Собеседование при приеме на работу.
Нравится Вам это или нет, но около 90 % первого впечатления, которое Вы производите, приходится на начальные минуты общения. Частично на то, что Вы сказали, а все остальное - на Вашу манеру поведения и Вашу манеру одеваться. Лучше всего одеть, направляясь на собеседование, темно синий костюм, белую хлопчатобумажную сорочку, соответствующий галстук, черные туфли на шнурках и часы с классическим циферблатом. Женский вариант - темная юбка, белая хлопчатобумажная блузка и изящные (модельные) туфли. Колготки обязательны.
Для мужчин неприемлемы красные носки и шелковые рубашки. Женщинам следует предварительно убедиться в том, что новая юбка не слишком коротка, и не забыть положить в сумочку запасную пару чулок или колготок.
К собеседованию нужно как следует подготовиться. Не полагайтесь на свое обаяние и природную остроту ума. Перечитайте еще раз объявление о вакансии и подумайте, что Вы им можете предложить в соответствии с их требованиями.
Спланируйте свою поездку по времениПриезжайте немного пораньше, чтобы подготовиться к беседе. Если же прибыли слишком рано - подождите на улице) Некоторые руководители расценивают ранний приезд как неумение распоряжаться своим временем. Разговаривая с секретарем, помните, что его могут спросить о впечатлении, произведенном Вами.
Держитесь уверенно, не забывайте о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены приветливо и дружелюбно по отношению к лицам, проводящим собеседование.
Не вторгайтесь в личное пространство собеседника: по западным меркам 4-6 футов, по нашим - полтора-два метра.
Поддерживайте зрительный контакт, но не "пяльтесь".
Не сидите со скрещенными руками - они создают физический барьер и дают посылку собеседнику: "Я Вам не доверяю".
Подстраивайтесь под собеседника: если он скрестил свои ноги, сделайте то же самое. Подражайте его жестам, чтобы создать "эффект зеркала". Этим Вы даете ему знать, что согласны с ним. Но "зеркало" должно у Вас получаться естественно, иначе это может быть расценено как передразнивание.
Неплохо запомнить, что могут означать некоторые жесты Вашего собеседника:
- теребит мочку уха - продолжайте, я Вас внимательно слушаю;
- изучает свой манжет или ремешок от часов - скучает (Вы ему неинтересны);
- сидит, откинувшись назад, - хочет послушать, что Вы ему еще скажете;
- отклоняется назад, сложив руки за головой, - хочет, чтобы Вы убедили его;
- неожиданно потирает подбородок - заинтересован тем, что Вы говорите;
- наклоняется вперед и потирает руки - очень заинтересован тем, что Вы говорите;
- поднимает вверх указательный палец - достойно оценивает сказанное Вами.
Нельзя определенно знать, что у Вас спросят, но, готовясь к собеседованию, можно повысить свои шансы, упражняясь в ответах на некоторые общие вопросы. Начните с наиболее вероятного - с рассказа о себе, о Ваших последних успехах и достижениях.
Организация или фирма может предложить Вам свою форму анкеты.
Прежде чем ее заполнить:
- прочтите ее внимательно;
- снимите ксерокопию бланка, чтобы использовать его как черновик для своих ответов;
- отвечайте на все поставленные вопросы;
- объясните все перерывы в Вашем трудовом стаже;
- избегайте негативной информации о себе;
- снимите копию с заполненной формы, чтобы не забыть того, о чем Вы им сообщили.
Прежде чем указывать в заявлении рекомендующих, позвоните им, чтобы они были готовы отметить Ваши лучшие деловые качества.
Итак, Вы зашли в комнату для собеседования.
Улыбнитесь и спокойно пожмите руку, если собеседник подал ее вам ("Вялое" рукопожатие говорит о вашей неуверенности и безволии. Рукопожатие, сокрушающее суставы, - это рукопожатие хвастуна или же недалекого человека ("сила есть - ума не надо"). В идеале оно должно быть крепким, но сдержанным). Подождите, пока вас пригласят сесть. Если ожидание слишком затянулось, спросите: "Где Вы разрешите сесть?"
Если Вам предлагают чай, кофе или прохладительные напитки, не отказывайтесь. Один-два глотка Вам не помешают, особенно если от волнения у Вас в горле пересохло.
Несколько раз глубоко вдохните, расслабьтесь и будьте естественны. В кресле займите удобное положение, но не горбитесь. Если во время разговора Вы любите жестикулировать, следите, чтобы не переборщить в этом. Установите дружеский зрительный контакт с человеком, задающим вопрос. Не смотрите слишком пристально. Если Вы чувствуете себя неловко, глядя в глаза собеседнику, смотрите в точку на его лбу над переносицей - это срабатывает. Если у Вас больше одного собеседника, адресуйте им часть своего ответа.
Краткость в ответах - важное достоинство претендента. Прежде чем заговорить, сделайте небольшую паузу. Не перескакивайте с одного на другое, напрасно теряя время. Собеседника больше интересует качество, а не количество Ваших ответов. Не уделяйте слишком большого внимания началу Вашей трудовой деятельности, гораздо важнее Ваши недавние достижения.
Внимательно слушайте, о чем Вас спрашивают. Будьте готовы к вопросам, на которые Вам будет трудно ответить. Ваши собеседники, возможно, захотят посмотреть, как Вы отвечаете в ситуации прессинга. Не пытайтесь ответить сходу, короткая пауза только подчеркнет Вашу вдумчивость.
В кейсе, сумочке или кармане держите наготове блокнот и ручку, чтобы сделать необходимые пометки и в конце беседы задать свои вопросы. В конце встречи поблагодарите собеседника и спросите о Ваших дальнейших действиях, подтверждая этим свой искренний интерес к предлагаемой работе.
Во время собеседования избегайте:
- курения, даже если это делает Ваш собеседник;
- длинного рассказа о том, почему Вы ушли с прежнего места работы;
- разговора о личных и домашних делах, если Вас об этом не спрашивают;
- показа рекомендательных писем, если Вас не просят об этом;
- заводить разговор о зарплате (обычно наниматели держат в уме "вилку" зарплаты и, если Вы спросите об оплате слишком рано, Вам назовут более низкую сумму);
- прерывать собеседника;
- забывать и путать имена;
- делать вид, что у Вас есть более выгодное предложение, чтобы подтолкнуть к принятию решения в Вашу пользу.
Во время собеседования помните, что прием на работу - двусторонний процесс. Сделайте все от Вас зависящее, чтобы получить необходимые сведения о Вашей будущей работе и создать впечатление о себе как о деловом человеке. Начинайте с вопросов, которые показывают Вашу заинтересованность:
- когда можно будет приступить в работе;
- каковы будут обязанности;
- перед кем будете отчитываться по результатам работы;
- имеется ли система повышения квалификации;
- каковы возможности продвижения по службе;
- каков отпуск по продолжительности;
- какова система страхования;
- доступно ли медицинское обслуживание и распространяется ли оно на членов семьи;
- каковы условия оплаты Вашего труда;
- виды премий и порядок их выплаты. (7,88).
После собеседования, возможно, Вам сразу сообщат о принятом решении. Однако если Вам обещали позвонить в определенный день, а этот день наступил и прошел, то нет ничего страшного в том, чтобы поинтересоваться, а не забыли ли они о Вас