Кафедра cвязи с общественностью

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра cвязи с общественностью

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Для специальности 030602 «Связи с общественностью»

рок обучения: 1

Санкт-Петербург

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой «Связи с общественностью».

Протокол от 23 октября 2007 г. № 3.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией

факультета социального управления.

Протокол от 15 ноября 2007 г. № 3.

Тепляков О.В.

Современные международные отношения. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007.– 84 c.

Учебно-методический комплекс подготовлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности «Связи с общественностью». Он включает основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским и практическим занятиям, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………..4

2. Общие методические рекомендации по изучению

дисциплины……………………………………………………….20

3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям………………………………………………………………33

4. Методические рекомендации по выполнению

контрольных работ……………………………………………………41

5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы………………………………………………………………….46

6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов

дисциплине, содержание контролирующих материалов……………63

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и задачи курса «Современные международные отношения»

Структура курса. Ключевые теоретические понятия. Международные отношения как объект исследования. Международные отношения и международная политика. Внешняя и мировая политика. Предмет и методы изучения международных отношений. Содержание закономерностей. Парадигмы теории международных отношений.

Информационное измерение международных отношений. Роль информации в системе межгосударственных отношений, общественных и мирохозяйственных связей. Использование возможностей курса в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью.

Тема 7. Структура и система международных отношений

Типология международных отношений (политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные). Приоритет международных политических отношений. Особенности среды международных отношений.

Теоретические модели международных систем: система «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система, «система вето», их различные модификации и реализация в мировой политической практике.

Тема 8. Терроризм в современном мире

Новые масштабы и качественные характеристики современного терроризма. Глобальный характер и катастрофогенный потенциал террористической угрозы. Терроризм и военные конфликты. Вероятность использования средств массового поражения. Подъем терроризма на территории государств бывшего СССР. Этнические конфликты и терроризм на национальных окраинах России. Международные террористические организации и угроза терроризма в России и странах СНГ. Перспективы развития терроризма. Раскрываются общепринятое понимания режимные теории и многоцелевые исследование понятия и сущности терроризма. Исследование общих факторов, построение объяснений и моделей «всемирного зла 21 века».

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная литература

1. Дугин А.Г.Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.

2. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

3. Современные международные отношения. Учебник для вузов / Д.В. Алгульян. Е.П. Бажанов, В.Г. Барановскийи др, Ред А.В. Торкунов, 2000.

4. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие.- М.:Гардарики, 2004.

6. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Хрестоматия.- М.:Гардарики, 2002.

7. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

6.2. Дополнительная литература

1. Антонова Е.В., Кусков А.С., Макарцева Л.В. Изучение экономической и политической карты мира: Учеб.-справ. пособие для студентов, обучающихся по геогр. спец. и направлениям. - Саратов.: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2002.

2. Геополитика / Авторы-сост. В. Баришполец, Д . Баришполец, В. Манилов; Под общ. Ред. В. Манилов; - М. : ТЕРРА – Книжный клуб, 2002.

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб.: Питер, 2005.

4. Кортунов С.В. Имперские амбиции и национальные интересы. Новое измерение внешней политики России. М., 1998.

5. Тепляков О.В., Ляшко А.В. Религиозный фактор в деятельности террористических организаций. Монография. – Спб.: СПб ИПКР ФСИН России, 2006.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении курса важно акцентировать внимание на ключевых вопросах представленных тем, которые раскрывают основное содержание дисциплины и соответствуют дидактическим целям и задачам.

Науке 50-60 годов 20 века

Рассматривая состав и особенности функционирования всего спектра участников международных отношений, следует уяснить, что основными из них (акторами) объективно являются суверенные государства, межгосударственные объединения и международные организации. Причем, важнейшим признаком государства как участника международных отношений, является государственный суверенитет. Особая значимость суверенитета заключается в том, что социальный субъект, обладающий им, не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. Субъектами международных отношений в рамках определенного государственного устройства выступают также нации, народности и этнические группы.

Важным для понимания специфики участия в решении международных проблем различных межгосударственных объединений является то условие, что их участники не теряют своей самостоятельной роли в системе международных отношений. В связи с этим для координации внешнеполитического поведения их участников могут возникать специальные механизмы, функции которых могут состоять как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешнеполитической идеологии, политики и стратегии на международной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций (примеры – НАТО, Организация Варшавского договора, Европейское сообщество, Содружество Независимых Государств).

Особое место среди участников международных отношений занимают международные организации. Во второй половине ХХ столетия они стали наряду с государствами и их объединениями важнейшими акторами системы международного взаимодействия. Слушатели должны в процессе их изучения уяснить основные признаки, отличающие международные организации (мировые и региональные, правительственные и неправительственные) от межгосударственных объединений. Международные организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным законам, формируемым, между тем, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В процессе изучения этого фрагмента темы слушатели должны получить представление об истории создания, структуре и основных направлениях деятельности наиболее известных международных организаций и их структур в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, ЕС, МВФ, Совета Европы, МБРР, творческих союзов, ассоциаций и др., для того, чтобы определить их информационные возможности для использования в работе по связям с общественностью.

Тема № 5. Основные проблемы формирования

системы международных отношений в политической

науке 70-80 годов 20 века

Обучающиеся должны изучить предмет, структуру и базовые категории политической глобалистики; выделить политические аспекты глобальных проблем современности и политические пути их решения в рамках системы современных международных отношений.

К основным понятиям данной темы относятся следующие: глобальные проблемы современности (войны и мира, охраны окружающей среды, экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, мирного освоения Космоса и Мирового океана, ликвидации опасных болезней, сохранения культурного наследия и многообразия человечества, межнациональных отношений); политическая глобалистика (научное направление, изучающее глобальные проблемы современности под политологическим углом зрения); пределы развития человечества (внутренние и внешние ограничения развития мирового сообщества); политическая экология (наука, объектом изучения которой выступают политические методы и способы разрешения планетарного противоречия между обществом и окружающей средой); экологическая безопасность (одна из составляющих национальной и международной безопасности); политическая стратегия решения глобальных проблем (система политических средств и методов их решения); международный политический порядок (определенная структура, строй международных политических отношений, оформленный или неоформленный в системе соответствующих принципов и норм международного права, международных договоров и соглашений); «цивилизационный сдвиг» (переход к цивилизации нового типа, качественно отличающейся от современной).

Особое внимание при изучении данной проблематики следует уделить причинам возникновения глобальных проблем, анализу возможных последствий их воздействия на мировую цивилизацию (теория катастроф), а главное – путей и способов нейтрализации и устранения возникающих угроз (проблема глобального управления, концепция устойчивого развития). Для этого нужно ознакомиться со взглядами таких ученых как С.Хантингтон, Дж. Рэндерс, Д.Медоуз, Э.Ласло, В.Вернадский, О. Тоффлер, А. Печчен, А. Вебер, Н. Моисеев, В. Арнольд, Ю. Косов, Л. Урсул и др.

Слушатели в процессе изучения данной темы также должны экстраполировать ее проблематику на возможные аспекты своей информационной работы в процессе осуществления коммуникационных акций и программ.

Окончания «холодной войны»

В рамках данной темы обучающиеся, прежде всего, должны ознакомиться с основными теоретическими подходами к анализу происхождения, сущности, содержания, структуры и этапов (фаз) развития международных конфликтов, проблема которых является центральной в теории международных отношений. При этом необходимо исходить из того, что международный конфликт – это непосредственное или косвенное столкновение интересов двух или нескольких сторон (государств, групп государств, народов, политических движений) на основе имеющихся между ними противоречий объективного или субъективного характера. Причем, по своему происхождению, эти противоречия и порожденные ими проблемы в отношениях, в частности между государствами, могут быть территориальными, национальными, религиозными, экономическими, военно-стратегическими, научно-техническими и т.д. Но в целом, конфликт, что представляется особенно важным, всегда принимает политическую форму, так как эти противоречия осознаются и разрешаются государствами в соответствии с присущей им внутренней, внешней и военной политикой через определенный механизм ее формирования и осуществления. Важное значение в этом процессе имеют личностные характеристики и качества ведущих политических лидеров конфликтующих сторон.

Конфликты делятся на симметричные (примерно равная сила вовлеченных сторон) и асимметричные (резкое различие потенциала участников). Также выделяются такие их виды как конфликты в формах «сражения», «игры», «дебатов» (А.Раппопорт). Слушатели должны уметь разбираться в особенностях каждой из этих разновидностей для квалификации реальных конфликтов в сфере международных отношений, а также выделять участвующих в них субъектов (государства, межгосударственные объединения, международные организации, организационно - оформленные или ситуационно сформировавшиеся общественно-политические силы внутри той ими страны, либо на международной арене.

Всю проблематику изучения международных конфликтов следует анализировать через призму решения вопросов обеспечения международной безопасности, причем во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества и при учете интересов конкретных стран и народов. Поэтому необходимо также хорошо разобраться в таких важных понятиях, как «баланс сил» в мировой политике и детерминанты внешней политики государств.

Теория и практика международных конфликтов также является благодатной почвой для их информационного использования специалистами PR – технологий в своей практической работе по достижению конкретных коммуникационных целей и результатов.

Тема № 7. Структура и система международных отношений

Изучая взаимосвязь современных международных отношений с геополитикой, слушатели должны исходить из того, что геополитика – это наука, изучающая особенности протекания политических процессов в больших социальных системах через призму влияния на них географической среды. Исповедуемая определенными политическими силами, она зачастую выступает в форме идеологической основы их деятельности в сфере внешней политики и международных отношений.

Вычленяя категориальный аппарат геополитики, необходимо, прежде всего, сосредоточить внимание на изучении таких основных понятий как геостратегический регион, геополитический регион, блок государств, геополитические союзники, сверхдержава, центры силы, геополитические линии, геополитические поля, геополитическое соперничество, геополитическое пространство, геополитические модели современного мира, геополитическая картина мира.

Особое внимание в рамках данной темы необходимо обратить на изучение тех геополитических факторов, которые оказывают серьезное влияние на сферу международных отношений и являются основами геополитических парадигм мирового развития.

Таковыми выступают: собственно географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государств, их границы, социальная структура, наличие основных свобод и т.д.); экономические (мощь и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы, мобилизационные мощности и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства и подготовки военных кадров); экологические (состояние окружающей среды); демографические (состав и плотность населения, темпы его прироста); культурные (национальные, конфессиональные, трудовые традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.).

Для более глубокого понимания проблем взаимосвязи геополитики и системы международных отношений, необходимо ознакомиться с особенностями развития геополитической мысли в процессе исторического развития человеческого общества (Аристотель, Ж. Боден, Ш. Монтескье, К. Риттер, Ф.Ратцель, Р.Челлен, К. Хаусхофер). При этом особое внимание нужно уделить изучению классических геополитических школ атлантизма (неоатлантизма), мондиализма, (Х.Маккиндер, А.Мэхэн, Н.Спайкмен), континентального направления в геополитике (Ж.Готтман, А.Грабовский, Ф.Фрид), основных направлений современной англо-американской геополитики (З.Бжезинский, Э.Рубинстайн, С.Хантингтон) с их концепциями консервативной и полицентрической геополитики.

Для понимания места и роли России в геополитической картине мира необходимо ознакомиться с достижениями отечественной геополитической мысли (Л.И.Мечников, В.П. Семенов –Тян-Шанский, А.И.Воейков, В.И. Ламанский, И.Л.Солоневич, Л.Н. Гумилев, Н.С.Трубецкой, И.А.Ильин, П.Н.Савицкий, Г.В. Вернадский, Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсаев, К.Н. Леонтьев, Н.В. Устрялов, Д.М.Гвишиани, К.В.Плешаков, Э.А.Поздняков, К.С. Гаджиев, В.С.Пирумов, В.А.Колосов, А.С.Панарин, А.Г.Дугин, Ю.В.Тихонравов, Т.В.Андрианова и др.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Выбор семинарских занятий и количество часов преподаватель осуществляет самостоятельно в соответствии с количеством часов, отведенных на данную форму занятий по учебному плану (44 часа), а также с учетом актуальных вопросов по изучаемой дисциплине.

Семинар №1.

Тема:Сущность и содержание международно-политической науки.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися системы экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных, культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. С учетом взаимоотношения между народами, государствами, межправительственными и неправительственными организациями носят политический характер.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие и критерии международных отношений.

2. Взаимосвязь внутренней, внешней и мировой политики.

3. Предмет и методы теории международных отношений.

Литература для обязательного обучения:

1. Дугин А.Г.Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Семинар №2.

Тема:Развитие теории и практики международных отношений на различных этапах мирового развития (Древний мир- Новое время).

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися основных теоретических концепций международных отношений в европейской политической мысли эпохи Возрождения и Нового времени.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Внешнеполитические воззрения древних и средневековых мыслителей.

2. Международные отношения эпохи Возрождения и Нового времени.

3. Формирование государственно-центристской политической системы мира.

Литература для обязательного обучения:

1. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Семинар №3.

Тема:Международные отношения конца 19-середины 20 веков.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися становления типологии международных отношений конца 19-середины 20 веков.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Важнейшие события международной жизни первой половины 20 столетия.

2. Основные направления исследований международных отношений в Европе и Северной Америке.

3. Особая роль России (СССР) в системе международных отношений этого периода.

Литература для обязательного обучения:

1. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

2. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

Семинар №4.

Тема:Международные отношения в политической науке 50-60 годов 20 века»

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися процесса становления во второй половине ХХ столетия международных организаций. Истории их создания, структуре и основных направлениях деятельности наиболее известных международных организаций и их структур в рамках ООН, МВФ, и др.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Важнейшие события международной жизни первой половины 20 столетия.

2. Основные направления исследований международных отношений в Европе и Северной Америке.

3. Особая роль России (СССР) в системе международных отношений этого периода.

Литература для обязательного обучения:

1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Семинар №5.

Тема:Развитее теории международных отношений в политической науке 70-80 годов 20 века.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися концепций: неолиберализма международных отношений, транснационализма. Процесса создания новой модели мировой политики как механизма демократической самоорганизации качественно обновленного международного сообщества.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Неолиберальные концепции международных отношений.

2. Неореализм как самостоятельное направление исследований международных отношений

3. Постмодернизм – отражение поиска новых теоретических альтернатив мирового развития.

Литература для обязательного обучения:

1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Семинар №6.

Тема:Проблемы исследования международных отношений на рубеже II-го и III-го тысячелетия.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися происходящих процессов в мировой политике и системе международных отношений в 90 годы 20 века.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1.Радикальные изменения в мировой политике и системе международных отношений в 90-е годы.

2. Концепция «становления цивилизации» С. Хантингтона и ее отражения в практике мирового развития.

3. Концепция «мир - системы» И. Валлерстайна как отражение неомарксиского подхода и развития международных отношений.

Литература для обязательного обучения:

1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Семинар №7.

Тема:Терроризм в современном мире.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися сущности, содержания и особенностей современного международного терроризма и его влияния на систему международных отношений.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие и сущность терроризма

2. Истоки появления терроризма.

3. Типы терроризма.

4. Растущая угроза терроризма в России и СНГ.

Литература для обязательного обучения:

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

2. Тепляков О.В., Ляшко А.В. Религиозный фактор в деятельности террористических организаций. Монография. – Спб.: СПб ИПКР ФСИН России.. 2006.

Семинар №8.

Тема:Глобализация международных отношений.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися основных вопросов глобализации и интернационализации международной жизни.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Понятия глобализации и закономерность ее проявления в мировом развитии конца XX – начала XXI веков;

2. Предмет и метод политической глобалистики;

3. Цивилизация парадигма в современной глобалистике;

4. Возможные последствия глобализации системы международных отношений.

Литература для обязательного обучения:

1. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.

  1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

3. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Семинар №9.

Тема:Соотношение феноменов международные конфликты и международная безопасность в мировом политическом процессе.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися теоретических подходов к анализу международных конфликтов и системы международной безопасности

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие, типы, основные фазы и функции международных конфликтов.

2. Традиционные методы и институциональные процедуры урегулирования конфликтов.

3. Система международной безопасности как основа нейтрализации возможных конфликтов.

Литература для обязательного обучения:

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. №1. ст 43.

Семинар №10.

Тема: Международные отношения и геополитика.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися сущности, критериев и функции геополитики как науки.

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Становление геополитики как наука и идеологии.

2. Основные геополитические школы и концепции мировой политической науки.

3. Характеристика важнейших геополитических регионов (геополитическое пространство).

4. Место и роль России в современной геополитической картине мира.

Литература для обязательного обучения:

1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. №1. ст.43

Семинар №11.

Тема: Россия в структуре современных международных отношений и системе.

Цель проведения семинара: усвоение обучающимися внешнеполитического потенциала и национально-государственных интересов современной России в системе международных отношений

Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.

Время проведения семинара: 4 часа

Учебные вопросы:

1. Внешнеполитический потенциал и национально- государственные интересы современной России.

2. Особенности современной концепции внешней политики Российской федерации и основные направления ее внешнеполитической стратегии.

3. Применение полученных знаний по курсу «Современные международные отношения» для информационного обеспечения разнообразных моментов участия российских субъектов международных отношений в основных сферах жизнедеятельности мирового сообщества.

4. Порядок планирования, подготовки и проведения РR кампаний и конкретных коммуникационных акций (мероприятий) для обеспечения международных связей представляемой организации.

Литература для обязательного обучения:

1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.

2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение контрольной работы является важной формой учебной деятельности студента-заочника и обеспечивает достижение следующих целей:

- углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;

- формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;

- контроль за качеством усвоения учащимися учебной программы.

Требования к структуре и содержанию работы

Практика организации заочной формы обучения в институте показывает, что контрольная работа должна иметь следующую структуру:

- введение;

-основную часть, состоящую из 2-3 вопросов (параграфов.

разделов);

- заключение;

- список использованной литературы.

Во введении студенту рекомендуется обосновать выбор темы контрольной работы, раскрыв её научно-теоретическое и прикладное значение, четко изложить цели и задачи работы.

В основной части, опираясь на глубокое изучение литературных источников, опыт собственной профессиональной деятельности, анализ фактологического материала и различных точек зрения на исследуемую проблему, студенту необходимо изложить собственные взгляды на ее содержание. При этом особое внимание следует уделять изложению профессионально-прикладных аспектов раскрываемой проблемы.

В заключении должны быть сформулированы выводы, логично вытекающие из основной части контрольной работы, а также тезисно показано значение рассмотренной проблемы для будущей профессиональной деятельности студента.

Контрольная работа должна отличаться обоснованностью, доказательностью и аргументированностью. Поэтому полезно обеспечивать её необходимыми схемами, таблицами, графиками и другими поясняющими аналитическими материалами. Излагать содержание контрольной работы рекомендуется ясным, точным, доходчивым научным языком. Общий объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц.

Требования к оформлению работы

Контрольная работа может быть аккуратно написана или отпечатана. Если контрольная работа представляется в печатном варианте, то она должна быть исполнена на листах формата А-4, шрифтом-14, с интервалом-1,5. При этом поля должны составлять: левое-30мм, правое-10мм, верхнее и нижнее-20мм., а плотность текста - около 30 строк и 60 символов в строке с учетом пробелов.

Контрольная работа должна иметь:

- титульный лист, на котором указывается название учебного заведения, в котором обучается студент; кафедра и учебная дисциплина, по которой написана работа; название темы контрольной работы; фамилия, инициалы и номер учебной группы автора; год написания контрольной работы;

- оглавление (содержание), где с указанием страниц излагается план контрольной работы (введение, название вопросов, заключение, список использованной литературы, приложения, если таковые имеются);

- список использованной литературы, где в алфавитном порядке указывается сначала основная, а затем дополнительная литература, которой пользовался автор при написании контрольной работы.

Введение, вопросы, заключение, список использованной литературы, приложения должны при оформлении работы начинаться с новой страницы.

Цифровой, фактический материал, а также цитаты из использованных источников, взятые автором в кавычки, должны иметь ссылку на источник, из которого они взяты. Ссылки оформляются в виде подстрочных сносок на данном листе или сводятся в примечания" в конце текста контрольной работы перед списком литературы.

Невыполнение студентом требований к оформлению контрольной работы влечёт за собой снижение оценки. При значительных отклонениях от изложенных требований контрольная работа может быть не принята к исполнению.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по данной дисциплине, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.

Самостоятельная работа должна отвечать определенным требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.

Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.

В-третьих, сознательная активность. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.

Важное значение в самостоятельной работе студентов имеет поиск соответствующих источников и получение информации о литературе по изучаемой дисциплине. Такую информацию можно получить из информационных изданий, которые на основе централизованной обработки научных документов, органов научно-технической информации, подготавливают информационные издания в виде реферативных журналов (РЖУ), бюллетеней сигнальной информации (СИ), экспресс-информации, аналитических и реферативных обзоров, печатных библиографических и аннотированных таблиц, графических карточек, средств, используемых на компьютерной технике.

Информация о литературе содержится также во многих книгах и периодических изданиях (в последнем (декабрьском) номере обычно приводится список опубликованных материалов за год). Это так называемая прикнижная (пристатейная) библиография.

Основным источником информации о новой литературе по гуманитарным наукам является система бюллетеней и реферативных журналов ИНИОН. ИНИОН осуществляет текущую (сигнальную) и реферативную информацию об отечественной и зарубежной литературе. В круг его информационно-библиографических изданий входят указатели серий: «Новая литература по общественным наукам» и реферативные журналы «Общественные науки», «Общественные науки за рубежом».

Особо следует сказать об указателе «Новая литература по общественным наукам». В ней отражаются авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, главы из книг, посвященных междисциплинарным вопросам, статьи из сборников, общественно-политических, социологических и производственных журналов, центральных газет. Достаточно полно приводятся статьи из журналов научно-популярного и широкого профиля.

Указатель «Новая иностранная литература по общественным наукам» предназначен для информации о новой иностранной литературе по гуманитарным дисциплинам, поступающей в ИНИОН и ряд крупнейших библиотек страны. В основном в нем отражается документальная, научная и научно-популярная литература по теоретическим вопросам гуманитарных наук, международным проблемам и глобальным философским и социологическим вопросам.

Важное значение в современных условиях приобретает использование информационных технологий и активных методов обучения. Например, при подготовке к занятиям по социологическим дисциплинам целесообразно обращаться к ресурсам глобальной сети Интернет. В этом плане несомненный интерес представляет российская сеть информационного общества (http//www.isn.ru/sociology.shtml), социология в сети (http:/www.machaon.ru/links/socio.html), социология и маркетинг в сети (http// www. Socionet.narod.ru/).

Работа с научными и литературными источниками. Для обеспечения работы с литературой запись сведений о ней — библиографическое описание — удобнее

Наши рекомендации