Понятие и принципы избирательного права РФ.
термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:
1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
2) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;* другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Совет Федерации - это верхняя палата Федерального Собрания, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законодательного и один от исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Данный закон устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации. В Совет Федерации, таким образом, входили представители органов государственной власти субъекта РФ исключительно по должности. Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» существенно изменил порядок формирования верхней палаты. Согласно этому Закону в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от законодательного (представительного) и один от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в Совете Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - губернатором края, области, президентом республики, мэром города федерального значения. Такое решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должного лица субъекта РФ, после чего в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и вступает в силу при условии: против назначения представителя не проголосуют 2/3 от общего числа его (органа) депутатов на очередном или внеочередном заседании данного органа.