Тема 5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Инвестиции - это «энергетический ресурс», источник предпринимательского успеха. Они затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Согласно законодательству, инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[4]
Можно выделить следующие ключевые характеристики инвестиций:
• наличие некоторого объекта, способного в силу своих свойств обеспечить получение каких-то благ, выгод или пользы в будущем;
• наличие субъекта, принимающего решение относительно целесообразности владения или применения в своих целях того или иного объекта;
• существование альтернативных издержек, связанных с отказом от использования вкладываемых средств на другие цели;
• временной аспект (между вложением средств и получением результата лежит определенный период времени);
• вероятностный характер конечных результатов или риск, поскольку точно предсказать будущее невозможно, а оценку последствий принятых решений необходимо осуществлять с позиции текущего момента.
Инвестиции осуществляются в различных формах. В целях систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам.
Рис. Классификация инвестиций.
Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое может выступать, с одной стороны, непосредственно как инвестор, а с другой стороны, как носитель властных полномочий.
Одним из основных потребителей инвестиционных ресурсов являются федеральные, региональные и местные целевые программы. Целевые программы, в осуществлении которых участвуют органы власти, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации и его субъектов.
Финансирование целевых программ определяется на стадии их разработки, рассмотрения и утверждения органами власти, в том числе Правительством РФ. В зависимости от вида и объема работ, выполняемых в рамках целевой программы, осуществляется финансирование ее в виде бюджетных инвестиций. При этом расходы на финансирование могут происходить не только из федерального бюджета (это относится к случаям, предусмотренным федеральными целевыми программами и федеральными законами), но и из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления). Именно с помощью целевых программ государство оказывает активное воздействие на социально-экономическое развитие общества, обеспечивает его устойчивое и безопасное развитие.
Другим направлением стимулирования социально-экономического развития страны является активизация инвестиционного процесса. Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Поэтому перед государством, заботящимся о перспективах развития своей экономики, стоит задача создания таких условий частным инвесторам, в которых они принимали бы решения не только о потреблении полученных средств, но и об инвестировании в отечественную экономику. На современном языке это называется «созданием инвестиционного климата страны».
Государство гарантирует равные права субъектам инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности, и защиту их капитальных вложений. Так, например, капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, асимметрии территориального развития роль государства возрастает, а при переходе к устойчивой динамике экономического роста – несколько снижается. Одновременно осуществляется переход от преимущественного использования открытых форм поддержки инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов к более эффективным скрытым формам (косвенные методы регулирования, например, таможенные пошлины).