Константин Устинович Черненко
Новый лидер продолжил свою деятельность в русле предыдущего главы правительства. В конце 1984 года была опубликована программа «На уровень требований развитого социализма. Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС», в которой отмечалось отставание СССР от капиталистических стран и давалась установка на совершенствование социализма и подъёма хозяйства страны. За недолгое пребывание на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС он пытался бороться с теневой экономикой, начать политику ускорения и предпринять некоторые реформы. Но и ему не удалось осуществить реформирование СССР. 10 февраля 1985 года Черненко умер от остановки сердца. Его уход стал окончанием эпохи правления старцев, на его место назначили «молодого и энергичного» Горбачева.
Значение и итоги периода застоя. Несмотря на то, что в эти годы страна жила размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по внутриполитическому состоянию СССР в дальнейшем. С падением цен на нефть обнажились все застойные явления. И стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство. Началась неоднозначная «эпоха перестройки».
Время перестройки 1985 – 1991 гг. Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший в 1985 году генеральным секретарём КПСС, был встречен обществом как лидер совершенно новой формации.
После коротких правлений Андропова и Черненко новый лидер вернул обществу ощущение долгосрочной стабильности. Но ненадолго.
Людей подкупала его молодость, выступления без бумажек, выходы в народ и программа реформ, лозунги которой – «перестройка, ускорение, гласность» – на два последующих года превратились в символы обновления страны.
Горбачёв имел свой взгляд на природу кризиса советской системы. По его мнению, причина была не в недостатках социализма, а в недостаточном использовании его возможностей. Это и предопределило цели его реформаторского курса:
- «перестройка», то есть внесение структурных и организационных изменений;
- «гласность», то есть выявление и обнародование всех недостатков, препятствовавших социалистическому развитию;
- «ускорение», т.е. вывод советской экономики на мировой уровень за счёт:
– опоры на живое творчество масс;
– поворота к науке;
– приоритета социальной сферы;
– избавления от искажений социалистической морали.
Замысел реформ был изложен Горбачёвым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года.
В короткий срок был омоложен верхний эшелон руководства: Николай Рыжков стал премьер-министром, Борис Ельцин – секретарём ЦК и позже 1-ым секретарём Московского горкома партии и т. п.
Аппарат не только омолаживался, но и освобождался от наиболее консервативных членов – к 1987 году было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК.
Экономические реформы.
Первый этап экономических реформ (1985 – 87) был направлен на подъём экономики с минимальными затратами за счёт «скрытых резервов».
На этом этапе не затрагивалась сама политическая система, а признавалась только необходимость совершенствования избирательной системы и контроля «снизу».
Демократизация в основном касалась производства: внедрялись самоуправление в трудовых коллективах и принцип выборности руководителей. Многие говорили о неиспользованном потенциале НЭПа, что воплотилось в развитии кооперативов – на практике эта программа затронула не производственную, как планировалось, а посредническую сферу.
Что касается форм собственности, то их касались осторожно, сохранив приоритет государственной собственности.
Концепция экономических реформ, разработанная к лету 1987 года, предполагала вхождение в рыночные отношения, но в отдалённом будущем.
Ближайшей же задачей ставилась перестройка управления экономикой, то есть переход от преимущественно административных к экономическим методам управления: перевод предприятий на хозрасчёт и самофинансирование. За центром же закреплялась функция общего планирования народного хозяйства.
Таким образом, наряду с повсеместным внедрением экономической самостоятельности сохранялось государственное планирование экономики.
Эти идеи вылились в Закон о государственном предприятии 1987 года:
- сохранялся принцип плановой экономики в виде госзаказа;
- разрешались различные формы кооперации, но такие формы как акционерная, коллективная и частная ещё не предусматривались.
Но первые 3 года перестройки в рамках старой политической системы привели к отрицательным результатам:
- несмотря на смену партийных и государственных функционеров верхи продолжали тормозить реформы;
- партийно-хозяйственная элита не собиралась лишаться своих льгот;
- расширялись криминальные сферы в экономике.
Важную роль сыграли скороспелые решения и ничем не подкреплённые меры Горбачёва:
1. Перенос упора со строительства новых на техническое перевооружение действующих предприятий. Импорт был переориентирован с ширпотреба на новейшую технику, но из-за неправильной эксплуатации, отсутствия специалистов, запчастей и сырья необходимого качества эта техника простаивала.
2. В школьной реформе упор делался на всеобщее компьютерное обучение, чтобы быстро создать кадровую базу для научно-технического прогресса. Но отечественная компьютерная техника была настолько отсталой и слабой, что не могла обеспечить этих нужд не только в качественно, но и в количестве.
3. Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» 1985 года. Эта мера, направленная на укрепление дисциплины, напоминала эпоху Н.С. Хрущёва. Антиалкогольная кампания не принесла результата даже в воспитательном плане – народ ответил самогоноварением, токсикоманией и новым витком преступности в этой сфере. Зато «борьба с пьянством» нанесла сокрушительный удар по бюджету, который потерял 37 млрд. рублей от продажи спиртного.
4. «Закон о госприемке» должен был повысить дисциплину и качество на производстве, но привёл лишь к сокращению производства. Промышленность была не способна соответствовать заявленному уровню качества.
В итоге в 1987 году начался новый спад производства, который ознаменовал начало нового экономического кризиса.
В верхах наметился раскол:
- радикально-реформаторское крыло – Горбачёв, Яковлев, Шеварднадзе;
- консервативное крыло – Лигачёв.
-в октябре 1987 года неожиданно с критикой хода «перестройки» выступил Б.Н. Ельцин.
Ельцин критиковал не только консервативизм Лигачёва, но и нерешительность и полумеры самого Горбачёва. ЦК тут же ответил обвинениями в «политическом авантюризме» и попытке раскола партии, что привело к освобождению Ельцина от обязанностей кандидата в члены Политбюро.
Между тем борьба Яковлева и Лигачёва приобретала всё более острые формы, Горбачёв же старался лавировать между ними.
Радикализация реформ. Но теперь к перестроечному процессу подключились массы, у которых за три года прошла эйфория от насаждаемых новшеств. «Реформы сверху» сменялись «революцией снизу». В результате подъёма политической активности народа начался бурный рост неформальных групп, организаций и движений, вскоре оформившихся в партии и направивших страну на путь формирования многопартийности.
Давление движения «снизу» и понимание, что преобразования тормозятся старой политической системой и партийно-бюрократическим аппаратом заставили реформаторское крыло «перестройщиков» перейти к реформированию политической системы. Но политические реформы ещё больше дестабилизировали обстановку, что привело к более глубокому экономическому кризису.
В 1990 году в верхах были разработаны две экономические программы, что ознаменовало переход ко второму этапу экономических реформ:
1) правительственная (Н.И. Рыжков);
2) «500 дней» (Шаталин-Явлинский).
Обе программы склонялись к радикализации реформ и переходу к рыночным отношениям, обе включали признание частной собственности и приватизацию как передачу государственной собственности в собственность трудовым коллективам. Базовые же отрасли – энергетика, топливо, транспорт, ВПК должны были оставаться в руках государства.
Но программа Рыжкова была направлена на постепенность вхождения в рынок, начиная с постепенного отпуска цен.
«500 дней» же планировала максимальное ускорение рыночных отношений, и начинать предлагала не с отпуска цен, а со стабилизации рубля посредством продажи госсобственности, изменений бюджетной и кредитной политики и отказа от финансирования неэффективных производств.
Во время обсуждения проектов Горбачёв вновь занял центристскую позицию, предложив реформаторам разработать объединённую программу.
Такая позиция только усилила критику в адрес главы государства, и в декабре 1990 года на IV съезде народных депутатов уже раздавались призывы об отставке Президента СССР М.С. Горбачёва, который занял этот пост в марте 1990 года вследствие решения III съезда Советов о введении в стране института президентства.