Тема 3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
По мнению известного американского ученого австрийского происхожденияИ. Шумпетера, «предпринимателями мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». Во-первых, быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие; во-вторых, быть предпринимателем — значит делать не так, как делают другие, а это требует качественно иных способностей.
В последние десятилетияXX в. общей тенденцией во многих странах стала усиливающаяся роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого бизнеса. И здесь государство, с одной стороны, гарантирует публичные интересы, а с другой - способствует развитию частной предпринимательской инициативы.
Наиболее актуальное значение проблема поддержки малого бизнеса со стороны государства имеет для России. Так, по данным исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY, в 2013 году количество ранних предпринимателей (тех, кто только открывает свое дело, либо чей бизнес не старше трех лет) в России увеличилось на 25% и составило 5,75% от взрослого трудоспособного населения страны. По этому показателю Россия находится на одном уровне с такими странами, как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%), Греция (5,51%), Норвегия (6,25%)[3]. Несмотря на то, что в России создается аналогичное европейским странам число предприятий, они быстро умирают. Все это требует проведения активной государственной политики, направленной на устранение негативных воздействий на развитие предпринимательства в России и оказание ему действенной поддержки.
В России уже сегодня сформированы государственные структуры, поддерживающие развитие малого и среднего предпринимательства. Среди них:
- Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства (руководителем является – И.И.Шувалов). Является постоянно действующим органом, образованным для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
- Координационные (совещательные) органы по развитию малого предпринимательства при министерствах и ведомствах;
- Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ (руководитель – Н.И.Ларионова).
Усиливается влияние общественных объединений в процессе принятия решений, касающихся бизнес-сообщества. Сегодня успешно функционирует Российское Объединение предпринимателей, или так называемая Большая четверка, которая включает в себя наиболее влиятельные общественные организации России представляющие интересы бизнес-сообщества на государственном уровне:
- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»;
- Торгово-промышленная палата РФ;
- Российский союз промышленников и предпринимателей;
- Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».
В последнее время в России стало уделяться существенное внимание развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В общем виде, она представляет собой систему государственных и негосударственных органов оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства (см. рис. 2). К примеру, в Германии и Италии существует большое количество консультационных центров для начинающих предпринимателей и представителей МСП.
Рис. 1. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Механизмы поддержки предпринимательства в различных странах разнообразны от прямого финансирования проектов до создания бизнес-инкубаторов в регионах. Что касается России, то основной целью поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) остается прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами.
В зарубежных странах поддержка в основном направлена на создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСП, а также облегчение их доступа к заемным ресурсам (прежде всего - посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым сегментом МСБ (например, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования МСП и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли (например, в Великобритании). При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льгот в области инновационной деятельности, принятая в Великобритании.
Однако в связи с мировым финансовым кризисом национальные правительства зарубежных стран усилили внимание к финансовой поддержке предприятий МСП и расширили услуги по предоставлению данным предприятиям государственных гарантий по кредитам.
К наиболее действенным мерам по поддержке МСП, принятым в мировой практике, и, которые могут быть адаптированы в России, можно отнести:
1. Налоговые льготы МСП в приоритетных для экономики страны отраслях, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в МСП. Повышение налоговой самостоятельности муниципалитетов в отношении МСП.
2. Упрощение системы регулирования деятельности МСП.
3. Обеспечение МСП доступа к государственному заказу.
4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки МСП.
5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам МСП, в том числе привлечение пенсионных фондов для расширения системы гарантий.
6. Предоставление целевых льготных кредитов (в том числе инновационным, экспортоориентированным и производственным предприятиям). А также проведение политики сглаживания сезонных циклов в отношении сельскохозяйственных МСП.
7. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, в обмен на предоставление определенных льгот.