Природоохранительная функция.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходи­мость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создаёт для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания.

Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилиза­ции усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального ис­пользования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать природные богатства, тем больших успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана при­роды выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

Так в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Многие нормы, регулирующие природоохранительную дея­тельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государ­ства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйствен­ный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рацио­нальным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных зако­нодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед го­сударством в области охраны и рационального использования природ­ных ресурсов.

Внешние функции

Функция защиты извне.

Данная функция является важнейшим направлением деятель­ности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, сувере­нитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, "за­щита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Россий­ской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом".

Согласно этому закону, все мужчины-граждане РФ, независи­мо от происхождения, социального и имущественного положения, мес­та жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федера­ции, "гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой". Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учиться в военно-учебных заведениях. В этом случае они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации, "Президент Российской Федерации является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрес­сии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Фе­дерации или в ее отдельных местностях военное положение..."

За воинское преступление - преступление против установлен­ного порядка несения воинской службы - военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими учебных или поверочных сборов несут ответственность (уголовную). Санкции за различные ви­ды воинских преступлений предусмотрены в статьях 238-269 Уголов­ного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции защиты извне также может быть возложено на особые государственные вооруженные организа­ции. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствии с Конституцией. Характер задач, выполняемых вооруженными государственными организациями, обуславливает особенности их формирования, дея­тельности, управления и обеспечения.

К особым вооруженным государственным организациям отно­сятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор инфор­мации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты госу­дарственной безопасности и конституционного строя от внешних пося­гательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общест­венного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспе­чивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

В основе этой функции заложены интересы каждого государ­ства, В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и со­трудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования со­трудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, поли­тической и культурной жизни общества (ООН, НАТО).

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанав­ливать, развивать и регулировать.

I. Политические отношения.

Государство обязано защищать своих граждан, находящихся на территории других государств, и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддер­жания международных политических отношений государства обеспе­чиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, кон­сулов и др.

2. Экономические отношения.

Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекает­ся в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать без экономических связей с дру­гими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3. Культурные отношения.

Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогаще­нию. Конкретными видами деятельности государства в этом направле­нии являются международные выставки, фестивали, олимпиады, меж­дународный туризм и многое другое.

Наши рекомендации