

3.2. Законы об установлении и изменении границ, наименований муниципальных образований в РБ;

3.3. Законы о порядке передачи отдельных государственных полномочий РБ муниципальным образованиям;

3.4. Законы, определяющие некоторые формы участия граждан в решении вопросов местного значения;

3.5. Законы РБ, регламентирующие некоторые вопросы бюджетной, финансовой, экономической деятельности муниципальных образований и другие.

4. Указы Главы РБ по отдельным вопросам местного самоуправления.

5. Постановления Правительства РБ, касающиеся различных сторон деятельности муниципальных органов и решения вопросов местного значения.

Третью группу составляют муниципальные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, не допускается.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования, являющийся, по сути, малой конституцией сообщества граждан. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Перечислите основные группы нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации. Дайте их характеристику.

2. Какое свойство лежит в основе классификации нормативно-правовых актов составляющих правовую основу местного самоуправления?

3. Перечислите специальные законы РБ в сфере местного самоуправления.

Тесты для самопроверки

Наши рекомендации