Участив в охране окружающей среды.
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально-технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере в связи со сложными климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше средств выделяется на поддержание экологии в надлежащем виде, оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания».
Далее учитель отмечает, что функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами и указывает правовые формы выполнения функций:
«Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая- государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная- государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит, главным образом, в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).
3. Правообеспечительная (правоохранительная)- государственная деятельность, выражающаяся, главным образом, в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются неизменными: одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать».
Учитель обобщает материал:
«Таким образом, из рассмотренных нами функций мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией, выражающей интересы всего общества».
3.6. Фронтальная работа с учащимися. Организация дидактической игры.
В целях повышения мотивационного компонента рекомендуется использовать игру "АУКЦИОН", которую можно проводить с целым классом. Она хороша при изучении нового материала.
Те, кто увлекается историческими играми, знает, что есть много вариантов игры "Аукцион", я хочу предложить два из них.
Пройден один из разделов, например, "О государстве". На уроке обобщения можно предложить ребятам игру. Продается оценка "5" или приз. Каждый из учащихся может «купить» ее, т.е., подняв руку, назвать любой термин, относящийся к этой теме, например, «Демократия».
Но любой другой может назвать более высокую «цену», добавив к слову предыдущего свое, т.е. назвать другой, третий и т.д. термин
Каждое названное слово записывается на доске (для этого назначается специальный ученик) и в тетрадях учащихся (что, с одной стороны, делает более эффективным повторение, с другой, - вносит в игру больше порядка). Если термин, который назвал учащийся, малоизвестен, учитель может попросить учащегося сказать о нем несколько слов.
Если после очередного сказанного термина (например, "привилегии") возникает пауза, учитель ударяет молотом медленно: «"Привилегии" - pa-аз, "привилегии" - два-а...». Ребята в это время стараются вспомнить другие слова по данному разделу. Выигрывает тот, кто называет термин последним, т.е. после которого до третьего удара молотком никто другой не произнес уже никакого нового слова.
Победитель получает оценку "5" (или приз).
Второй вариант игры: после объявления "Аукциона" предлагается учащимся "подсчитать условные единицы", т.е. записать в тетрадях все термины, относящиеся к изучаемой теме. На эту работу отводится определенное время, предположим, 5 минут. Через 5 минут объявляется "Аукцион".
Предлагается начальная "цена", допустим, 6 условных единиц. «Кто может предложить больше?» Участники называют свою цифру (т.е. количество записанных слов). Руководитель "Аукциона" забирает тетради у трех "самых богатых граждан". Почему у трех? Дело в том, что в списке лучшего могут быть ошибки или повторы, и тогда можно обратиться к другим работам. Оглашается полный список, а ребятам предлагается дописать то, что они забыли.
Одновременно проходит работа по уяснению и обсуждению некоторых терминов. Победитель торжественно получает оценку "5" (или приз).
4. Контроль и оценка (5-7 мин.) 4.1. Контрольные вопросы.
В оставшееся время на данном уроке учащиеся выполняют задания 1,2, 3,4, 5,6, 7, 8, 9, 10 на стр. 20. Выполнение данных заданий возможно как письменно, так и устно при использовании различных форм обучения - фронтальным, групповым и индивидуальным способом.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 2 учебника.