Собеседование при приеме на работу.

Нравится Вам это или нет, но около 90 % первого впечатления, которое Вы производите, приходится на начальные минуты общения. Частично на то, что Вы сказали, а все остальное - на Вашу манеру поведения и Вашу манеру одеваться. Лучше всего одеть, направляясь на собеседование, темно синий костюм, белую хлопчатобумажную сорочку, соответствующий галстук, черные туфли на шнурках и часы с классическим циферблатом. Женский вариант - темная юбка, белая хлопчатобумажная блузка и изящные (мо­дельные) туфли. Колготки обязательны.

Для мужчин неприемлемы красные носки и шелковые рубашки. Женщи­нам следует предварительно убедиться в том, что новая юбка не слиш­ком коротка, и не забыть положить в сумочку запасную пару чулок или колготок.

К собеседованию нужно как следует подготовиться. Не полагайтесь на свое обаяние и природную остроту ума. Перечитайте еще раз объявле­ние о вакансии и подумайте, что Вы им можете предложить в соответст­вии с их требованиями.

Спланируйте свою поездку по времениПриезжайте немного пораньше, чтобы подгото­виться к беседе. Если же прибыли слишком рано - подождите на улице) Некоторые руководители расценивают ранний приезд как неумение распо­ряжаться своим временем. Разговаривая с секретарем, помните, что его могут спросить о впечатлении, произведенном Вами.

Держитесь уверенно, не забывайте о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены приветливо и дружелюбно по отношению к лицам, прово­дящим собеседование.

Не вторгайтесь в личное пространство собеседника: по западным меркам 4-6 футов, по нашим - полтора-два метра.

Поддерживайте зрительный контакт, но не "пяльтесь".

Не сидите со скрещенными руками - они создают физический барьер и дают посылку собеседнику: "Я Вам не доверяю".

Подстраивайтесь под собеседника: если он скрестил свои ноги, сде­лайте то же самое. Подражайте его жестам, чтобы создать "эффект зер­кала". Этим Вы даете ему знать, что согласны с ним. Но "зеркало" долж­но у Вас получаться естественно, иначе это может быть расценено как передразнивание.

Неплохо запомнить, что могут означать некоторые жесты Вашего собе­седника:

- теребит мочку уха - продолжайте, я Вас внимательно слушаю;

- изучает свой манжет или ремешок от часов - скучает (Вы ему неин­тересны);

- сидит, откинувшись назад, - хочет послушать, что Вы ему еще ска­жете;

- отклоняется назад, сложив руки за головой, - хочет, чтобы Вы убе­дили его;

- неожиданно потирает подбородок - заинтересован тем, что Вы гово­рите;

- наклоняется вперед и потирает руки - очень заинтересован тем, что Вы говорите;

- поднимает вверх указательный палец - достойно оценивает сказанное Вами.

Нельзя определенно знать, что у Вас спросят, но, готовясь к собеседо­ванию, можно повысить свои шансы, упражняясь в ответах на некоторые общие вопросы. Начните с наиболее вероятного - с рассказа о себе, о Ваших последних успехах и достижениях.

Организация или фирма может предложить Вам свою форму анкеты.

Прежде чем ее заполнить:

- прочтите ее внимательно;

- снимите ксерокопию бланка, чтобы использовать его как черновик для своих ответов;

- отвечайте на все поставленные вопросы;

- объясните все перерывы в Вашем трудовом стаже;

- избегайте негативной информации о себе;

- снимите копию с заполненной формы, чтобы не забыть того, о чем Вы им сообщили.

Прежде чем указывать в заявлении рекомендующих, позвоните им, чтобы они были готовы отметить Ваши лучшие деловые качества.

Итак, Вы зашли в комнату для собеседования.

Улыбнитесь и спокойно пожмите руку, если собеседник подал ее вам ("Вялое" рукопожатие говорит о вашей неуверенности и безволии. Рукопожатие, со­крушающее суставы, - это рукопожатие хвастуна или же недалекого человека ("сила есть - ума не надо"). В идеале оно должно быть крепким, но сдержанным). Подождите, пока вас пригласят сесть. Если ожидание слишком затянулось, спросите: "Где Вы разрешите сесть?"

Если Вам предлагают чай, кофе или прохладительные напитки, не отка­зывайтесь. Один-два глотка Вам не помешают, особенно если от волнения у Вас в горле пересохло.

Несколько раз глубоко вдохните, расслабьтесь и будьте естественны. В кресле займите удобное положение, но не горбитесь. Если во время раз­говора Вы любите жестикулировать, следите, чтобы не переборщить в этом. Установите дружеский зрительный контакт с человеком, задающим вопрос. Не смотрите слишком пристально. Если Вы чувствуете себя нелов­ко, глядя в глаза собеседнику, смотрите в точку на его лбу над переноси­цей - это срабатывает. Если у Вас больше одного собеседника, адресуйте им часть своего ответа.

Краткость в ответах - важное достоинство претендента. Прежде чем заговорить, сделайте небольшую паузу. Не перескакивайте с одного на другое, напрасно теряя время. Собеседника больше интересует качество, а не количество Ваших ответов. Не уделяйте слишком большого внима­ния началу Вашей трудовой деятельности, гораздо важнее Ваши недав­ние достижения.

Внимательно слушайте, о чем Вас спрашивают. Будьте готовы к вопро­сам, на которые Вам будет трудно ответить. Ваши собеседники, возмож­но, захотят посмотреть, как Вы отвечаете в ситуации прессинга. Не пы­тайтесь ответить сходу, короткая пауза только подчеркнет Вашу вдумчи­вость.

В кейсе, сумочке или кармане держите наготове блокнот и ручку, чтобы сделать необходимые пометки и в конце беседы задать свои во­просы. В конце встречи поблагодарите собеседника и спросите о Ваших дальнейших действиях, подтверждая этим свой искренний интерес к предлагаемой работе.

Во время собеседования избегайте:

- курения, даже если это делает Ваш собеседник;

- длинного рассказа о том, почему Вы ушли с прежнего места работы;

- разговора о личных и домашних делах, если Вас об этом не спраши­вают;

- показа рекомендательных писем, если Вас не просят об этом;

- заводить разговор о зарплате (обычно наниматели держат в уме "вилку" зарплаты и, если Вы спросите об оплате слишком рано, Вам назо­вут более низкую сумму);

- прерывать собеседника;

- забывать и путать имена;

- делать вид, что у Вас есть более выгодное предложение, чтобы под­толкнуть к принятию решения в Вашу пользу.

Во время собеседования помните, что прием на работу - двусторонний процесс. Сделайте все от Вас зависящее, чтобы получить необходимые сведения о Вашей будущей работе и создать впечатление о себе как о де­ловом человеке. Начинайте с вопросов, которые показывают Вашу заинте­ресованность:

- когда можно будет приступить в работе;

- каковы будут обязанности;

- перед кем будете отчитываться по результатам работы;

- имеется ли система повышения квалификации;

- каковы возможности продвижения по службе;

- каков отпуск по продолжительности;

- какова система страхования;

- доступно ли медицинское обслуживание и распространяется ли оно на членов семьи;

- каковы условия оплаты Вашего труда;

- виды премий и порядок их выплаты. (7,88).

После собеседования, возможно, Вам сразу сообщат о принятом реше­нии. Одна­ко если Вам обещали позвонить в определенный день, а этот день насту­пил и прошел, то нет ничего страшного в том, чтобы поинтересоваться, а не забыли ли они о Вас


Наши рекомендации