Характер социально-экономического развития. Раннефеодальное государство
В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, использование труда холопов и отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древнерусское государство еще не было феодальным.
Большинство исследователей считает Древнерусское государство раннефеодальным. Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации. Но вместе с тем крестьянское население часть своего продукта отдавало князю и его дружинникам в виде дани.
Отсутствие феодальных вотчин компенсировалось распределением дани среди дружинников, которые были ядром господствующего класса. Следовательно, совершенно очевидно, что в Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу
K. этому времени, очевидно, сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Феодальные производственные отношения характеризуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, Отсюда личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был отдавать ему часть своего труда или продуктов. Это была земельная рента. Рента могла быть отработочной (барщина), натуральной или денежной (оброк).
Складывание боярского землевладения шло несколькими путями:
1. князь жаловал своим дружинникам определенные территории для сбора дани и она впоследствии превратилась в наследственное владение
2. князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель
3. дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины класса феодалов
4. превращение в феодалов старой родо-племенной знати,
5. выделение из общин наиболее богатых общинников, «лучших людей»
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался либо боярином, либо князем. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимости/Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — закупы. Закуп должен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые «холопами», или «челядью», которые пополнялись как из числа пленников, так и из числа разорившихся соплеменников.
Политический строй Древнерусского государства включал в себя как черты новой феодальной формации, так и старой, первобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружиной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него большей щедрости.
Старшие дружинники, наиболее уважаемые, составляли постоянный совет (думу) князя и именовались боярами. У некоторых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, делившая между собой дань, представляла зарождавшийся класс землевладельцев.
Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.
Князь и его дружина, занимаясь военным делом профессионально, обеспечивали защиту и безопасность остального населения, тем самым предоставляя соплеменникам свободу в выборе рода занятий. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления - народным вече. Народное собрание (вече) активно действовало в IX - XI вв. Народные старейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе, и без их согласия князю было, видимо, трудно принять то или иное важное решение.
Однако сосредоточение в руках князя военной и судебной власти ограничивало полномочия родовых и племенных старейшин, основанные на традициях и обычаях уходящего в прошлое уклада.
Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси
Для Киевской Руси был характерен высокий для того времени уровень культуры.
Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность ("черты и резы"), образцы которой сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского письма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Кириллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После крещения Руси центрами письменности и книжного дела стали возникшие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки.
В XI в. грамотность проникает в среду феодалов. По словам летописи, Ярослав Мудрый любил читать книги. Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский.
Первые дошедшие до нас русские книги относятся к XI в. Средневековая культура была элитарной. Книги были доступны лишь богатым людям. Стоили они очень дорого, так как изготавливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.
Одними из древнейших дошедших до нас русских рукописей являются "Изборники" 1073 и 1076 гг., изготовленн ц для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В "Изборника ,"' собраны произведения религиозного, философского, поучительного характера. К XI в. относится зарождение русской литера гуры.
Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII - XIII вв. Создаются публицистические произведения - "Моление Даниила Заточника", назидательные - "Поучение князя Владимира Мономаха своим детям". Жемчужиной древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве" - повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187г.
Древнейшим элементом русской духовной культуры было устное народное творчество, былинный эпос. Широко были распространены в народе заклинания, связанные с языческими праздниками и хозяйственной деятельностью, свадебные песни, похоронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В Х - XI вв. начали складываться киевские былины о защитниках Русской земли -богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появились новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл песен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.
В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись - "Повесть временных лет" -была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея "Повести" - единство русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри. Нестору также принадлежат "Житие основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия" и "Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба".
В XII - XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах, и летописание приобрело отчасти "областной" характер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной Руси была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Восточной - Лаврентьевская.
Киевский митрополит Илларион написал "Слово о законе и благодати", в котором восхваляет князя Владимира и всю Русскую землю.
Игумен Даниил описал свое путешествие в "святую землю" Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. Это был новый жанр, получивший название "хождение".
Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. Памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Большинство каменных сооружений было разрушено во время нашествия Батыя.
Каменное строительство на Руси началось в конце X века после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами.
Князь Владимир в 989 году заложил в Киеве Десятинную церковь. Так она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, то есть десятая часть доходов князя. Строительство церкви было завершено в 996 году, а разрушена она была в 1240 году. Церковь была украшена резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, расписана фресками. Рядом с церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца.
При Ярославе Мудром византийскими архитекторами около 1037 года был построен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней. Это замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Фрески башен Софийского собора изображают военные и охотничьи сцены, животных, птиц, представления скоморохов и т.п. Среди фресок собора есть портретное изображение Ярослава Мудрого с семьей.
В XI в. были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях. Замечательным произведением искусства является Софийский собор в Новгороде.
Уровень культуры Древней Руси ярко отражался в развитии ремесел. Существовало от 40 до 60 ремесленных специальностей, многие изделия русских мастеров поднимались до уровня искусства.
Успехи были достигнуты в металлообработке. Русские кузнецы из железа изготавливали сельскохозяйственные орудия, молоты, клещи, гвозди и т.д. Изготавливалось оружие. В XI веке русские мечи появляются на мировых рынках. Высокого развития достигло гончарное искусство. В Х веке появляется гончарный круг.
Больших достижений добились древнерусские ювелиры. Они делали серьги, кольца, ожерелья, подвески. Выполнялись они из серебра, золота, применялась разноцветная эмаль. В древнерусских кладах находили большое количество ценных ювелирных украшений.
Уникальное значение приобрела на Руси иконопись. Первые иконы, привезенные из Византии, дают представление о византийской школе иконописи. Среди них одна из главных святынь русского народа - икона "Владимирская Богоматерь". В XII в.
появились и собственные древнерусские иконы. В XII - XIII вв. зародились национальные иконописные школы (в Новгороде, Ярославле, Владимире).
Характерной чертой бытовой жизни населения является существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах, полуземлянках с земляными полами (на юге) и в срубах с деревянными полами (на севере). В городах строились дома (срубы), нередко двухэтажные (как правило, нижний этаж был хозяйственным, а верхний - жилым).
Совсем иными были жилые помещения знати. Называли их хоромами. Они представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами. Было множество галереек, крылец, и была обязательно башня (терем).
Основным видом одежды как у женщин, так и у мужчин была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин. У простых людей рубаха была домотканая, у знати - из дорогих тканей. Мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны, а женщины поверх рубахи надевали юбку.
Верхней одеждой у простых людей была свита - длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также плащи. Плащи знати были из дорогих тканей, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи назывались "корзно". Это были длинные одеяния, застегивающиеся на одном плече золотыми застежками. Простые шубы -"кожухи"- носили крестьяне и ремесленники. Знать носила шубы из дорогих мехов, шитые золотом.
Крестьянской обувью были лапти - "лыченицы". Горожане носили кожаную обувь: сапоги или туфли - "поршни". У знати сапоги были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, иногда украшенные золотой вышивкой.
Развлечением знати были охота ("ловы") и богатые дружинные пиры. На столах была дорогая посуда, кубки, серебряные ложки.