Критерии оценки за контрольную работу
В целях повышения качества выполняемых контрольных работ студенту полезно знать, что, оценивая работу, преподаватели института руководствуются следующими критериями её оценки.
Оценка “отлично” выставляется, если студент:
- представил контрольную работу в установленный срок и оформил её в строгом соответствии с изложенными требованиями;
- аргументировано обосновал актуальность выбранной темы, глубоко и всесторонне раскрыл её, тесно увязав с будущей профессиональной деятельностью, чётко сформулировал выводы;
- использовал широкий круг современной научной и учебной литературы;
- при раскрытии темы проявил высокий уровень творчества, самостоятельности, умения глубоко анализировать проблему и делать обобщающие выводы.
Оценка “хорошо” выставляется, если студент:
- представил контрольную работу в установленный срок и оформил её в соответствии с изложенными требованиями;
- раскрыл тему контрольной работы, показал её актуальность, сделал выводы;
- использовал рекомендованную и дополнительную литературу;
Оценка “удовлетворительно” выставляется, если студент:
- представил работу в установленный срок, при оформлении работы допустил незначительные отклонения от изложенных требований;
- в основном раскрыл тему контрольной работы;
- использовал рекомендованную литературу.
Оценка “неудовлетворительно” выставляется, если не выполнены требования критериев удовлетворительной оценки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.
Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.
Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.
В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.
Важное значение в самостоятельной работе студентов имеет поиск соответствующих источников и получение информации о литературе по изучаемой дисциплине. Такую информацию можно получить из информационных изданий, которые на основе централизованной обработки научных документов, органов научно-технической информации, подготавливают информационные издания в виде реферативных журналов (РЖУ), бюллетеней сигнальной информации (СИ), экспресс-информации, аналитических и реферативных обзоров, печатных библиографических и аннотированных таблиц, графических карточек, средств, используемых на компьютерной технике.
Информация о литературе содержится также во многих книгах и периодических изданиях (в последнем (декабрьском) номере обычно приводится список опубликованных материалов за год). Это так называемая прикнижная (пристатейная) библиография.
Основным источником информации о новой литературе по гуманитарным наукам является система бюллетеней и реферативных журналов ИНИОН. ИНИОН осуществляет текущую (сигнальную) и реферативную информацию об отечественной и зарубежной литературе. В круг его информационно-библиографических изданий входят указатели серий: «Новая литература по общественным наукам» и реферативные журналы «Общественные науки», «Общественные науки за рубежом».
Особо следует сказать об указателе «Новая литература по общественным наукам». В ней отражаются авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, главы из книг, посвященных междисциплинарным вопросам, статьи из сборников, общественно-политических, социологических и производственных журналов, центральных газет. Достаточно полно приводятся статьи из журналов научно-популярного и широкого профиля.
Указатель «Новая иностранная литература по общественным наукам» предназначен для информации о новой иностранной литературе по гуманитарным дисциплинам, поступающей в ИНИОН и ряд крупнейших библиотек страны. В основном в нем отражается документальная, научная и научно-популярная литература по теоретическим вопросам гуманитарных наук, международным проблемам и глобальным философским и социологическим вопросам.
Важное значение в современных условиях приобретает использование информационных технологий и активных методов обучения. Например, при подготовке к занятиям по социологическим дисциплинам целесообразно обращаться к ресурсам глобальной сети Интернет. В этом плане несомненный интерес представляет российская сеть информационного общества (http//www.isn.ru/sociology.shtml), социология в сети (http:/www.machaon.ru/links/socio.html), социология и маркетинг в сети (http// www. Socionet.narod.ru/).
Работа с научными и литературными источниками. Для обеспечения работы с литературой запись сведений о ней — библиографическое описание — удобнее всего делать на стандартных библиотечных карточках или перфокартах. Для каждого отдельного издания или публикации следует заводить отдельную карточку или перфокарту. Это обеспечит место не только для библиографического описания (набора сведений об источнике), но и для аннотации, краткого реферата, для шифра и сведений о библиотеке, в которой хранится данное издание. Можно указать отдельные страницы, представляющие наибольший интерес, а еще лучше дать краткую аннотацию. При наличии компьютерной техники данную информацию и ее систематизацию целесообразно осуществлять в определенных файлах, которые связаны с проблематикой изучаемой проблемы.
Настоятельно рекомендуем начинающим студентам в начале своей профессиональной учебы приступить к составлению своей личной библиографической картотеки (в компьютерной или иной удобной для студента форме). Личная библиографическая картотека представляет собой гибкий рабочий аппарат; она удобнее любых списков.
В процессе работы над темой с помощью электронной или обычной картотеки удобно планировать и организовывать работу по ознакомлению с источниками, установить, какие материалы уже проработаны и какие еще нужно доработать. В зависимости от индивидуальных склонностей обучающегося, особенностей темы и литературы к ней, в картотеке может применяться любое расположение информации (файлов или карточек) (алфавитное, систематическое, хронологическое, по видам изданий и т.д.).
Поиск и отбор необходимой информации — взаимосвязанный процесс. Студент должен овладеть умением, отыскать в изобильной информации необходимые в данный момент сведения, факты, идеи. Это очень непросто и приходит с опытом, но этому следует упорно учиться.
Нужно: во-первых, научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой информации; во-вторых, рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие материалы по конкретной теме; в-третьих, оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.
Всю информацию можно условно подразделить на "первичную" и "вторичную". Причем следует твердо усвоить, что первичной информации в "океане" всевозможной литературы относительно немного — примерно одна четверть, остальное - вторичная.
Первичная информация охватывает публикуемую литературу (официальные издания, социально-политические и научно-популярные издания; научные и учебные издания; материалы научных конференций; монографии; сборники; бюллетени; "ученые записки", "известия и труды" различных учебных и научно-исследовательских учреждений; специальные виды официальных изданий (нормативные, плановые, статистические, производственные и т.д.) и непубликуемые источники (дипломы и диссертации; депонированные рукописи; отчетную научно-техническую документацию; репринты; переводы; архивные документы; первичные данные и документацию различных предприятий).
Вторичная информация — результат аналитико-синтетической и логической переработки первичной информации. Это всевозможные информационные издания (реферативные журналы, реферативные и аналитические обзоры и др.), Интернет, справочная литература (энциклопедии, словари, справочники и др.), каталоги и картотеки, библиографические издания. Многие источники вторичной информации в настоящее время имеют исполнение, пригодное для использования на компьютерной технике.
Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием эффективной самостоятельной работы студента. Знания и навыки в этой области включают:
- представление о системе научно-технической информации в целом и о том, как эта система конкретно представлена там, где работает, учится студент;
- знания о возможных источниках информации;
- умение пользоваться библиографическими и другими справочными материалами (отсюда важность проведения занятий на младших курсах по таким дисциплинам, как "Информатика", "Библиография", "Введение в специальность" и т.п.).
Источник информации — это носитель, содержащий сообщение. Органы научно-технической и справочной информации представлены библиотеками (общими и специальными) и государственной системой научно-технической информации (ГСНТИ).
В библиотеках основными формами обслуживания читателя являются: справочно-библиографическое; межбиблиотечный обмен (МБО); абонемент; фото- и ксерокопирование, микрофильмирование; использование аудио-, видео- и компьютерной техники.
Справочно-библиографическое обслуживание осуществляется специальными библиографическими отделами или бюро, системой каталогов (алфавитных, систематических, предметных, вспомогательных) и картотек (перечней всех материалов, выявленных по определенной тематике).
С точки зрения потока информации, структура любой библиотеки однотипна. Она состоит из двух частей:
1) фонд источников первичной информации (книги, брошюры, журналы и бюллетени, газеты, аудио-, видеоматериалы, стандарты, нормативные документы, неопубликованные материалы);
2) фонд источников вторичной информации (библиотечные каталоги и картотеки, библиографические указатели, рекламные материалы).
Библиотечные каталоги являются связующим звеном между книжным фондом и читателями. С их помощью обеспечивается ознакомление читателей с составом книжного фонда. Посредством библиотечных каталогов их пользователь осуществляет поиск необходимой ему информации.
Остановимся вкратце на разновидностях библиотечных каталогов.
Алфавитный каталог — это информационно-поисковая система (ИПС), информационно-поисковым языком которой является библиографическое описание (см. далее). Каталожные карточки с описанием книг расставляются в алфавите фамилий авторов и заглавий произведений.
Алфавитный принцип (строгий алфавит) расстановки карточек позволяет собрать в одном месте совокупность основных и добавочных описаний, в заголовке которых указана фамилия одного и того же автора, что обеспечивает исчерпывающий ответ на один из самых важных вопросов: какие книги определенного автора имеются в библиотеке?
Алфавитный принцип организации каталога позволяет ответить и на другой важный вопрос: имеется ли в библиотеке конкретная книга, автор и заглавие которой известны, а также выделять отдельные массивы описаний изданий индивидуального и коллективного автора.
Систематический каталог — это информационно-поисковая система, которая учитывает содержание печатной продукции. Информационно-поисковая система при этом основана на соответствующей библиотечной классификации. Для того чтобы пользоваться систематическим каталогом, нужно знать точный индекс интересующей пользователя отрасли знания, так как карточки с библиографическим описанием, учитывая содержание изданий, расставляются в отделе (разделе) соответствующей отрасли знаний.
Структура отделов (разделов) систематического каталога соответствует принятой в данной библиотеке классификации. С наибольшей полнотой отвечает требованиям, предъявляемым к библиотечной классификации, применяемая много лет отечественная библиотечно-библиографическая классификация — ББК.
Для оказания помощи читателям в поиске литературы по систематическому каталогу существует алфавитно-предметный указатель (АПУ) или просто ключ к систематическому каталогу.
Классификация по отраслям знания делает неизбежным рассредоточение различных аспектов одного и того же предмета, явления по разным отделам (разделам) классификационных таблиц.
Переработку информации можно представить в виде двух последовательных этапов: во-первых, первоначального, или ознакомительного, чтения источников; во-вторых, углубленного чтения с проработкой и осуществлением записей различного рода (собственно исследовательского этапа).
Первый этап — это предварительное ознакомление с источниками (книгой, отчетом, статьей и т.д.). Последовательность действий здесь рекомендуется следующая:
1. Точное название источника.
2. Автор, соавторы, коллектив авторов, редакция, перевод.
3. Издательство, выпустившее этот источник, место издания.
4. Время издания, продолжительность подготовки, написания.
5. Аннотация.
6. Оглавление.
7. Предисловие.
8. Справочно-библиографический аппарат (прикнижная библиография, указатели, приложения и т.д.).
Предварительное ознакомление должно дать ответ на вопросы: представляет ли источник интерес и, если да, то чем? Какими методами его можно обработать?
Очень важно уже на этом этапе представить общий ход мыслей автора (авторов) источника: что освещается, каковы основные идеи, теоретические положения, какие аргументы приводятся в обоснование этих идей, положений. Полезно делать отметки — на полях или закладками. Таким образом, отмечаются "бросившиеся в глаза" важнейшие тезисы, понятия, категории, формулы.
Второй этап — углубленное чтение источника с проработкой и записями. Следует здесь особо подчеркнуть, что записи — наиболее эффективный способ усвоения информации. Это связано с тем, что они представляют (если делаются добросовестно и с прилежанием) собственно исследовательский, творческий процесс анализа содержания источника, определение наиболее существенного в информации, содержащейся в источнике, и отбор самого важного для того, чтобы дать эту информацию в сжатом, кратком виде.
Главное, что здесь требуется, это стремиться, скорее, не к механическому запоминанию содержания, а к усвоению, т.е. обеспечению накопления и расширения своих собственных знаний по рассматриваемым проблемам.
Следовательно, основной упор должен быть сделан на том, чтобы разобраться в логической структуре источника, выделить главное, что лежит в основе обоснования его основных положений, установить взаимосвязи между этими положениями.
Особо необходимо сказать о терминологии. Нередко смысл одного и того же понятия имеет неоднозначный характер, трактуется разными авторами по-разному. Внимательному читателю нужно быть достаточно уверенным, что такой-то термин имеет смысл, соответствующий данному контексту. Поэтому все термины и понятия, незнакомые или значение которых не совсем ясно, следует с помощью словарей, справочников, энциклопедий точно определить.
Для этого рекомендуется составлять и непрерывно пополнять свой собственный словарь терминов, понятий, сокращений, аббревиатур. Естественно, что здесь требуется приложить достаточно много труда, проявить терпение и настойчивость. Но именно специальная терминология составляет "азбуку" той профессиональной области знаний, которую изучает студент. И от умения ее освоить, а в дальнейшем — успешно оперировать, во многом зависит общий успех профессионального и творческого роста.
Формы записи многообразны. Важнейшими из них являются: план, тезисы, конспект, реферат и др.
План — важное средство организации самостоятельной работы студента. План наряду с конспектами, тезисами и рефератами представляет собой независимую, самостоятельную форму записи. Каковы преимущества плана?
Во-первых, самая краткая запись. Эта запись выражает в немногих словах смысл объемных текстов. Именно благодаря этому, набрасывая план, его легко переделывать, совершенствуя как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание прочитанного.
Во-вторых, план отражает последовательность изложения и обобщает прочитанный материал. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в таком наглядном виде отразить последовательность его изложения, представить материал сразу и целиком.
В-третьих, план, если он квалифицированно составлен, позволяет достаточно полно раскрыть содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть в дальнейшем развиты в тезисах и конспектах.
В-четвертых, план восстанавливает в памяти содержание источника. План, составленный в процессе чтения, помогает легче уяснить содержание прочитанного, способствует ускоренной его проработке, задает темп более успешному восприятию. В случаях, когда студенту представляется, что содержание иного источника совсем забыто, план легко воспроизводит в памяти когда-то прочитанное, при этом напоминает о самом главном и существенном.
В-пятых, он заменяет все остальные формы записи. При квалифицированном владении материалом можно ограничиться в работе одним планом. Он поможет обобщить знакомый материал, систематизировать его, и необходимость в составлении конспектов, тезисов отпадет сама собой.
В-шестых, план помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно сделать и другие, более подробные и обстоятельные записи — конспекты и тезисы. На основе и с помощью плана они составляются без дополнительных усилий. Причем совершенно не обязательно делать более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов, легко сочетаясь с ними.
В-седьмых, улучшает сделанную запись. Путем составления, например, подробного плана к конспекту или к любым другим видам учебно-исследовательской работы — от подготовленного выступления на семинаре до научной статьи — можно легко и быстро выявить повторения, непоследовательность и другие "шероховатости" в изложении текста, улучшить запись, сделать ее логически четкой и последовательной.
В-восьмых, план ускоряет проработку источников информации. Черновик плана, составляемый попутно с чтением, может ускорить обработку материала. Он помогает также при длительной работе над источником. План, составляемый к крупным произведениям, которые изучают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени вспомнить прочитанное ранее перед возобновлением работы.
В-девятых, организует самоконтроль, концентрирует внимание и стимулирует учебу. С помощью плана учащийся сам может контролировать степень усвоения текста (при самоконтроле более полные, подробные ответы на вопросы плана показывают и более полное усвоение материала).
План помогает сосредоточиться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, поэтому его можно рекомендовать как фактор, стимулирующий внимание и интерес. В этом случае обычно достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться более быстро и качественно.
Процесс попутного с чтением составления плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания. Если же читающий все же отвлекся, можно бегло прочесть пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная до этого связь быстро восстановится.
Каковы же особенности составления плана? План способствует активизации чтения, поэтому в отличие от конспектов и тезисов, которые готовятся, как правило, только после полного ознакомления с материалом, пункты плана можно и должно фиксировать уже во время первоначального чтения. В дальнейшем план может исправляться и уточняться.
Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места следует тем или иным способом отмечать.
Подзаголовок в книге, деление текста на абзацы облегчают формирование плана. Важно не только выделить главные мысли в абзацах или других местах книжного текста, но и отметить то существенное, что связывает ряд частей текста.
Можно при составлении плана, особенно когда он предназначен для подготовки тезисов, не обращать внимание на подзаголовки и абзацы книги. В этом случае следует стараться оценивать высказывания автора по существу и отображать их в плане, причем последовательность пунктов не обязательно должна совпадать с порядком изложения в книге. Поэтому полезно рядом с пунктами плана проставлять нужные номера страниц источника и своих записей.
Планы могут быть простыми и развернутыми. Развернутый план, в отличие от простого, имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые детализируют, разъясняют содержание. Это — своеобразная анкета.
Развернутый план не следует составлять в один прием, без черновиков. Составляя развернутый план, объединяют часть пунктов под одним заголовком или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на части.
Иными словами, возможны два способа работы:
а) составляется подробный простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками;
б) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями.
Однако эти способы подходят для продолжительной работы над фундаментальными источниками, поскольку требуют значительного времени.
В общем случае целесообразно составлять подробный план к тексту книги при первом же ее чтении. Такой план легко превратить в развернутый, объединяя те или иные пункты.
Процесс обработки детального простого плана помогает лучше разобраться в содержании, так как, объединяя, обобщают, а, выбрасывая, выделяют главное, фильтруют его в своем сознании. Пункты плана могут частично или полностью текстуально совпадать с отдельными фразами источника. От этого план хуже не станет.
Чтобы избежать нерационального переписывания, выделяют главные заголовки развернутого плана. Если это сделать нельзя, заголовки вписывают в отдельные графы — слева или справа от текста простого плана. При уплотненной записи заголовки приходится выносить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему с приобретением опыта прорабатывающие литературу, таким образом, стараются вести запись планов с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений полями.
Запись планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого используют один большой или несколько листов бумаги, на которых запись ведут лишь с одной стороны, так что можно сразу увидеть все пункты, складывая листы один под другим. При составлении развернутого плана полезно отдельно выписать его основные пункты.
Планы накапливают и хранят на бумажных носителях в отдельных тетрадях, конвертах, самом источнике (скажем, на полях журнала или на вкладных листах в книге), в каталоге — на карточках или на листах, сложенных соответствующим образом. При работе на компьютере желательно выделять для этого специальную папку или файл с соответствующим названием.
Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное. Это — положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что аргументирует автор, в чем он стремится убедить. Таким образом, главной отличительной чертой тезисов является обязательное наличие доказательства.
Главное - в содержании. Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими. Они должны выявлять суть содержания.
Тезисы, как никакая другая запись, позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. И если план заставляет читающего неотступно следовать за автором книги, то тезисы дают возможность обнаружить узловые места книги, активно разобраться в содержании.
Процесс их составления позволяет продумать, изучить тот или иной вопрос, используя несколько книг и статей. Важно и то, что ни одна другая форма записи не помогает так хорошо составить доклад, выпукло представляя основную точку зрения автора книги или составителя тезисов.
Наконец, тезисы ценны, а зачастую совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. При их использовании акцентируется, заостряется суть вопроса. Тезисы облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям исследуемых авторов. Ведь цель исследователя — выявить суть суждений и сделать нужные выводы.
Тезисы можно рассматривать и как способ выражения собственных размышлений, и как способ изложения содержания какого-либо текстового источника.
Различают три типа тезисов: основные, простые и сложные.
Основные тезисы — принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, которые в своей совокупности иногда носят характер главных выводов. Они могут составить отдельную самостоятельную запись, при необходимости отображающую содержание всего материала под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Основные тезисы составляются, как правило, к крупным законченным разделам или же целиком ко всему произведению.
Простые тезисы выделяются из многих частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем это можно сделать уже при первоначальном ознакомлении. Основные тезисы, наоборот, можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. К каждому основному тезису может быть приложено несколько простых, разъясняющих тезисов. Если тезисы составляются к сложному плану, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные, а подпунктам — простые.
Здесь мы подошли к определению третьего типа тезисов. Запись, включающая эти два вида, называется сложными тезисами. Как в сложном (развернутом) плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными идут простые, раскрывая и поясняя их содержание.
Сложные тезисы в сочетании с планом и другими предварительными записями (выписками из текста), иллюстрирующими, раскрывающими детали, могут составить наиболее полный конспект.
В самих тезисах не приводятся обосновывающие факты, примеры. Но тезисы сами по себе всегда должны быть обоснованы, доказаны. Поэтому полезно в записи отсылать к обоснованиям, доказательствам, остающимся в проработанной книге или статье.
Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при подготовке рецензий и аннотаций, для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда имеет место определенная неоднозначность в выводах.
В противоположность простым тезисам, которые в большинстве случаев могут быть составлены из цитат, основные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно. После предварительного ознакомления текст необходимо прочитать вторично. При этом следует разбить его (с помощью плана или без него — отчеркиванием и подчеркиванием) на ряд логически завершенных частей.
В этих частях определяют, а затем выписывают главные идеи или временно просто отмечают их с помощью вкладных листков или полосок бумаги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут основные тезисы.
Умело, составленные тезисы логически вытекают один из другого. Первый, открывающий записи, или последний, завершающий их (наиболее общие в той или иной мере), определяют содержание остальных тезисов или подытоживают все предыдущие. Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке изложения, а в их взаимосвязи, важной для того, кто составляет тезисы. Чтобы не осложнять при этом поиск, полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к нужному абзацу или отдельным строкам.
Предварительно составленный план оказывает существенную помощь в подготовке тезисов, в частности, при совершенствовании формулировок. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокращают, исключая второстепенные пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т.д.
В то же время не следует думать, что план остается лишь вспомогательным орудием. Это весьма важный инструмент в дальнейшей работе над тезисами и с помощью тезисов. Его можно использовать для раскрытия тезисов при подготовке к выступлениям, докладам и экзаменам в ходе повторения пройденного материала. Вспомогательные пункты плана, которые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь помогут проиллюстрировать, обосновать содержание. Все это окажется важным и тогда, когда на основе тезисов и плана потребуется составить конспект.
Некоторым студентам необходимо заучивать, чтобы запомнить, материал, другие схватывают суть и запоминают моментально, так как обладают тренированным мозгом и хорошим фундаментом, например, знанием предмета. Поэтому такая форма записи, как тезисы, может тренированными и более подготовленными студентами использоваться с большим успехом, чем пространные и требующие большого и продолжительного труда конспекты, тем более, когда на это занятие не хватает времени.
Тезисы, составленные вчерне, нелишне тщательно сверить с содержанием источника и после этого переписать начисто. Тут поможет подробный план, связанный с текстом источника ссылочными страницами.
В окончательном виде тезисы следует пронумеровать по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений. Все это, как правило, ведет к коренной переработке записей, к их совершенствованию, иными словами, к улучшению восприятия материала, его более глубокому изучению, анализу и к проверке усвоения пройденного.
Оформление итогов изучения (исследования) может быть осуществлено с помощью уже перечисленных видов записи (например, тезисы), но здесь мы хотим акцентировать внимание на том, что студенту, в конечном счете, следует стремиться к более высокому уровню выражения определенных итогов изучения тех или иных разделов, периодов, тем, включаемых в учебный процесс.
Это может быть статья в научном сборнике или специальном периодическом издании, доклад на научной конференции. В учебном плане предусмотрено выполнение курсовых, выпускных, дипломных работ. Для каждого из этих видов работ кафедры факультета социального управления выпускают соответствующие методические материалы в помощь студентам. В нашем же контексте ограничимся некоторыми методическими рекомендациями по их оформлению.
Цитаты и изложение принципиальных положений других авторов должны включаться в работу со ссылкой на источник.
Большое значение имеет насыщенность текста работы схемами, графиками, диаграммами. Их применение является незаменимым средством формализации характеристик объекта исследования. Они способствуют не только повышению наглядности и убедительности материала, но и более глубокому раскрытию сущности явлений, повышают культуру изложения, позволяют в доступной форме отразить знания в изучаемых вопросах.
При выполнении графического материала обязательными требованиями являются аккуратность и четкость в выборе средств и цветов. Современное программное обеспечение компьютерной техники вполне позволяет это сделать. Для каждой группы графического материала применяется отдельная самостоятельная нумерация (диаграммы, графики, схемы).
Под иллюстрацией (графиком, диаграммой, схемой) необходимо раскрыть содержание принятых условных обозначений. Приложения в работе, как правило, состоят из таблиц, но могут включать текстовой материал, учетные формы, схемы большого формата и т.п. Каждое отдельное приложение должно иметь заглавие, раскрывающее его содержание.
Библиография включает в себя перечень литературных и других источников, использованных при подготовке работы. Материал, включаемый в библиографию, размещается в ней в соответствии с определенными правилами. Каждый источник нужно указать строго в соответствии с его наименованием.
Монографии, брошюры должны показываться со всеми элементами титульного листа: фамилия, инициалы автора, название, город, издательство и год издания. Для работ из собраний сочинений, сборников, журналов и газетных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи (работы), а затем наименование источника со всеми элементами титульного листа, как указано выше, после чего указать номер страницы начала статьи (работы).
Использованные в работе источники располагаются по разделам в следующем порядке:
· фундаментальные работы по теме изучения (исследования);
· законодательные акты и решения правительственных органов (в хронологическом порядке);
· статистические материалы и нормативные документы (в хронологическом порядке);
· литературные источники (в алфавитном порядке).
Список использованной литературы является составной частью практически всякого исследования и отражает степень изученности данной проблемы. В списке литературы можно показать всю использованную при работе над темой литературу, только основную или только цитируемую.
В заключение следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению своей профессии очевидно. Постоянный поиск форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — начинающему, и имеющему определенный опыт. Характер социально-экономических перемен, происходящих в современном мире, настоятельно призывает к этому. Надеемся, что поднятые в данном методическом пособии вопросы определенным образом помогут студентам в успешном овладении гуманитарными знаниями, экономическим мышлением и послужат необходимым импульсом для дальнейшего профессионального роста.
6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится на всех видах учебных занятий в форме устного опроса, а также по итогам выполнения студентами индивидуальных заданий в ходе подготовки и проведения семинарских занятий.
Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по ключевым темам. Проводится в форме тестирования по темам 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей дисциплины. Проводится в форме зачета с 1 по 6 тему. В форме экзамена промежуточная аттестация проводится с 1 по 12 тему.
6.1. Методика подготовки и сдачи экзамена
Экзамен – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель экзамена сводится к тому, чтобы завершить курс изучения данной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым экзамен содействуют решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.
Основными функциями экзамена являются:
· обучающая;
· оценивающая;
· воспитательная.
Обучающее значение экзамена проявляется, прежде всего, в том, что в ходе экзаменац<