Кафедра связей с общественностью и рекламы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Институт гуманитарных наук

Кафедра связей с общественностью и рекламы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Направление42.03.01«Реклама и связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучениядневная, заочная

Сыктывкар 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Курсовая работа: понятие, структура………………………………
2. Этапы выполнения курсовой работы………………………………
2.1 Выбор темы…………………………………………………………..
2.2 Общее ознакомление с темой……………………………………….
2.3 Систематическое изучение литературы……………………………
2.4 Написание работы……………………………………………………
2.4.1 Написание введения………………………………………………
2.4.2 Написание основной части………………………………………
2.4.3 Написание заключения………………………………………….
3. Требования к оформлению курсовой работы …………………….
3.1 Общие требования……………………………………………………
3.2. Титульный лист……………………………………………………...
3.3 Оформление структурных элементов………………………………
3.4 Содержание…………………………………………………………...
3.5 Список сокращений и обозначений…………………………………
3.6 Список источников и литературы…………………………………..
3.7 Приложения…………………………………………………………..
3.8 Оформление таблиц………………………………………………….
3.9 Оформление иллюстративного материала…………………………
3.10 Оформление библиографических ссылок………………………..
4. Защита курсовой работы……………………………………………
5. Рекомендуемая литература………………………………………….
Приложение А. Примерные темы для написания учебных курсовых работ………………………………………………………………………...  
Приложение Б. Образец оформления титульного листа……………….
Приложение В. Образец оформления содержания……………………
Приложение Г. Образец оформления списка источников и литературы

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Работа над курсовой работой подразделяется на 4 главных этапа:

  • Выбор темы
  • Общее ознакомление с темой
  • Систематическое изучение источников и литературы
  • Написание работы


Выбор темы

Тема избирается студентом самостоятельно из предлагаемой кафедрой тематики. Студент может предложить свою инициативную тему. В первом, как и в последнем случае, целесообразно брать достаточно узкие и как можно более конкретные темы, поскольку только узкая тематика может быть проработана достаточно глубоко и детально. Кроме того, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема. Формулировка темы должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема».

В течение года с научным руководителем следует согласовывать все вопросы, связанные с подготовкой курсовой работы.

Общее ознакомление с темой

На этом этапе студент должен:

а) по вузовскому учебнику (учебникам) той дисциплины, в рамках которой находится исследуемая тема, прочитать главу, посвященную соответствующему тематическому разделу (см. раздел «Рекомендуемая литература»).

б) ознакомиться со специальной литературой и специализированными интернет- ресурсами по дисциплине. Необходимо начать изучения тех работ и интернет-ресурсов, которые указаны в разделе «Рекомендуемая литература». В свою очередь, научные работы и специализированные интернет-сайты по той или иной тематике послужат «проводниками» в деле определения минимально необходимого круга работ по избранной теме.

в) по итогам работы составить картотеку необходимых для написания курсовой работы изданий. Для этого можно воспользоваться библиографическими списками, приложенными к вузовским учебникам; трудами, указанными в учебно-методических комплексах по исследуемой дисциплине; ссылками, приведенными в специализированных интернет-ресурсах. Картотеку можно оформить в любом удобном для вас виде: в файле MS Word, в документе Google и т.п. Главное, сразу оформляйте библиографическое описание по всем правилам (см. 3. Требования к оформлению курсовой работы). Так вам будет проще при оформления сносок в процессе написания курсовой работы.

Только после такой предварительной работы можно перейти к составлению письменного плана будущей работы. Такой план организует мысли, заставляет думать о логике исследования, позволяет учитывать структуру и содержание будущей работы. Очевидна и чисто практическая необходимость плана: его пункты будут вопросами, на которые студент должен будет искать ответы при дальнейшем систематическом изучении источников и литературы.

Написание работы

Сколь бы ни было велико значение предшествующих этапов работы, решающим все же является последний – написание самой работы. Студенческая курсовая работа составляет в среднем 25–35 страниц машинописного текста, и это должно служить основанием для расчета необходимого времени написания с тем, чтобы руководитель смог проверить сочинение и указать на имеющиеся недочеты. Крайний срок сдачи работы – летняя сессия. Систематичность написания предполагает обязательную работу по графику, который должен составить каждый из студентов.

Следует помнить, что работа полностью оформлена лишь тогда, когда она имеет титульный лист, оглавление, когда все разделы снабжены надлежащими заголовками, когда помимо основной части имеются введение и заключение, когда к работе приложен список источников и литературы и когда все листы пронумерованы. Наибольшее затруднение у студентов вызывает написание введения, причем главной ошибкой является непонимание необходимости всех требуемых структурных элементов введения, поэтому остановимся на этом подробнее.

Написание введения

Введение является необходимым структурным элементом курсового сочинения. Введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Введение включает в себя ряд обязательных составных частей. Следует придерживаться следующего порядка следования этих частей:

а) Актуальность темы, т.е. обоснование ее значимости;

б) Объект и предмет исследования.

в) Обзор литературы по исследуемому вопросу;

г) Анализ источников с точки зрения внешней и внутренней критики;

д) Формулирование целей и задач работы;

е) Методологическая основа работы;

ж) Обоснование структуры работы.

а) Актуальность темы - обязательное требование к любой научной работе. Актуальность темы - это необходимость исследования, которая может быть вызвана решением жизненно важных задач, построением концепции для решения какой-либо проблемы, исследованием конкретного направления в определенный период времени. То, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Для обоснования актуальности темы необходимо сжато охарактеризовать, какие задачи стоят перед наукой и практикой в аспекте избранного автором работы направления. Разные темы могут быть актуальны в разные периоды времени; научные исследования определяются самой жизнью. Однако есть и «вечные» темы, к которым не угасает внимание исследователей.

В рамках этого раздела введения необходимо показать не только значимость темы, но и степень ее исследованности, то есть научную актуальность работы. Для этого необходимо вспомнить опыт предшественников, определить вопросы в рамках темы, которые не получили должного разрешения или нуждаются в пересмотре. Важно выявить существующие в избранном для исследования направлении противоречия, на основании которых формулируется проблема, делающая исследование актуальным.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы текста показать главные факторы актуальности темы.

Пример такого рассуждения:

  • В немалой степени стабильному коммерческому успеху организации способствует ее позитивный имидж. Построение устойчивого положительного имиджа на современном этапе переходит в разряд первостепенных стратегических задач, стоящих практически перед любой организацией, независимо от ее размеров, сферы деятельности и формы собственности. Над обретением индивидуального лица наравне с коммерческими структурами работают высшие учебные заведения, законодательные и административные органы власти различных уровней, музеи, банки, больницы и даже налоговая полиция. Положительный имидж свидетельствует о запасе прочности, позволяющей пережить кризис с минимальными потерями (естественно, при правильно поставленном кризис-менеджменте) и в короткие сроки вернуться к нормальной деятельности.

б) Объект и предмет исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования:

  • процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
  • срез реальности, на который направлена активность исследователя.

Предмет

· то, что находится в границах объекта.

· отдельный аспект данного среза реальности; та сторона, та точка зрения, та проекция, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные точки зрения исследователя признаки объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.Например:

  1. Объект исследования - деятельность по связям с общественностью в органах местного самоуправления. Предмет исследования - основные направления деятельности по связям с общественностью в администрации сельского поселения «Дутово» Вуктыльского района Республики Коми.
  2. Объект исследования - связи с общественностью в системе государственного управления; предмет исследования - деятельность по связям с общественностью Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми.

Один и тот же объект может быть предметом разных исследований и даже научных направлений. Например, объект «человек» может исследоваться и физиологами, и психологами, и историками, и социологами и т.п. Но предмет исследования у разных специалистов будет разным. У физиолога предметом исследования может быть состояние кровеносной системы человека, у психолога - процессы человеческой психики и т.д.

в) Обзор литературы по исследуемому вопросу

Обзор литературы - это статьи и книги, в которых прямо или косвенно затронута тема, изучаемая автором курсовой работы. Обзор литературы по проблеме имеет своей целью выявить степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке и, следовательно, не может быть лишь простым перечислением ранее написанных монографий и статей.

Материалы обзора литературы следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности. Обзор литературы будет выполнить проще, если вы провели основательную предварительную работу и составили картотеку (см. 2.3 Систематическое изучение литературы).

Обычно выделяют следующие принципы обзора литературы: проблемный и хронологический. В том случае, когда принят хронологический принцип, обзор проводится так, чтобы выделить этапы развития взглядов на изучаемые проблемы, показать борьбу концепций и школ на тех или иных этапах. Изученная специальная литература располагается по хронологии выхода в свет. При этом, конечно, эти работы в обзоре группируются по направлениям.

Однако для обзора работ в области связей с общественностью и рекламы более удобен проблемный принцип. В этом случае обзор проводится так, чтобы литература вопроса была сгруппирована по основным проблемам курсового исследования. Например:

  • Литературу, использованную для подготовки курсовой работы, можно разделить на две большие группы. Во-первых, это учебники и учебные пособия, затрагивающие различные аспекты теории и практики связей с общественностью, а также смежные с данной темой сферы. Во-вторых, это публикации последних лет в специализированных печатных и онлайн-изданиях по связям с общественностью, посвященные практическим аспектам профессиональной культуры специалистов по связям с общественностью, а также проблемам современного PR-образования.
  • Литературу, использованную при написании данной работы, по характеру рассматриваемых в ней проблем можно разделить на три группы: труды, посвященные сфере связей с общественностью в целом; исследования по маркетинговым коммуникациям; работы, рассматривающие имидж личности и организации.

Не стоит слепо копировать из методички предложенные примеры группировки литературы. Принцип обзора литературы подсказывается характером собранного вами материала по конкретной теме. Подумайте, какие основные типы проблем или сферы деятельности были важны вам для освещения вашей темы, т.е. что именно вам нужно было узнать и уточнить до написания текста работы. Эти общие направления и будут, в свою очередь, объединять выбранные вами для курсовой работы публикации.

После того, как будут обозначены основные группы использованных работ, нужно дать общий обзор каждой выделенной группы. Обзор группы можно начинать примерно так:

· В работах первой группы рассматриваются основные вопросы, связанные со спецификой организации и осуществления деятельности по связям с общественностью в государственных учреждениях[2].

В конце такого предложения обязательно должна быть сноска, в которой указываются все работы данной группы. Работы должны быть выстроены в алфавитном порядке, через «;».

Помните, что все работы, которые вы указываете во введении, потом должны упоминаться в тексте глав и в «Списке источников и литературы». Только в этом случае вы убедительно доказываете, что все работы действительно были важны для вашего исследования.

Обзор литературы по группам должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать научные работы, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Обозрение должно кратко ответить на вопрос: в какой мере тот или иной автор (или группа авторов) пытался решить или решил вопрос, вынесенный в заглавие курсовой работы. В обзоре незачем излагать всё, что стало известно исследователю из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Например:

· Особую ценность для исследования представляет работа А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, в которой PR-коммуникация в сфере политики рассматривается при помощи формулы RACE, приводятся конкретные примеры ее применения[3].

В конце рассуждения такого типа обязательно приводится сноска на указанную работу.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературы и консультаций со своим научным руководителем.

Обзор литературы должен показать знание студентом динамики изучения проблемы (темы), что позволит определить место исследования самого студента в изучении темы, решении проблемы. В конце обзора необходимо сделать вывод о возможности, опираясь на имеющуюся литературу, раскрыть исследуемую тему в необходимом объеме.

В общем и целом обзор литературы может выглядеть следующим образом:

  • Работы первой группы призваны дать развернутую теоретическую характеристику понятия профессиональной культуры и содержания профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью[4]. К сожалению, далеко не все учебники по теории и практике связей с общественностью уделяют должное внимание данной теме. Наиболее полно по сравнение с остальными работами понятие и содержание профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью представлено в учебнике С.М. Емельянова, где этому вопросу посвящена целая глава[5]. В большинстве прочих работ теме профессиональной культуры в лучше случае уделено несколько абзацев. Вторая группа научных работ позволяет охарактеризовать, каким образом происходит реализация теоретических аспектов профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью на практике и какими сложностями сопровождается данный процесс[6]. Авторами объединенных в данную группу публикаций являются преподаватели вузов, студенты и PR-практики различных регионов России и ряда зарубежных стран. Это позволяет, во-первых, представить комплексное видение ситуации через сопоставление точек зрения основных участников процесса формирования профессиональной культуры в сфере связей с общественностью. Во-вторых, предоставляется возможность сравнить достижения и проблемы PR-образования и требования работодателей к специалистам по связям с общественностью в России и зарубежных странах. В совокупности обе группы работ позволяют осветить основные теоретические и практические аспекты сферы профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью. Однако для создания наиболее полного представления об особенностях профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью необходимо привлечь целый ряд источников.

г) Анализ источников

В этой части должны быть охарактеризованы и сопоставлены все выявленные автором источники.

Очень часто студенты затрудняются выделять источники исследования и отличать их от литературы.

Источник – это фиксация какого-либо события, чаще всего очевидцем. В отличие от литературы, где присутствует аналитика, сопоставление, предположения и гипотезы, источник – это непосредственное отражение события, объективное или субъективное. Например, размышления В.В. Комаровского, А.Н. Чумикова или любого другого автора на предмет специфики деятельности по связям с общественностью в государственных учреждениях, опубликованные в печатном или электронном виде, – это литература. А вот «Положение об отделе по связям с общественностью» в каком-нибудь министерстве или ведомстве – источник. Публикация в СМИ о проведенной государственной структурой презентации, конкурсе или другом мероприятии – это тоже источник. Опубликованное на сайте интервью руководителя организации – источник. Любой законодательный акт также будет являться источником.

Чаще всего (однако, есть и исключения) литература помогает дать характеристику объекта исследования, а источники непосредственно относятся к предмету исследования.

Все источники, использованные для написания работы, необходимо сгруппировать. И здесь уже, в отличие от группировки литературы, используется другой принцип. Есть четко выделенные, устоявшиеся типы источников, которые могут быть использованы в вашей работы. Выдумывать группы самостоятельно будет совершенно некорректно.

Можно выделить следующие группы источников:

  • законодательные акты
    • Любые законодательные акты.
  • делопроизводственная документация
    • Сюда входят различные Положения, локальные акты, уставы и т.п.документация организации
  • материалы СМИ
    • Здесь речь идет НЕ об опубликованных в специализированных журналах научных статьях, а о репортажах, заметках, интервью и т.п. журналистских материалах, связанных с организацией, персоной, событием.
  • онлайн-источники
    • Опять же речь НЕ идет об опубликованных на сайтах или в соцсетях книгах или аналитических статьях. Онлайн-источником будет являться сайт организации или персоны, аккаунты организации или персоны в соцсетях и т.п. Т.е. любые онлайн-материалы, которые позволяют вам ознакомиться с предметом исследования.
  • аудо-визуальные источники
    • Это любые изображения, аудио- и видеозаписи, которые касаются предмета исследования (рекламные плакаты, портреты, фотографии, записи интервью и мероприятий, теле- и радиопередач и т.п.). Они могут быть опубликованы в сети Интернет (в этом случае, их, в принципе, можно отнести и к онлайн-источникам) или же записаны на электронный носитель (тогда уже они будут являться аудо-визуальными источниками).
  • источники статистического характера
    • Т.е. любые статистические данные. Они могут быть как опубликованными (в печатном или электронном виде), так и не опубликованными. Если такого рода данные будут опубликованы в сети Интернет, их, в принципе, можно отнести и к онлайн-источникам. Но вот статистика по группе в социальных сетях (если она не опубликована в открытом доступе и вы имеет выход на нее только как администратор группы или же она была вам предоставлена администратором) – это источник статистического характера.
  • источники личного происхождения.
    • Традиционно сюда входят мемуары, дневники, письма. Электронные письма в этом случае будут источниками личного происхождения (если они не были опубликованы на открытом ресурсе). А вот онлайн-дневник – блог – это будет онлайн-источник, т.к. он находится в открытом доступе.

Задача студента – сгруппировать все использованные в процессе исследования источники по группам. Не является обязательным тот факт, что для исследования нужно привлечь все указанные типы источников. Однако, чем шире круг источников, тем более основательно и разносторонне вы сможете проанализировать и представить предмет вашего исследования.

Анализ источников строится по тому же типу, как и обзор литературы. Сначала необходимо перечислить все использованные группы источников, а далее дать характеристику каждой группы.

Анализ группы можно начинать примерно так:

· Отдельной группой являются онлайн-источники Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми[7].

В конце такого предложения обязательно должна быть сноска, в которой указываются все источники данной группы, выстроенные в алфавитном порядке, через «;».

Помните, что все источники, которые вы указываете во введении, потом должны упоминаться в тексте глав и в «Списке источников и литературы». Только в этом случае вы убедительно доказываете, что все источники действительно были важны для вашего исследования.

Анализ источников должен наглядно продемонстрировать умение студента анализировать, систематизировать критически рассматривать информацию, выделять существенное. Анализ источников должен подтвердить, что тема подкреплена достаточной источниковой базой и привлеченные материалы позволяют всесторонне охарактеризовать предмет исследования (подобный вывод должен прозвучать в завершающей анализ части).

В общем и целом анализ источников может строиться следующим образом:

  • Источниками для написания данной работы послужили законодательные акты, которые можно разделить на две группы: во-первых, это этические кодексы связей с общественностью, и, во-вторых, нормативные акты законодательства Российской Федерации, непосредственно касающиеся сферы связей с общественностью. В первую группу вошли этические кодексы наиболее крупных международных и национальных PR-организаций, а также этический кодекс Российской ассоциации по связям с общественностью[8]. Вопросы этики и социальной ответственности, по мысли PR-практиков, составляют ядро деятельности специалиста по связям с общественностью. В связи с этим, четкое понимание границ этики в сфере PR является необходимым условием характеристики профессиональной культуры. Вторая группа источников объединяет основные, касающиеся сферы связей с общественностью нормативные акты законодательства РФ: образовательные стандарты высшего профессионального образования в сфере связей с общественностью 2000 г. и 2010 г., а также дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих от 2003 г., означавшие признание профессии специалиста по связям с общественностью на государственном уровне[9]. Эта группа документов позволяет представить официальное видение функций и сферы профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Анализ указанных источников позволяет наиболее полно осветить содержание профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью.

д) Формулирование целей и задач работы

После обзора литературы и анализа источников логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (2-3 задачи – в соответствии с предполагаемым количеством глав), которые предстоит решать исходя из цели исследования. Иногда количество глав можно соотносить с количеством параграфов работы (параграфы – составные части глав). В этом случае, количество задач увеличивается, работа исследователя усложняется, т.к. теперь каждый параграф должен четко демонстрировать решение поставленной во введении задачи. Такая усложненная структура не рекомендуется для написания исследовательских работ на 1-2 курсе.

В определении цели работы намечается стратегическая программа всего исследования. Цель исследования – это то, чего в самом общем виде автор должен или намерен достигнуть в итоге работы, т.е. для чего выполняется работа, какой ожидается конечный результат. Для формулировки цели можно использовать следующие глаголы: разработать, обосновать, проанализировать, обобщить, выявить и т.д. Цель должна быть грамотно сформулирована, максимальна конкретна и лаконична.

Задачи исследования намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели, т.е. исполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Задачи – своего рода ступеньки к цели, последовательные шаги по которым приводят к нужному результату. Постановка задач наглядно демонстрирует, что необходимо сделать исследователю, чтобы добиться поставленной цели.

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку решение задач составит содержание глав научной работы; обычно используются глаголы изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п. Из формулировок задач исследования, в свою очередь, рождаются и заголовки глав.

Пример формулировки цели и задач исходя из темы исследования:

Тема «Создание фирменного стиля и коммуникативных интеграторов (на примере магазина предметов интерьера, салона выставок-продаж «ДОМ CRÉATIF»)», 3 главы

  • Цель исследования
    • создание системы фирменного стиля и корпоративных коммуникативных интеграторов для магазина предметов интерьера, салона выставок-продаж «ДОМ CRÉATIF» (г. Сыктывкар).
  • Задачи исследования:
    • проанализировать понятие «фирменного стиля» через смежные понятия «бренда» и «имиджа», а также рассмотреть основные составляющие фирменного стиля
    • обратиться к сущности понятия «корпоративной идентичности» в научной литературе, дать определение «коммуникативных интеграторов», а также рассмотреть их основные составляющие
    • на базе особенностей направления коммерческой деятельности предприятия «ДОМ CRÉATIF» создать проект фирменного стиля и коммуникативных интеграторов

Тема «Деятельность по связям с общественностью в государственных структурах (на примере пресс-службы Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми», 3 главы

  • Цель исследования
    • анализ специфики деятельности по связям с общественностью в государственных структурах на примере пресс службы Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.
  • Задачи исследования:
    • охарактеризовать функции, структуру и принципы деятельности по связям с общественностью в системе государственного управления;
    • выявить необходимые условия эффективности информационно-коммуникационной деятельности органов государственной власти в сети Интернет;
    • разработать ряд практических рекомендаций по развитию деятельности в сети Интернет пресс-службы Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

е) Методологическая основа работы;

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Метод–способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность принципов, приемов, правил и операций практического и теоретического освоения действительности. Слово методология происходит от греческого, что означает «путь исследования», «способ познания».

При характеристике методов исследования, необходимо объяснить, почему были использованы именно указанные методы. Использование тех или иных методов определяются целью и задачами исследования.

Можно выделить следующие методы научного исследования.

Методы эмпирического исследования. Входят в состав общенаучных методов. Их основная задача – характеристика объекта исследования на эмпирическом уровне, т.е. исследование реальности происходит без объяснения причинно-следственных связей. Разновидности:

  • Описание
    • познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
  • Наблюдение
    • целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности человека. Наблюдение не позволяет исследователю влиять на изучаемый объект (принцип невмешательства). Основные требования к научному эксперименту – возможность контроля путем повторного наблюдения либо с помощью других методов.
  • Эксперимент
    • научно-поставленный опыт; активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, который могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
  • Сравнение
    • познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта, т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс.

Методы теоретического исследования. Входят в состав общенаучных методов. Их основная задача - на теоретическом уровне выявить и объяснить существование причинно-следственных связей в исследуемой реальности; классифицировать, систематизировать. Разновидности:

  • Теоретический анализ и синтез
    • мысленное разделение предмета с целью изучения его по составным частям (анадиз) и мысленное воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (синтез). Синтез и анализ взаимодействуют друг с другом.
  • Функциональный анализ
    • установление связи отдельных элементов со всей структурой, системой (особенности развития, функции и роль элементов)
  • Контент-анализ
  • Абстрагирование и конкретизация
    • процесс мышления, в результате которого исследователь, отвлекаясь о т несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному, наполняя абстрактное конкретным содержанием, одновременно выделяя интересующие свойства. В результате образуются различного рода «абстрактные понятия», как отдельно взятые («развитие», противоречие»), так и их системы.
  • Обобщение
    • процесс установления общих свойств и признаков предмета. Тесно связано с абстрагированием.
  • Дедукция
    • знание, в рамках которого из общих положений выводится частное объяснение; восхождение процесса познания от общего к единичному.
  • Индукция
    • переход от частных моделей к общим. Движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщение в выводах). Индукция и дедукция – противоположные, взаимодополняющие ходы мысли.
  • Метод аналогии
    • установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Т.е. на изучаемый объект, который исследователю не известен, переносятся знания с аналогичного объекта, уже изученного и известного исследователю. На основании выявленного сходства делается соответствующие вывод умозаключение по аналогии Аналогия дает не достоверное, а вероятностное знание.
  • Моделирование
    • метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) – оригинала модели. По характеру модели выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. При идеальном моделировании модели выступают в виде графиков, формул и т.д. В настоящее время широко распространено компьютерное моделирование.
  • Системный подход
    • совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Специфика такого подхода ориентирует исследователя на раскрытие целостности развивающего объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
  • Структурный метод
    • строится на основе выделения в целостных системах их структуры – совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга. Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях/
  • Генетический метод
    • выяснение происхождения и причин изучаемого явления, комплекса предшествующих условий, а не просто ссылка на действие общих законов и стадий развития.
  • Конциляционный метод
    • (фр. – примирение, соглашение) требует бережного отношения к работам своих предшественников, этического отношения к науке; ставит задачей исследователя соединить истины, присутствующие в каждой публикации по изучаемой теме.
  • Статистический метод

Кроме того, н

Наши рекомендации