Международное экологическое право
Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды– составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.
Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.
Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:
1. основные принципы международного права;
2. специфические принципы МЭП.
К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.
Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:
· окружающая среда – общая забота человечества;
· окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;
· свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;
· рациональное использование окружающей среды;
· содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;
· взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;
· предосторожный подход к окружающей среде;
· право на развитие;
· предотвращение вреда;
· предотвращение загрязнения окружающей среды;
· ответственность государств;
· отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.
Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.
Право внешних сношений
— это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.
В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция привилегиях специализированных учреждений ООН 1947г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного сней персонала 1994 г. .Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии снормами международного права регламентируются актами национального законодательства, вчисле которых Конституция РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г., Положение оПосольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. Положение о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденное Указом Президента РФ от 7 сентября 1999 г., и Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации, утвержденное Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г., Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве2005 г., Консульский Устав СССР 1976 г.
Органы внешних сношений
Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.
Все органы внешних сношений подразделяются навнутригосударственныеи зарубежные.Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.
Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство.
К специальным органамвнешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).
Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.
Зарубежные органы подразделяются на постоянные(дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные(делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).