Тема 6. Государственное регулирование инновационной деятельности

В 1911 г. австрийский экономист Й. Шумпетер (1883—1950) в работе «Теория экономического развития» предложил понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. Именно Й. Шумпетера можно считать «отцом» понятия инновация

Й. Шумпетер выделилпять типичных изменений (инноваций):

1) изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;

3) изменения вследствие использования нового сырья;

4) изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

5) изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

Последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта (технологии, услуги) и распространяется между субъектами рынка называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает следующие стадии:

- Зарождение нововведения — осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств.

- Освоение нововведения — внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений.

- Диффузия нововведения — масштабное распространение инноваций, тиражирование и многократное повторение на других объектах и в других отраслях и сферах экономики (согласно теории Й. Шумпетера диффузия нововведения — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли).

- Рутинизация нововведения — нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

На каждой стадии инновационного процесса необходим определенный механизм финансирования нововведений. Это продиктовано необходимостью привлечения дополнительных средств, снижения степени риска путем разделения расходов на различных стадиях освоения нововведений, а также возможностью дифференцирования размера получаемой в конечном итоге прибыли.

Рассмотрим возможные источники финансирования на каждой стадии инновационного процесса.

Тема 6. Государственное регулирование инновационной деятельности - student2.ru

Рис. 2. Этапы развития проекта, потоки финансовых средств и источники финансирования

Наиболее ранняя стадия финансирования - этап "посева" (seed stage) - охватывает первоначальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по данной идее или концепции бизнеса.

Основная задача этого этапа – определить возможности технической реализации данной идеи или концепции, потенциал рынка и экономическую привлекательность работы. Этап может длиться от нескольких месяцев до одного года. Это наиболее рисковые инвестиции, но принятые идеи зачастую приносят инвесторам наиболее высокую прибыль.

На стартовом этапе (start-up stage) осуществляется разработка прототипов продукции, выполняются предварительные исследования рынка и предпринимаются меры по выходу на рынок, а также оформляется создание конкретного бизнеса.

Этап раннего роста (early-growth stage) связан с коммерциализацией продукта в небольших масштабах и организацией роста производства, а также с закладкой основ для последующего расширения бизнеса. Прибыль от реализации продукции еще не достаточно для дальнейшего развития предприятия, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. Имеющиеся активы организации еще не могут служить надежной гарантией для получения кредитов от банков. В связи с этим, предприниматели вынуждены прибегать к услугам инвесторов рискового капитала. Этап может занять несколько лет и требует для нормальной деятельности новой организации больших вложений. Поэтому в финансировании нововведений обычно принимают участие несколько венчурных фондов.

На этапе расширения (expansion stage) происходит значительный рост масштабов деятельности бизнеса и его влияния на рынок. Организация начинает получать прибыль, вероятность ее банкротства снижается. У организации появляется возможность выпуска акций на рынке ценных бумаг. Кроме того, она может воспользоваться заемными средствами из традиционных источников финансирования.

Ведущее место в поддержке инноваций способно играть государство, которое, с одной стороны, должно способствовать формированию рынка инноваций путем размещения информации в государственных изданиях о выставках, биржах, ярмарках, конференциях и т. д., а, с другой стороны,, может само выступать в качестве агента рынка, например, при покупке и продаже лицензий.

Центральное место в системе государственного регулирования инновационного предпринимательства занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств путем заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР и государственных заказов на инновационную продукцию.

В соответствии с правительственными программами, ресурсы либо передаются целевым предприятиям напрямую, через управляемые государством инвестиционные фонды или через учреждения, предоставляющие гранты, либо косвенно - через специально выбранных для этой цели посредников, таких как частные лица (бизнес-ангелы), фонды ВК (в том числе фонды «посевного» капитала), инкубаторы и центры для передачи технологии. Выбор посредника, как правило, зависит от конкретной направленности программы.

Одна из форм привлечения посредников предусматривает финансирование их создания и первоначального капитала путем предоставления кредитов, грантов на развитие бизнеса или долевого финансирования. В некоторых случаях условием финансирования фондов венчурного капитала является параллельное участие частных инвесторов.

Еще одна форма привлечения посредников связана с предоставлением долговых или долевых гарантий частным инвесторам, а также налоговых стимулов отдельным лицам, корпоративным или институциональным инвесторам в случае осуществления ими инвестиций в конкретные категории предприятий.

В систематизированном виде функции органов государственной власти при регулировании инновационной деятельности можно представить в следующем виде:

n определение общих стратегических ориентиров инновационной политики,

n правовое регулирование инновационной деятельности и разработка реально действующих механизмов реализации инновационной политики,

n формирование государственной инновационной инфраструктуры путем создания сети центров распространения нововведений и консультаций,

n аккумулирование средств на НИОКР за счет формирования специальных фондов, а также с помощь механизма перераспределения средств из бюджета;

n предоставление льгот участникам инновационного процесса, государственного страхования инновационного риска, а также введение санкций за выпуск устаревшей продукции и технологии;

n создание программ обучения в вузах, способствующих развитию генераторов нововведений;

n регулирование международного сотрудничества в проведении инновационного предпринимательства.

Наши рекомендации